Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "История"

Работа состоит из  1 файл

ИСТООООРИЯ.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

К началу века Россия достигла значительных успехов. По абсолютным объемам  производства она вошла в пятерку  крупнейших держав мира. Удельный вес  России в общемировом производстве продукции неуклонно повышался. Однако кризис 1900-1903 гг. не миновал Россию; особенно сильно он ударил по отраслям тяжелой промышленности.

По государственному устройству Россия оставалась абсолютной монархией. В условиях роста политической и социальной напряженности с 90-х годов ХIХ века в России происходит формирование политических партий и организаций. Следующая волна этого процесса наступает в ходе первой российской революции 1905 – 1907 гг., после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года. Революция 1905-1907 гг., несмотря на поражение, имела огромное значение для экономического и политического развития страны.

Поиск путей реформирования общественного устройства России привел общественное движение к мысли о необходимости создания общероссийского представительного органа.

Массовое революционное  движение в стране вынудило царизм пойти на создание центрального законодательного учреждения. 11 декабря 1905 г. царское  правительство издает закон о  выборах в 1 Государственную думу. По закону более половины населения страны было лишено избирательных прав.

Резкие разногласия  между царским правительством и  Думой с первых дней ее существования, отказ исполнительного органа подчиняться  законодательному в конечном итоге закончились роспуском I Государственной думы 9 июля 1906 г.

Самодержавие стремилось обеспечить приемлемый для себя состав новой Думы. Однако II Государственная  дума (2 февраля - 2 июня 1907 г.) оказалась  более левой, чем первая. Большинство  депутатов принадлежали к трудовикам и кадетам.

Почувствовав себя достаточно сильным, царское правительство перешло в наступление, и 3 июня 1907 г. царским манифестом была распущена II Государственная дума. По новому избирательному закону число выборщиков от помещиков и крупной буржуазии было значительно увеличено. Вследствие ограничений могли принять участие в выборах только 13% взрослого населения.

Собравшаяся на первое заседание 1 ноября 1907 г. III Государственная дума (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.) разительно отличалась от двух предыдущих по своему классовому, профессиональному и партийному составу. Фракция трудовиков насчитывала всего 14 депутатов, сильно сократилось число кадетов. Самую многочисленную фракцию составили октябристы – 154 депутата.

В январе 1912 г. Дума приняла закон о государственном страховании рабочих, распространяющийся только  на фабрично-заводских и  горнозаводских рабочих. Национальный  вопрос   постоянно  поднимали   русские  шовинисты, выдвинувшие лозунг «Россия для русских».

Выборы в IV Государственную думу (15 ноября 1912 г. – 6 (19) октября 1917 г.) проходили осенью 1912 г. в условиях революционного подъема. Предвыборная кампания шла на фоне дискуссий — быть или не быть конституции? По своему партийному составу новая Дума мало отличалась от предыдущей. С началом первой мировой войны на заседаниях Думы стали рассматриваться проблемы войны, внешней политики.

Законопроекты  сначала  рассматривались  думским совещанием, в комиссиях, на заседаниях Думы в  трех чтениях. И только после утверждения  проекта Государственным советом он приобретал силу закона. При таком порядке, хоть и обеспечивалась тщательная проработка законов, но утверждение их затягивалось иногда на годы. По бюджетным  вопросам полномочия Думы не распространялись на статьи расходов по содержанию царского двора, на платежи по государственным долгам и обязательствам.

Оценивая первый опыт российского парламентаризма, необходимо отметить, что деятельность Думы была далека от совершенства. Она сковывалась антидемократическими нормами, регулирующими порядок ее работы, и столь же антидемократическим законом о выборах. Тем не менее Дума стала центром легальной политической борьбы, а утвердившийся в ней открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государственными финансами и действиями властей – все это способствовало политическому просвещению народа, росту его политической активности, развитию традиций демократического решения важнейших государственных вопросов.

30. Российская  промышленность в конце XIX — начале ХХ вв. С.Ю. Витте и его реформы.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической  политикой правительства и его  главы С. Ю. Витте (1849—1915гг.). Он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния  «хозяина земли Русской» Николая II (1894—1918 гг.). Николай не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков  стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение «золотого стандарта», т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии.

По инициативе Витте  была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900—1903 гг., завершившего промышленный подъем 1895—1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В истории России конца XIX — начала XX вв. С.Ю. Витте занимает исключительно важное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного Совета — служебные посты этого политического деятеля, который стал символом возможности и одновременно беспомощности государственной системы.

В 1892 г. Витте занял  пост министра финансов. Важнейшей  задачей Витте было поощрение  развития отечественной промышленности. Он считал индустрию локомотивом народного хозяйства. В своей деятельности он опирался на концепцию Фридриха Листа — “теорию национальной экономии”, суть которой заключалась в том, что “бедным странам” необходимо в целях экономической модернизации добиваться баланса импорта и экспорта с помощью таможенного покровительства.

Индустриализация требовала  значительных капиталовложений из бюджета, что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им реформы  было введение в 1894 г. государственной винной монополии, ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %). Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото.

Последнее позволило привлечь иностранный капитал в российскую экономику, т.к. иностранные инвеститоры могли теперь вывозить из России золотые рубли. Таможенный тариф ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции, правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900 — 1903 гг. правительство щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная система, выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулятором отечественной промышленности.

Однако процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические  методы хозяйствования (прибыль, себестоимость  и т.д.) не коснулись государственного сектора экономики — крупнейшего в мире. Это были заводы оборонного значения. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны.

В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве. Его курс социальной политики — это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития, сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.

Изменения мировой экономической  конъюнктуры на рубеже XIX — XX вв. привело к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 90-е гг. — металлургии, машиностроения, нефте- и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России Недовольство политикой Витте привело к отставке в 1903 г.

На политическую арену  он вернулся осенью 1905 г. в качестве главы Совета Министров. В августе 1905 г. ему удалось заключить Портсмутский мир с Японией, за этот дипломатический  успех Николай II даровал ему титул графа. Российский реформатор вновь оказался востребованным в политической жизни страны.

31. Аграрное  развитие России в конце XIX — начале ХХ вв. Реформы П.А.  Столыпина.

В 1909—1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862—1911 гг), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906—1911 гг.

Цель реформы: сохранение помещичьего землевладения, ускорение буржуазных изменений в сельском хозяйстве, воспитание в крестьянине чувство собственника, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создать там опору правительства – сельскую буржуазию.

Суть реформы:

  1. Указ от 9 ноября 1906г. разрешил выход крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910г. сделал выход обязательным.
  2. крестьянин мог объединить участки земли в единый отруб или выселиться на отдельный хутор
  3. создавался фонд из части казенных и императорских земель
  4. для покупки земли Крестьянский банк давал денежные ссуды
  5. правительство поощряло переселение крестьян за Урал, т.к. в центре России  был “земельный голод”.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая  политика. С одной стороны, переселение  в Сибирь и Казахстан позволяло  уменьшить социальное напряжение в  Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличилась покупательная  способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом  зерна.

На деле: 35% крестьян вышло из общины  10% завело хуторское хозяйство. 16% переселенцев вернулось в центральные районы и пополнили армию пролетариев. 20% крестьян, взявших ссуду разорились. Нужды крестьянина в земле не были удовлетворены. Реформа ускорила социальное расслоение – формирование сельской буржуазии и пролетариата.

32. Участие  России в Первой мировой войне.

Геополитическое положение России накануне в-ны:

  1. завершилось создание огромной многонац империи
  2. большая армия и флот и подчиненный ей промышленно-сырьевой потенциал
  3. Россия стала мировой колониальной державой. Участвовала в колониальном разделе мира. (Ср. Азия, Закавказье, Дальний Восток, Манчжурия, Афганистан).

Т.о. в России завершился процесс создания имперского государства.

Причины войны:

  1. сложное сочетание нац-х и империалист-х настроений Европейских гос-в
  2. инертность мышления отсюда силовые методы как продолжение политики мирного времени
  3. экономич причины (милитаризм и др.)
  4. глубокий кризис европейской цивилизации

Повод: убийство в Сараево эрц-герцога Франца Фердинанта 28.06.1914.

  1. Австро-Венгрия представляет Сербии ультиматум:
  2. расчистить все тайные территориальные орг-ции
  3. разогнать всех сочувствующих этим орг-циям
  4. расследование убийства Ф.Ф. будут вести австрийские чиновники.
  5. Австрия объявл в-ну Сербии.
  6. в России нач всеобщ мобилизация. Германия требует ее прекратить. Россия не прекращает - и 19.07.1914 Г объявл в-ну России.

20.07.1914 Англия объявл в-ну Г. Франция заявл о поддержке России, и

  1. Г объявл в-ну Фр
  2. А-В объявл в-ну России

С первых дней образовалось два фронта: Зап (в Бельгии и Франции) и Восточный (против России). Верх главкомом русск армии был назначен великий князь Николай Ник-ч.

17.08.1914 - 1 русск армия под командованием ген Реннекампфа сломила нем оборону и за три дня боев продвинулась вглубь Вост Пруссии, полностью уничтожив несколько нем дивизий.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"