Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 11:53, шпаргалка

Описание

1.Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
2. Внутренняя политика Александра I (1801-1812 гг.)
3. Отечественная война 1812
4. Отечественная война 1812. Бородино. Изгнание французов
6. Внутренняя политика России 1815-1825

Работа состоит из  1 файл

1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX.doc

— 619.00 Кб (Скачать документ)

Сразу же после 1 марта 1881 г. представителями  придворной аристократии была создана «Священная дружина» — конспиративная организация для охраны особы царя и противодействия революционному террору. В 1883 г. Александр III распорядился прекратить деятельность «Священной дружины», методы которой получили скандальную огласку. Кроме того, соперничая с государственной полицией, она стала ей помехой в борьбе с революционерами.

29 апреля 1881 г. был обнародован написанный Победоносцевым при участии Каткова манифест «О незыблемости самодержавия». В нем провозглашалось, что император «с верою в силу и истину самодержавной власти» будет ее «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». На следующий день Лорис-Медиков подал царю прошение о своей отставке.

 

34. Внутренняя политика России 1881-1894

Если в начале 1881 года получил Высочайшее одобрение проект Лорис-Меликова (так называемая «конституция Лорис-Меликова») об участии представителей от земств и значительных городов в подготовке дальнейших законодательных мероприятий, то убийство императора Александра II остановило осуществление этой государственной меры.

Новый император Александр III 8 марта 1881 года провёл заседание Комитета министров с участием великих  князей для обсуждения проекта Лорис-Меликова о созыве законосовещательных комиссий; на заседании с резкой критикой предположений Лорис-Меликова выступили Победоносцев и Сергей Строганов. Проект Лорис-Меликова был отвергнут.

После некоторого периода колебаний, 29 апреля 1881 года императором был  подписан составленный Победоносцевым документ, известный в историографии как Манифест о незыблемости самодержавия, который возвестил об отходе от прежнего либерального курса.

Сразу же по издании Манифеста либерально настроенные министры и сановники (Лорис-Меликов, Дмитрий Милютин, великий  князь Константин Николаевич) вынуждены были подать в отставку; во главе Министерства внутренних дел 4 мая стал граф Николай Игнатьев, имевший тогда репутацию славянофила; во главе военного министерства — Пётр Ванновский. Изданный графом Игнатьевым 6 мая 1881 года «циркуляр начальникам губерний», среди прочего, гласил: «великие и широко задуманные преобразования минувшего Царствования не принесли всей той пользы, которую Царь-Освободитель имел право ожидать от них. Манифест 29-го апреля указывает нам, что Верховная Власть измерила громадность зла, от которого страдает наше Отечество, и решила приступить к искоренению его.

Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного  спокойствия предоставлял право  политической полиции в 10 губерниях  Российской империи действовать  согласно ситуации, не подчиняясь администрации  и судам. Власти при введении этого  законодательного акта в какой-либо местности могли без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, органы печати и торгово-промышленные предприятия. Фактически в России устанавливалось чрезвычайное положение, просуществовавшее, несмотря на временный характер этого закона, до 1917 г.

Начало 1880-х годов ознаменовалось, впрочем, рядом важных мероприятий, отчасти уже подготовленных в  предшествующее царствование. Понижение  выкупных платежей, узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель (1881—1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года. Отмена подушной подати (18 мая 1886 года), налог на наследства и процентные бумаги, повышение промыслового обложения (1882—1884) обнаруживали желание приступить к коренному переустройству податной системы, в смысле облегчения беднейших классов; ограничение фабричной работы малолетних (1882) и ночной работы подростков и женщин (1885) было направлено на защиту труда; учреждение комиссий по составлению уложений уголовного и гражданского (1881 — 82) отвечало несомненной назревшей потребности; учрежденная в 1881 комиссия статс-секретаря Каханова приступила к подробному изучению нужд местного управления, с целью усовершенствования областной администрации применительно к началам крестьянской и земской реформы.

В 1889 году для усиления надзора  за крестьянами были введены должности  земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных  дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 года было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882—1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов; начальные школы передавались церковному ведомству — Святейшему Синоду.

Наряду с этими единичными отзвуками  прежних начинаний все сильнее  пробивалось другое, противоположное  течение. Уже в 1882 — 84 годах были изданы новые, крайне стеснительные правила о печати, библиотеках и кабинетах для чтения, названные временными, но действовавшие до 1905. Затем последовал ряд мер, расширяющих преимущества поместного дворянства — закон о дворянских выморочных имуществах (1883), организация долгосрочного кредита для дворян-землевладельцев, в виде учреждения дворянского земельного банка (1885), на место проектированного министром финансов всесословного поземельного банка.

 

В сфере народного просвещения  состоялась новая университетская реформа (устав 1884 г.), уничтожившая университетское самоуправление. Был выпущен печально знаменитый циркуляр о кухаркиных детях, ограничивший получение образования детьми из низших слоев общества.

Наряду с ростом косвенного обложения шло повышение покровительственных таможенных пошлин.

 

36. Культура России в первой половине 19 века

Необычайный подъем русской культуры в I половине XIX в. позволил назвать это  время "Золотым веком".

Проникновение капиталистических  отношений в экономику усилило потребность в образованных людях. Существенное влияние на искусство оказала Отечественная война 1812 г.

В начале XIX в. уровень образованности общества был невысок. Поэтому просвещение  было признано важнейшим направлением государственной политики.

В правление Александра I создавалась  система государственного образования: одногодичные приходские школы; трехклассные уездные училища; семиклассные гимназии. Развивалось и высшее образование.

В начале XIX в. был основан целый  ряд университетов: Казанский, Харьковский, Петербургский. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Строительный в Москве и др. Увеличилось число гимназий и лицеев.

Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Основывается ряд научных обществ - Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Математик Н.И. Лобачевский создал теорию "неевклидовой геометрии". Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы. Академик В.В. Петров положил начало практическому применению электричества. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Больших успехов в медицине достиг хирург Н.И. Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом.

Мореплаватели И.Ф. Крузенштерн и  Ю.Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803 - 1806 гг.), а Ф.Ф. Беллинсгаузен  и М.П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории  государства Российского" Н.М. Карамзина. В конце 40-х гг. начал свои исследования историк С.М. Соловьев, создавший 29-томную "Историю России с древнейших времен".

Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был "Вестник Европы", основанный Н.М. Карамзиным. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.

Именно расцвет литературы позволил определить I половину XIX в. как "Золотой век" русской культуры. В Начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин.

Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В.А. Жуковского проявился "салонный" романтизм: воссоздание  мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Они призывали к борьбе за свободу и служению Родине.

Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм - стремление правдиво отображать действительность.

Основоположником реализма стал А.С. Пушкин (роман "Евгений Онегин"). В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева отчетливо  проявились черты реализма.

Смена стилей и направлений  происходила и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, ярким представителем которого был О.А. Кипренский.

В русской живописи становится популярен  бытовой сюжет.

Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов, изображавший картины из быта крестьян. Картины П.А. Федотова ("Свежий кавалер", "Сватовство майора") отличались реализмом и носили сатирический характер.

Особенно поразили современников  полотна К.П. Брюлова "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу".

Влияние реализма складывалось и в  музыке. Особое место в истории  русского музыкального искусства занимал  композитор М.И. Глинка. Он писал оперы ("Жизнь за царя", "Руслан и  Людмила"), романсы, этюды, хоры. М.И. Глинка был родоначальником классической музыки. Крупным представителем реализма был А.С. Даргомыжский (оперы "Русалка", "Каменный гость").

Первая половина XIX в. в архитектуре  стала временем расцвета классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитектора К.И. Росси (здание Генерального штаба) и А.А. Монферран (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здание Сената и Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А.А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым - здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И. Жилярда (перестройка здания Московского университета).

В первой половине XIX в. в целом завершился процесс формирования национальной культуры.

 

37. Культура России во второй половине XIX века

 

Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных  условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения.

Достижения Александра II в этой области не могли перечеркнуть даже контрреформы Александра III. Систему начального образования составляли церковно-приходские и земские, а также воскресные школы, запрещенные в 60- е годы. Количество гимназий с 1861 по 1887 г. увеличилось втрое, но указ "о кухаркиных детях" снизил число гимназистов. Кроме гимназий существовали реальные, коммерческие и другие училища. Женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ.

Большие успехи были достигнуты в  высшем образовании - количество университетов  к концу века достигло десяти. Университетский  устав 1863 г. давал университетам почти полную автономию в самых разных областях. Но в 1884 г. правительство Александра III ввело новый реакционный устав, лишивший университеты автономии и усиливший надзор за ними. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию - открыты курсы в разных городах.

Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской  науки. Труды И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" обобщали результаты опытов, заложили основы отечественной физиологии. И.И. Мечников совместно с Н.Ф. Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию (1886 г.), основал школу микробиологии и сравнительной патологии. Вместе с О.О. Ковалевским он заложил основы сравнительной эмбриологии. К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений.

Величайшим открытием Д.И. Менделеева стал периодический закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров разработал фундаментальную теорию химического  строения.

Открытия в области техники  принесли мировую известность русским  ученым. Это изобретения П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.О. Доливо- Добровольского. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881 г.). Попов изобрел  радио. Астроном Бредихин исследовал кометы. Достижения географии связаны с именами Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая.

Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и  общественно-политической жизни страны играла литература. Литературная критика  в лице Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского отстаивала принципы связи литературы с жизнью. Господствующим направлением становится критический реализм. Отсутствие в России трибуны политических дискуссий вело к тому, что выражение революционных взглядов и реакция на них переносились в литературу и искусство.

Во второй половине XIX в. расцвело творчество целой плеяды выдающихся мастеров: Тургенева, Гончарова, Л.Н. Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Подлинным демократизмом  пронизаны произведения Некрасова - поэта, редактора журналов "Современник" и "Отечественные записки".

В 80-х гг. появляются новые литературные дарования - Короленко, Чехов. Среди  поэтов широко известны Майков, Полонский, Фет, А.К. Толстой. Драматургия представлена такими выдающимися творцами, как Островский, написавший около 50 пьес, и Чехов, буквально ворвавшийся на театральные подмостки в конце века.

Вторая половина XIX в. стала временем бурного расцвета музыки. В 60-70 гг. развернулось творчество "могучей кучки" - композиторов Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Они творили в области симфонической, камерной, оперной музыки. Наиболее выдающиеся произведения - "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Снегурочка", "Садко", "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"