Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:58, автореферат
По мнению исследователей, Казахское ханство основано было в 60-х годах XV века. Процесс формирования казахской государственности был связан с основными жизненными потребностями родственных племен, так как вопросы сохранения этнической и территориальной целостности, обеспечение безопасности, создание условий для повседневной хозяйственно-бытовой деятельности не были решены ни в период существования Белой орды, ни в Ханстве Абулхаира, ни в Ногайской орде. Внутри этих государственных объединений не было политической стабильности. Историческую миссию, связанную с дальнейшей судьбой этнически близких племен, взяли на себя потомки Урус хана – султаны Жанибек и Керей.
По рассказу Мухаммеда Хайдара Дулата, хан моголов Султан Саид, узнав о выступлении Касым хана на Ташкент, поспешил к городу, чтобы действовать с ним вместе. Но, получив у горного прохода Кендерлик -между вилайетом Фергана и Ташкент, весть о том, что Касым отступил, Саид хан не решился идти один на Ташкент и повернул обратно. Осенью 1513 года на реке Чу он встречается с Касым ханом, чтобы убедить хана казахов в необходимости нового похода на Шайбанидов. Но Касым вежливо отказал.
Во втором десятилетии XVI века Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. В это время границы ханства на юге выходили на побережье Сыр-Дарьи и включали часть городов Туркестана, на юго – востоке они охватывали предгорья, и долины значительной части Семиречья, на северо-западе достигали бассейна реки Яик.
Таким образом, как характеризуют источники и факты, образование Казахского ханства произошло в середине 60-х годов XV века в Западном Семиречье. Основоположниками нового государственного объединения - Казахского ханства – явились потомки правителей Ак Орды. Они восстановили свое господство в Восточном Дешт Кипчаке в долгой и изнурительной борьбе с шайбанидами. Как показывают факты, здесь происходит объединение усилий не только первых казахских ханов и улусных султанов, но и потомков из династии Жучи и представителей местной кочевой аристократии.
В конце 20-х годов XV в. на территории центральных, западных и северо-западных районов Казахстана существовало несколько независимых феодальных владений. Между феодалами происходила постоянная борьба за власть. В такой обстановке выдвинулся потомок Джучи, шайбанид, сын Шайх-оглана Абулхаир. Он быстро сумел найти поддержку у господствующей верхушки многих племен Центрального и Северного Казахстана. В 1428 г. в области Тура (Западная Сибирь) Абулхаир был провозглашен ханом.
Абулхаир был обязан своим избранием влиятельным кругам кочевого общества. Именно поэтому он должен был проводить политику, отвечающую их интересам. Абулхаир-хан вел долгую борьбу с тимуридами за присырдарьинские города и Хорезм. Улус Абулхаира вступил в тесный контакт со Среденей Азией, а связи с центрами распадавшейся Золотой Орды постепенно ослабевали.
Ханство Абулхаира или «государство кочевых узбеков» имеет значительное явление в истории Казахстана и Средней Азии. Это государство объединило земли к востоку от Ногайской Орды: от Яика на западе до Балхаша на востоке, от Аральского моря и низовьев Сырдарьи на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере.
Несмотря на сорокалетнее правление Абулхаир-хана, внутриполитическое положение государства не было стабильным. Ему пришлось вести упорную борьбу с многочисленными джучидами, претендовавшими на верховную власть в улусе.
В 1468 г., при походе в Моголистан, Абулхаир-хан умер. После его смерти династийные распри усилились, что привело, в конечном счете, к распаду «государства кочевых узбеков».
В середине I тыс.н.э. на огромной территории от Северной Монголии до низовьев Амударьи расселились многочисленные тюркские племена. Тюрки селились не только в степных просторах, но и в городах, сёлах. Происходило смешение потомков саков, усуней, кангюев и др. народов с тюрками. Интеграции племен и племенных объединений содействовал Тюркский каганат, а впоследствии – Карлыкское, Тюргешское, Огузское государственные объединения. Важную роль в этногенетических процессах на юге и юго-востоке Казахстана сыграла карлыкская конфедерация, а в районах Центрального и Восточного Казахстана – кимакская конфедерация. Древнетюркский язык постепенно утвердился как основной язык на территории Казахстана. Более существенное влияние на образование казахской народности оказало государственное объединение кыпчаков.
Монгольское нашествие
в начале XIII в. существенно задержало
процесс образования
Разобщенность
населения Казахстана в XIV- первой половине
XV вв. сыграла свою роль в появлении
такой особенности этнического
пути формирующейся казахской
Итак, к середине
XV в. сложились необходимые условия
для образования казахской
Становление и развитие казахской государственности в регионе средневекового Казахстана имело важнейшее значение для консолидации, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития. Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях связано с именами Жанибека и Керея. Их династийные интересы, борьба с другими чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп народа, как из родовой знати, так и рядовых труженников.
Согласно родословным, Жанибек и Керей были близкими родственниками. В источниках нет точного разъяснения, кто из них был главным, их имена пишутся рядом в строгом порядке. Они оба имели право на власть: Жанибек как прямой родственник хана Барака, Керей как старший по возрасту.
Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана- ханства Абулхаира и Моголистана.
Первоначально Казахское ханство занимало территорию Западного Семиречья, долин Шу и Таласа. Оно объединило как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Мухаммад Хайдар Дулат относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465-1466 гг.).
В конце XVII в. нормы обычного права казахского народа были дополнены и кодифицированы. Законы были составлены в правление хана Тауке и известны под названием “Жеты Жаргы“. В них были закреплены основные принципы и нормы патриархально- феодального права средневекового казахского общества. В источниках нет сведений о том, кто был автором « Жеты Жаргы». По историческим преданиям его творцом был хан Тауке, который будто бы собрал в урочище Куль-тобе представителей трех жузов и они соединили «старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы, названные «Жеты Жаргы».
Создание «Жеты
Жаргы» преследовало цель приспособить
существующие нормы обычного права к новым
потребностям казахского феодального
общества. Таким образом, в «Жеты Жаргы»
были закреплены основные принципы и нормы
права средневекового казахского общества.
Закон содержит нормы административного,
уголовного, гражданского права, а также
положения о налогах, религиозных воззрениях.
Главное внимание уделялось в этих законах
охране феодальной собственности и регулированию
споров о собственности. Нарушителю феодальных
прав угрожали жестокие репрессии. «Жеты
Жаргы» внесли в жизнь казахов некоторые
элементы законности, ослабляя тем самым
тяжесть непрерывных междоусобиц, усилили
правопорядок.
ГМУ города
Семей
На
тему: Образование
казахского ханства.
Выполнила:Сеитова А.536гр.ОМФ
Информация о работе Образование и укрепление Казахского ханства