Эволюция государственно-политической системы Франции: от ІV к V Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:52, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей эволюции государственно-политической системы Франции: от ІV к V Республике.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
- раскрыты политическая ситуация во Франции в 1947 г., установление IV республики и Конституция 1946 года;
- изучены эволюция IV Республики, установление V Республики и Конституция 1958 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политическая ситуация во Франции в 1947 г., установление IV республики и Конституция 1946 года……………………………………………5
1.1. Политическая ситуация во Франции в 1947 г………………………………5
1.2.Конституция 1946 года……………………………………………………...11
Глава 2. Эволюция IV Республики, установление V Республики и Конституция 1958 г………………………………………………………………15
2.1. Эволюция IV Республики…………………………………………………..15
2.2.Установление V Республики и Конституция 1958 г……………………..17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

 

226-11-12 Курсовая (теоретическая) работа„Эволюция  государственно-политической системы  Франции: от ІV к V Республике. “ по предмету «Юридические»  объемом 22 стр. 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Политическая ситуация во Франции в 1947 г., установление IV республики и Конституция 1946 года……………………………………………5    

1.1. Политическая  ситуация во Франции в 1947 г………………………………5

1.2.Конституция 1946 года……………………………………………………...11    

 Глава 2. Эволюция IV Республики, установление V Республики  и Конституция 1958 г………………………………………………………………15  

2.1. Эволюция IV Республики…………………………………………………..15 

2.2.Установление V Республики  и Конституция 1958 г……………………..17  

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

Введение

Актуальность курсовой работы в том, что сегодня изучение конституционного права  и истории  зарубежных стран связано с углублением  знаний о конституционных принципах экономической, социальной и политической систем общества, об основах его духовной жизни, о разных формах правления, территориально-политического устройства государства.

Знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию  конституционно-правового регулирования в России и других странах с учетом их конкретных условий, а, изучение особенностей эволюции государственно-политической системы Франции: от ІV к V Республике в сравнительно небольшом объеме работы, что обуславливает ее актуальность.

Целью курсовой работы является изучение особенностей эволюции государственно-политической системы Франции: от ІV к V Республике.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения  следующих основных задач:

- раскрыты политическая ситуация во Франции в 1947 г., установление IV республики и Конституция 1946 года;

- изучены эволюция IV Республики, установление V Республики  и Конституция  1958 г.  

Объектом исследования в курсовой работе является история и конституционное право Франции  в период эволюции конституционного и политического строя в связи с переходом от ІV к V Республике.

Предметом исследования в курсовой работе является законодательство и иные правовые акты, отвечающие за особенности формирования  права и конституционных особенностей Франции.

Методологической основой в работе, выступают  исследования, для решения поставленных целей и задач работы, является совокупность различных общетеоретических методов: обобщение, статистическое, изучение, метод экспертных оценок, анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.

 Работа написана  при использовании литературы  по истории конституционного  права зарубежных стран и Франции.  Список литературы представлен в конце курсовой работы.

 

Глава 1. Политическая ситуация во Франции в 1947 г., установление IV республики и Конституция 1946 года

1.1. Политическая ситуация во Франции  в 1947 г.

Политическая  ситуация во Франции в 1947 г, В январе 1947 г. главные государственные посты страны заняли социалисты. Венсан Ориоль был избран президентом республики. Председателем совета министров стал Поль Рамадье (январь — ноябрь 1947 г.).

Правительство Рамадье состояло в основном из представителей СФИО и МРП. В него входили также пять министров-коммунистов. В стране продолжала стоять у власти трехпартииная коалиция. Весной внутри правящих кругов, главным образом между коммунистами и остальными членами кабинета, начались серьезные разногласия. Они касались внешнеполитических и колониальных проблем. Международная обстановка способствовала дальнейшему размежеванию политических сил во Франции. США и Англия, вставшие на путь «холодной войны» и антисоветизма, недвусмысленно давали понять, что не желают видеть коммунистов в составе французского правительства. Рамадье решил подчиниться англо-американскому требованию и ждал лишь повода для удаления министров-коммунистов из состава кабинета1.

В конце апреля 1947 г. рабочие  национализированного завода Рено объявили забастовку с требованием повысить заработную плату. Коммунисты поддержали рабочих. Все другие партии, входившие в кабинет Рамадье, выступили против повышения зарплаты. Возник правительственный кризис. Председатель совета министров, заручившись поддержкой остальных членов кабинета, опубликовал декрет об исключении из правительства министров-коммунистов, обвинив их в нарушении «министерской солидарности».

В результате трехпартииная  коалиция распалась. ФКП, самая крупная  партия Франции, была отстранена от участия  в управлении страной.

Еще одним важным событием политической жизни Франции было создание генералом де Голлем весной 1947 г. политического движения Объединение французского народа (РПФ). Целью РПФ провозглашалась борьба против слабого «режима партий» Четвертой республики. Генерал выступал за отмену Конституции 1946 года и установление во Франции сильной, независимой от партий, исполнительной власти страны. Де Голль стал председателем РПФ, Жак Сустель, известный сподвижник генерала, бывший министр Временного правительства, — генеральным секретарем. Первоначально объединение имело большой успех. К нему примкнули многие соратники де Голля по «Свободной Франции» и участники движения Сопротивления. Среди них были известные в будущем деятели голлистского движения — Жак Шабан-Дельмас, Мишель Дебре, Эдмон Мишле, Роже Фрей, Луи Терренуар, писатель Андре Мальро и др2.

Голлисты хотели добиться своих целей только законным путем. Они выдвигали требование роспуска Национального собрания, рассчитывая  на досрочных выборах получить большинство  мест и осуществить реформу конституции. Однако в правящих кругах Франции никто не счел нужным прислушаться к ним. Поэтому сторонники де Голля смогли лишь создать в Национальном собрании так называемую интергруппу.

В нее вошли депутаты различных политических партий страны, заявившие о своем положительном  отношении к идеям и деятельности генерала.

После вывода коммунистов из правительства и последовавшего за этим распада трехпартийной правительственной коалиции оставшиеся у власти Социалистическая партия и МРП оказались в меньшинстве в Национальном собрании.

Одной из отличительных черт политической жизни Франции конца 40-х годов был антикоммунизм. Французская коммунистическая партия выступала за всестороннее сотрудничество Франции с СССР и другими социалистическими странами. Остальные партии страны одобряли идеологию «холодной войны» и осуждали коммунистов. ФКП в правящих кругах Франции стали именовать «партией заграницы». Глава РПФ генерал де Голль называл коммунистов «сепаратистами», а генеральный секретарь СФИО Ги Молле даже заявил депутатам-коммунистам в Национальном собрании: «Вы не слева и не справа, вы — с Востока»3.

В период Четвертой республики во французских колониальных владениях широкий размах приобретает национально-освободительное движение. Однако в 1946 г. колониальная империя Франции, переименованная новой конституцией во Французский союз, пока остается весьма обширной. Она занимает площадь около 12 млн., кв. км с населением более 70 млн., человек. Формально Французский союз был разделен на три части: заморские департаменты, «заморские территории» и так называемые присоединившиеся территории и государства.

Предпосылкой нового государственного уклада, установившегося  во Франции после освобождения и  после успешного для страны окончания  Второй мировой войны, были военно-политические учреждения, сформированные вне пределов континентальной Франции (главным образом в Алжире, бывшем с конца XIX в. неотъемлемой частью Французской республики). Основной социально-политической силой этих учреждений были национально настроенные военные, объединившиеся вокруг фигуры видного военачальника и политика генерала Ш. де Голля (1890-1970). Военно-политические учреждения были поддержаны и организациями Сопротивления в самой Франции, хотя де Голль и его ближайшие сторонники с осторожностью относились к преобладающему влиянию коммунистов и анархистов в этих организациях.

 На основе образованного  в Лондоне правительственного  комитета «Свободная Франция» (июнь-октябрь  1940 г.), бывшего до известной степени  альтернативой коллаборационистскому  правительству Петена, де Голль  сформировал единое военное командование отступившими частями и управление внеевропейскими департаментами Франции. Разместившееся в Алжире военное командование к 1941 г. преобразовалось в особую правительственную структуру – Национальный французский комитет во главе с президентом и комиссарами. Рядом с ним был чисто военный орган – Совет обороны Империи во главе с де Голлем.

Решающим шагом по пути возрождения независимой французской  государственности стало оформление в мае 1943 г. Национального совета Сопротивления, куда на основе межпартийного соглашения вошли представители 8 крупнейших групп Сопротивления и 6 политических партий (коммунисты, социалисты, радикалы, христианские демократы и др.) и, параллельно ему, в Алжире, Французского комитета национального освобождения (июнь 1943 – июнь 1944 гг.). Совет Сопротивления (во Франции) действовал на основе равноправного представительства групп и партий под председательством генерального делегата от де Голля. ФКНО поначалу действовал под двойным руководством – де Голля и генерала Жиро (которые как бы отображали политическое участие во Французских делах соответственно Великобритании и США), но с января 1944 г. де Голль был уже единоличным руководителем ФКНО4.

Программа НСС также  признала главенство де Голля (март 1944 г.), высказавшись за республику во главе с ним, экономические реформы, национализацию, признание широких социальных прав трудящихся и т. д. Де Голль и тогда уже довольно ревностно отнесся к попыткам как-то направлять его политическую волю. В некоем подобии авторитаризма он видел политическое спасение Франции: «Наша страна... скоро получит возможность возродиться как нация. При условии, что ею будут управлять, а это исключает существование какой-либо власти параллельно с моей... Порядок, Закон, Справедливость». С ноября 1943 г. в Алжире начала деятельность Консультативная ассамблея (в составе около 100 депутатов, главным образом представителей Сопротивления), которая постепенно стала играть роль парламентарного учреждения. Весной 1944 г. ФКНО принял первые организационные решения об администрации во Франции в период освобождения. При Консультативной ассамблее начались работы по созданию новой конституции.

Благодаря движению Сопротивления, переросшему  с лета 1944 г. в общенациональное восстание, и началу военных действий Великобританией и США против Германии в Европе, к концу 1944 г. Франция была освобождена. С 3 июня 1944 г. ФКНО преобразовался во Временное правительство во главе с де Голлем, которое осуществляло полноту управления в стране в период т. н. временного режима (до 1946 г.).

Временное правительство предприняло  основные меры по реконструкции хотя бы условно централизованного управления и республиканских институтов. В  крупные города были назначены комиссары  республики, в департаменты – префекты; постепенно начали восстанавливаться довоенные органы самоуправления. Были ликвидированы полупартизанские части т. н. Французских внутренних сил, гвардия и милиция НСС, руководство воинскими частями полностью перешло в руки «Сражающейся Франции» (де Голля). Организации сопротивления стали преобразовываться в новые партии. Такое сокращение политической роли Сопротивления вызывало противодействие коммунистов, предполагавших развернуть освободительное движение в процессе социальной революции в стране. 9 августа 1944 г. правительство аннулировало основополагающие  для вишистского режима акты июня 1940 г., фактически было как бы восстановлено действие основных законов 1875 г5.

Окончательное отношение нации  к прежнему конституционному строю  было выяснено на референдуме 21 октября  1945 г. До этого Временное правительство установило (в 1944 г.) всеобщее избирательное право в стране (и мужчин, и женщин – старше 21 года). Большинство (96%) высказалось за придание новому представительному собранию учредительных прав и тем самым за отмену конституции 1875 г. Параллельно была установлена как бы конституция переходного времени: с вручением исполнительной власти правительству, законодательной – новому Собранию. Из-за несогласий с подчинением правительства Собранию вскоре (в январе 1946 г.) правительство покинул де Голль.

Переходный период знаменовался формированием  новой системы политических партий. Основную роль стали играть левые  партии – восстановившая свое значение Социалистическая (очистившаяся на съезде в 1944 г. от коллаборационистов), новая католическая Народно-республиканская (образовалась в 1944 г.), стоявшая на позициях социального реформизма, а также небольшой Демократический и социалистический союз Сопротивления (1945 г.). Рядом с ними находилась Французская коммунистическая партия, которая на своем Х съезде (1945 г.) заявила о стремлении «к обновлению и расширению демократии». Хотя социалисты сохраняли критическое отношение к ФКП за «недостаточную демократичность» ее программы и «безоговорочное подчинение СССР». Серьезной политической силой, поддерживающей социалистов, стала Французская конфедерация христианских профсоюзов. Место радикалов-республиканцев, которые утратили свое значение, на правом фланге политического спектра заняли Республиканская партия свободы (1945), объединившая националистов и несоциалистические организации Сопротивления, и Объединение левых республиканцев (апрель 1946 г.). РПС довольно быстро стала по влиянию и численности ее поддерживающих в ряд с тремя большими левыми партиями. Соотношение этих политических сил предопределило решение вопросов о будущем государственном строе и конституции6.

Информация о работе Эволюция государственно-политической системы Франции: от ІV к V Республике