Этногенез казахского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:02, контрольная работа

Описание

Этническая история Казахстана, как и всего региона Централь­ной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещива­лись судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаны большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Этнические основы формирования казахской народности
2. Влияние монгольского нашествия на развитие этногенеза казахов
3. Возникновение Казахского ханства как завершающий этап формирования казахской народности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Этногенез казахов.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

Но постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского населения, приняли их язык и обычаи. На огромной территории Золотой Орды кроме кылчаков, составлявших подавля­ющую часть населения, проживали канглы, найманы, ксрситы, уйсу-ны, кенсгесы, аргыны и многие другие. Арабский географ и путешест­венник Ал-Омари весьма образно отразил в XIV веке процесс асси­миляции в Золотой Орде: «В древности это государство было страной кыпчаков, но, когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного с ними рода, от того, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле их (кыпчаков)». Это наблюдение относится и к восточной части Золотой Орды — территории Казахстана.

Вовлеченные в завоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-и Кыпчака не всегда возвращались на прежние места обитания, они оставались в новых завоеванных краях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаков под давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело к уменьшению численности населения в их коренных землях, ослабле­нию хозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское за­воевание нарушило сложившуюся этнополитичсскую структуру в Семиречье. Бывшее городское и сельское население частью рассея­лось, ушло в другие места, частью изменило тип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в Восточном Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал этнически родственные группы.

С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов, как ранее обитав­ших на этой территории, так и мигрировавших с востока. Новые общественные структуры, улусы также существенно изменили этническую карту региона. Распределив местное население по «тысячам» и «туменам», раздробив кочевые племена между уделами и улусами, монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые места обитания. Замена близкород­ственных связей территориальными содействовала ускорению про­цесса консолидации кочевого населения в народность.

С установлением монгольского господства на территории Казах­стана сложились особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприят­ных социально-экономических его последствий. Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху в силу сложившихся экономических условий, неспособствовавших выжи­ванию, усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства, замедление социального развития, одним из основных проявлений которого было закрепление пережиточных форм общест­венной организации,— все это сильно повлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Известно, что важным условием слияния племен в народность является само развитие хозяйства, хозяйственных связей. Именно при кочевом и полукочевом скотоводстве с особой необходимостью устанавливались хозяйственные связи со смежными территориями оседло-земледельческой и городской культуры в силу самой природы разноотраслевой экономики этих территорий. Создавался единый экономический регион с устойчивыми связями населения как в хозяйственном плане, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые контакты не только между представителя­ми близкородственных этносов, но и других этнических групп.

 

3. Возникновение Казахского ханства как завершающий этап формирования казахской народности.

 

В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков, стабилизируется этнический состав племен на территории Казахстана, сглаживаются различия множества местных и Переместившихся тюркских, монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра, Ногайской Орды был в основном идентич­ным. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом) «узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты, киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники называют племена и роды буркутов, кыятов, утарчи, джа-тов, чимбасв, кенегссов, дурманов, карлаутов, таймасов,. шадбаклы, маджаров, уйратов и др. Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов.

Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В Ногайской Орде племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун и кунгратов вошли в состав ногайской народности, наряду с мангытами, алшинами, ктай, тама, ас и другими. Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда тюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на огромной территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народы формировались в эпоху развитого средневе­ковья практически одновременно. Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактах этнических групп, в политичес­ких связях государственных объединений, хозяйственном и культур­ном взаимообщении населения. В рамках упомянутых государств процессы этнополитического развития были в определенной степе­ни общими для узбеков, ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.

Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в средневековых источниках под собирательным этнополитическим термином «могулы»: дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты, барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие, числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен вошла в состав другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в Восточный Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третья часть — в Прйтяньшанье, войдя в состав киргизов.

Возникнув на территории древних историко-этнографических областей — в районе расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и Могулистан в XIV—XV вв. сохраняли преемственность основного этнического ядра местных племен древнего Казахстана.

Этнической основой этих государств и казахских Средне­го и Старшего жузов были соответственно одни и те же местные тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническую территорию, вокруг которых в течение многовекового хода этничес­кого становления народности сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилированные) племена, роды и их подраз­деления. Это подчеркивает неслучайность возникновения Ак-Орды и Могулистана именно на отмеченных выше территориях Казахстана, подчеркивает, что этнической основой этих государств было местное население.

Пребывание названных племен в государствах Ак-Орда, Ногай­ский Улус (Орда), Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие истори­ческие судьбы, как, например, общая борьба против власти золотоордынских ханов, необходимость сплочения для отпора завоевательной политики правителей соседних феодальных государств (в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали этнической кон­солидации населения.

Сплачивающим фактором является также общность культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальную культуру. Входя в разные государственные образова­ния, население Казахстана в XIV- XV вв. пользовалось одним язы­ком; в то же время исследователями отмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до- и послемонгольских государствах на этой территории. Характерные особеннос­ти языка закрепились на протяжении этого времени и вполне соот­носятся исследователями с языком памятников кыпчакской литера­туры XIV—XV вв. Историческая память народа концентрировалась в фольклоре — эпосе, песнях, легендах. Продолжали развиваться осо­бенности хозяйственного и общественного быта, материальной и духовной культуры складывавшейся народности. Антропологи­ческий материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве в основном антропологического типа населения, идентичного каза­хам последующего времени.

Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV—XV вв., как и прежде в монгольские улусы, усилило воздейст­вие отмеченных выше факторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были связа­ны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую терри­торию, совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семи­речья включительно; в его состав входили уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикас­пийской низменности. В его составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, кара-сакал, каракесек и др. Время и механизм образования жузов оста­ются недостаточно исследованными. Основные  источники относятся к поздне­му времени, однако появление составных частей жузов, т. е. наиболее крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано раньше при данных исторических событиях в древности и средневековье.

Основное содержание этнической истории Казахстана того вре­мени заключается в завершении формирования народности, вычле­нении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их позднейшие территории, зафиксированные источниками XVII—Х1Хвв. Мож­но сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившими­ся, но их формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным про­цессом сложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся тюркские народности.

Окончательное завершение процесса этнической консо­лидации казахской народности замедлялось разобщенностью от­дельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав нескольких государственных образований.

Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию. При Абулхайр-хане откочевали к нему из Могулистана племена калучи и булгачи, на каком-то этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положе­ние и затрудняло этническую консолидацию населения обширной территории Казахстана.

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народнос­ти. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Турке­стана и Семиречья.

Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении пра­вителей Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды, территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылками присоединения восточной группы ногайских улусов к Казахскому ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и в письменных источниках, отражавших современные события, под именем «казах» (казак). Происхождение этнонима казах долгое время являлось предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им относи­тельно своего происхождения. В источниках этот термин употреб­лялся сначала асоциальном смысле и означал «человека, отделивше­гося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В. В. Бартольд). По «Тарих- и Рашиди» и другим источникам термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Джаныбеком и Гиреем, отко­чевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи» (узбек-ка­зак), затем «казахи» (казак).

С укреплением ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл и стал употребляться как этно­ним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Вос­точного Дешт- и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Казахи как народ сложились в результате трех глобальных этногенезов: иранского, тюркского и монгольского. Вспомним казахскую пословицу, гласящую, что каждый мужчина состоит в трех степенях родства: с родным племенем (ата журт), с племенем своей матери (нагашы журт) и с племенем своей жены (кайын журт). Если привести такие данные в соответствие с этой схемой, то родным племенем для казахов являются тюрки, материнским - иранцы и брачным - монголы.

Таким образом, казахский этногенез состоит из нескольких культурно-цивилизационных поворотов: 1) когда тюрки остались хранителями и продолжателями арийской примордиальной традиции, претерпевшей в Иране реформы Заратустры; 2) тюрко-мусульманского, когда, быстро сориентировавшиеся в конъюнктуре степные правители, успешно разыграли исламскую карту и 3) монголо-кипчакского, приведшего к завоеванию Руси и вторжению в Европу.

Завершило формирование казахской народности создание единого государственного объединения – Казахского ханства. Реальным историческим следствием жизнедеятельности Казах­ского ханства, длительного развития казахской государственности в его политических рамках явилась единая казахская народность. Со­знание своего этнического единства народ отразил в эпических про­изведениях, отразивших, как в упорной борьбе отстаивал казахский народ свои коренные этнические территории, еще в XVI в. названные в письменных источниках терми­ном «Казахстан».

Информация о работе Этногенез казахского народа