Этапы развития религии в Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 10:03, доклад

Описание

Религия Древнего Египта берет свое начало в первобытно-родовых общинах. Она развивалась из древнейших верований и постепенно превратилась в сложную систему. За объединением в единое государство отдельных ном на рубеже IV – III тысячелетия до н.э. последовало создание единой социально-политической структуры. Это государство существовало и вело свое развитие в долине реки Нил, на достаточно ограниченной территор

Работа состоит из  1 файл

этапы религии Египет.doc

— 44.00 Кб (Скачать документ)

Мифология и религия Египта

 

  
   Религия Древнего Египта берет свое начало в первобытно-родовых общинах. Она развивалась из древнейших верований и постепенно превратилась в сложную систему. За объединением в единое государство отдельных ном на рубеже IV – III тысячелетия до н.э. последовало создание единой социально-политической структуры. Это государство существовало и вело свое развитие в долине реки Нил, на достаточно ограниченной территории.
 
 
   У каждого нома был свой главный бог, которому поклонялись жители. Так, в Гелиополе почитали Ра-Атума, в Фивах - Амона и так далее. Имели место также и триады богов, например, в Фивах – Амон, Мут и Хонсу. Амон – бог солнца, его жена Мут – богиня неба и их сын Хонсу – бог луны. Триада была основанием иерархии всех богов. 
После появления единого государства возникла необходимость становления общегосударственного культа поклонения богам. Главными богами новой религии становились боги города-гегемона. Так фиванский бог Амон был главными божеством Египта, когда Фивы являлись столицей объединенного государства. Амон отождествлялся с богом Ра – прежним верховным божеством Египта. 
 
   Фараон являлся основанием иерархии богов. Он становился живым богом новой религии, и все жители Египта должны были воздавать ему божеские почести. Правя государством от имени богов, фараон, в понимании людей, должен был принести стране материальное благополучие и процветание. На него были возложены священные обязанности по проведению различных ритуалов. К примеру, проводя в почве нильской долины первую борозду, он делал ее более плодородной. 
 
  Жрецы, служившие разным богам, выполняли в древнеегипетском государстве функции чиновников. Богам, происходившим от номовых божеств, преподносись огромные подношения. В честь этих богов в Древнем Египте возводились прекрасные, величественные храмы.
 
 
   На всевозможные культы и ритуалы приходилось тратить огромные средства. Благодаря этим пожертвованиям, а также различным льготам, влияние жрецов значительно усилилось и начало оспаривать власть самих фараонов. 
Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался подорвать могущество жречества, введя монотеизм, но его попытка не удалась. Культ единого бога (бога солнца Атона), который был введен Эхнатоном, отменили. 
 
   Особенностью древнеегипетской религии было наличие древних ритуалов, а также верований. Практически каждый бог в Древнем Египте выступал в виде какого-либо животного, например, Анубиса представляли в образе волка, Баст – в образе кошки, Тота – в образе ибиса (павиана), Гора – в образе сокола и так далее. 
 
   Мифы играют особую роль в дневнеегипетской культуре и религии, в них выявляется правда о сотворении мира, борьбе солнца с силами мрака, наказании людей за грехи и так далее. 
 
   В представлении древних египтян бог Ра поднялся из бутона лотоса, появившегося в Нуне (водном хаосе), из его рта явились первые боги, а из его слез – люди. Если верить древнему мифу, земля и люди были сделаны богом-гончаром Птах (или Хнум). 
 
   Мифы Древнего Египта о наказании людей имеют множество отличий от вавилонских или библейских сюжетов. Основой этих мифов является доказательство всемогущества богов, которые сами решают судьбу людей. Так, в некоторых мифах бог Ра посылает свою дочь Сохмет-Хатор на землю в виде львицы, чтобы наказать людей за то, что они перестали во всем подчиняться богам. Львица была призвана истребить людей. Огромных усилий стоило другим богам остановить Сохмет-Хатор и спасти оставшееся человечество.
 
 
   В Древнем Египте имел широкое распространение культ мертвых. Согласно древнеегипетской религии, каждый человек имеет несколько душ. Одна из этих душ называлась Ба – птица с человеческой головой, а другая Ка - двойник человека. После смерти египтянина Ба устремлялась в небо, а Ка оставалась на земле вместе с его телом. Тело, по представлениям египтян, должно было как можно дольше сохраняться в неизменном виде, чтобы Ка смогла возродиться. Человек после смерти достигал вечного блаженства только в том случае, если тело его оставалось в целости. Исходя из этого, можно понять, почему фараона после смерти бальзамировали так тщательно. В то же время для Ка обеспечивались практически идеальные условия. Чтобы обезопасить фараона, мумия его размещалась в сердце пирамиды, являющейся символом веры и славы египтян.
 
 

Египетская мифология  возникла задолго до создания Египетского  государства. Люди поселились на берегах Нила ещё в каменном веке. Как и все древние народы, египтяне обожествляли силы природы, и одним из самых почитаемых египетских богов был сам Нил (Хапи), орошающий землю и дающий жизнь.  
Вообще Древний Египет представляет собой «землю чудес», с его странными и многочисленными божествами. На самом деле, пытаясь проследить зарождение мифологии в Египте, необходимо вернуться ещё в додинастические времена, когда верования различных племён, населявших древнюю землю, смешались и сливались под египетским влиянием. Здесь мы сталкиваемся с огромным количеством богов и богинь. Попытки их пересчитать напоминают результаты переписи населения. Древние египтяне жили в мире, наполненном духами. Они символизировали буквально всё на свете. У них были боги сил природы, обожествлённые животные, антропоморфные боги, а также боги живых и боги мёртвых. Посреди этого мифологического изобилия, далеко не все боги являлись фундаментальными, многие из них представляли собой лишь различные формы одного и того же бога или богини, символизируя их многочисленные атрибуты.  
Бадж объясняет многообразие египетских богов тем, что, по его мнению, заветы «Всемогущего Бога… выполнялись младшими богами, или, как мы можем сказать, его эманациями или ангелами», которые были «скорее африканского, чем азиатского происхождения». Он предпочитал толковать египетскую мифологию, используя африканские поверья, сохранившиеся в «девственных лесах, а также на Ниле, Конго, Нигере и других великих реках», указывая на то, что в этих районах бог луны по-прежнему считается создателем.  
Очевидно, что некоторые из великих египетских богов, особенно те, которые связаны с районом Дельты, эволюционировали из примитивных духов природы. В Гелиополе, где примитивные нильские и другие верования сохранялись, как мухи в янтаре, поскольку азиатские солнцепоклонники стремились включать все существующие формы племенных религий в свою собственную, миф о творении связан с одним богом, родившимся из первобытного океана.  
Египет делился на области – номы, и первоначально каждый ном имел собственных богов-покровителей. Так, в Фивах, поклонялись богу Солнца – Амону, его жене – богине неба Мут и их сыну – богу луны – Хонсу. В Мемфисе почитали бога Пта – создателя мира, богиню войны – Сохмет и их сына – бога растительности – Нефертума.  
Когда Египет стал единым государством, начал складываться общеегипетский пантеон. Местные боги со сходными функциями превратились в разные ипостаси одного и того же бога. Именно поэтому многие египетские боги имеют несколько воплощений и имён.  
Во главе пантеона встал солнечный бог Хепри-Атум-Ра. «Хепри» - означает «возникающий сам собой». С ним отождествляется утреннее солнце. Символ Хепри – жук-скарабей, его часто изображали со скарабеем вместо головы. Ра – символизировал солнце полуденное, а Атум – солнце вечернее.  
Постепенно главным солнечным божеством становится Ра. Его начинают почитать как создателя мира, источник тепла и света, покровителя людей.  
Многие египетские боги были наделены зооморфными чертами. Культ животных – самый древний на земле. Особенность верований египтян в том, что у них поклонение животным сохранялось и в более позднее время, наряду с поклонением новым, антропоморфным богам.  
Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным воплощением считался чёрный бык, наделённый двадцатью девятью особыми признаками, которые были известны только жрецам. Когда Апис умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были похоронены 64 священных животных.  
Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Каждая кошка считалась воплощением божества. Во время пожара в доме, прежде всего, спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже случайное, каралось смертью.  
Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Египтяне верили, что загробная жизнь – это продолжение жизни земной, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании. В отличие от многих народов, египтяне не поклонялись своим умершим родственникам, а заботились о них.  
Важнейшим условием для благополучной жизни в мире мёртвых было сохранение тела умершего. Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников, покровителем которых считался Анубис.  
По представлениям египтян, человек кроме тела – Сах, обладал ещё душой – Ба, жизненной силой – Ка, духом – Ах, тенью – Шуит и именем – Рен. Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехет иару», что значит – «поле камыша», и жил там в довольстве и безмятежности, его родственники должны были совершить определённые магические обряды.  
Но прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший дожжен был пройти суровое испытание – предстать перед судом Осириса и сорока двух богов, заседающих в Чертоге Истины. В свою защиту человек должен был произнести речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Выслушав умершего, боги клали на одну чашу весов его сердце, а на другую – перо, символ богини справедливости Маат. Боги Тот и Анубис записывали результат взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, а злое и лживое – тяжелее камня.  
Особенностью религиозных древнеегипетских представлений был культ фараона. Первыми фараонами египтяне считали Осириса и его сына Гора, а всех последующих фараонов – их живыми воплощениями.  
Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. Перед разливом Нила он бросал в воду свиток о начале разлива, весной – засевал борозду, осенью – сжинал первый сноп. После смерти фараон сливался со своей божественной сущностью. Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы – пирамиды. Магические тексты на стенах гробниц фараонов – основной источник наших знаний о верованиях, обрядах и мифологии египтян.

Информация о работе Этапы развития религии в Египте