Экономическое развитие России после отмены крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание

Сельское хозяйство в пореформенной России было экстенсивным, увеличение валовых сборов зерна достигалось за счет распашки новых земель (в то время как при интенсивном развитии прирост производства обеспечивается совершенствованием земледелия и подъемом урожайности). Основным поставщиком хлеба оставались помещичьи хозяйства, но постепенно возрастала и роль крестьянских. В мировом экспорте хлеба Россия занимала первое место.

Содержание

План работы:
Развитие сельского хозяйства
Развитие промышленности. Особенности рабочего класса
Реформаторская деятельность С. Ю. Витте
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История новая.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)

Это показывает, что Россия, несмотря на развитие в  ней капитализма, была страной аграрной, отсталой в экономическом отношении, страной мелкобуржуазной, то есть такой, в которой преобладало еще мелко-собственническое, малопроизводительное единоличное крестьянское хозяйство.

Развитие капитализма  шло не только в городе, но и в  деревне. Крестьянство, самый многочисленный класс дореволюционной России, распадалось, расслаивалось. В деревне из наиболее зажиточных крестьян выделялась кулацкая верхушка, деревенская буржуазия, а, с другой стороны, многие крестьяне разорялись, увеличивалось количество крестьянской бедноты, деревенских пролетариев и полупролетариев. Количество же средних крестьян с каждым годом уменьшалось.

В 1903 году в России насчитывалось около 10 миллионов  крестьянских дворов. В своей брошюре "К деревенской бедноте" Ленин  подсчитал, что из этого количества дворов не меньше трех с половиной  миллионов дворов было безлошадных крестьян. Эти беднейшие крестьянские дворы засевали обычно незначительный клочок земли, остальную же землю сдавали кулакам, а сами уходили на заработки. По своему положению беднейшие крестьяне были ближе всего к пролетариату. Ленин называл их деревенскими пролетариями или полупролетариями.

С другой стороны, полтора миллиона богатых, кулацких крестьянских дворов (из всего числа 10 миллионов) забрали в свои руки половину всех крестьянских посевов. Эта  крестьянская буржуазия богатела, притесняя  бедноту и среднее крестьянство, наживаясь на труде батраков и поденщиков и превращаясь в сельскохозяйственных капиталистов.

Уже в 70-х и  особенно 80-х годах прошлого столетия рабочий класс в России начал  пробуждаться и повел борьбу с  капиталистами. Положение рабочих  в царской России было необычайно тяжелое. В 80-х годах рабочий день на фабриках и заводах был не менее 12.5 часов, а в текстильной промышленности доходил до 14-15 часов. Широко применялась эксплуатация женского и детского труда. Дети работали столько же часов, сколько и взрослые, но получали, так же как и женщины, значительно меньшую заработную плату. Заработная плата была непомерно низка. Большая часть рабочих получала 7-8 рублей в месяц. Самые высокооплачиваемые рабочие на металлообрабатывающих и литейных заводах получали не больше 35 рублей в месяц. Не было никакой охраны труда, что приводило к массовым увечьям и смерти рабочих. Не было страхования рабочих, медицинская помощь оказывалась только за плату. Необычайно тяжелы были жилищные условия. В маленьких "каморках", в рабочих казармах жили по 10-12 человек рабочих. Фабриканты часто обсчитывали рабочих, заставляли покупать в хозяйских лавках продукты втридорога, грабили рабочих при помощи штрафов.

Рабочие стали  сговариваться между собой и  сообща предъявлять хозяину фабрики, завода требования об улучшении своего невыносимого положения. Они бросали работу, то есть объявляли стачку, забастовку. Первые забастовки в 70-х и 80-х годах обыкновенно возникали из-за непомерных штрафов, надувательства, обмана при расплате с рабочими, сбавки расценок.

Выведенные из терпения рабочие во время первых забастовок иногда ломали машины, били стекла в фабричных помещениях, громили  хозяйские лавки и конторы.

Передовые рабочие  начали понимать, что для успешной борьбы с капиталистами нужна организация. Стали появляться рабочие союзы.

В 1875 году в Одессе организовался "Южнороссийский союз рабочих". Эта первая рабочая организация  просуществовала 8-9 месяцев, затем была разгромлена царским правительством.

В Петербурге в 1878 году организовался "Северный союз русских рабочих", во главе которого стояли столяр Халтурин и слесарь Обнорский. В программе этого союза было сказано, что по своим задачам он примыкает к социал-демократическим рабочим партиям Запада. Конечной целью союза ставилось проведение социалистической революции - "ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого". Один из организаторов союза - Обнорский жил некоторое время за границей, познакомился там с деятельностью марксистских социал-демократических партий и I Интернационала, руководимого Марксом. Это наложило свой отпечаток на программу "Северного союза русских рабочих". Своей ближайшей задачей этот союз ставил завоевание политической свободы и политических прав для народа (свободы слова, печати, права собраний и так далее). В числе ближайших требований было также ограничение рабочего дня.

Число членов союза  достигало 200 человек, и столько же было сочувствующих. Союз начинал принимать  участие в рабочих стачках, руководил ими. Царское правительство разгромило и этот рабочий союз.

Но рабочее  движение продолжало расти, охватывая  все новые и новые районы, 80-е  годы дают большое количество стачек. За пятилетие (1881-1886 годы) было более 48 стачек с 80 тысячами бастовавших рабочих.

Особенно большое  значение в истории революционного движения имела большая стачка, вспыхнувшая  в 1885 году на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве.

На этой фабрике  работало около 8 тысяч рабочих. Условия  работы с каждым днем ухудшались: с 1882 по 1884 год заработная плата сбавлялась пять раз, причем в 1884 году расценки были сразу понижены на одну четверть, то есть на 25 процентов. Но, кроме того, фабрикант Морозов замучил рабочих штрафами. Как выяснилось на суде после стачки, из каждого заработанного рубля под видом штрафов у рабочего отнималось в пользу фабриканта от 30 до 50 копеек. Рабочие не выдержали этого грабежа и в январе 1885 года объявили стачку. Стачка была заранее организована. Руководил ею передовой рабочий Петр Моисеенко, который был раньше членом "Северного союза русских рабочих" и имел уже революционный опыт. Накануне стачки Моисеенко вместе с другими наиболее сознательными ткачами выработал ряд требований к фабриканту, которые были утверждены на тайном совещании рабочих. Прежде всего рабочие требовали прекращения грабительских штрафов.

Эта стачка была подавлена вооруженной силой. Более 600 рабочих было арестовано, несколько  десятков из них было отдано под  суд.

Подобные же стачки происходили в 1885 году на фабриках в Иваново-Вознесенске.

В следующем  году царское правительство, напуганное ростом рабочего движения, оказалось  вынужденным издать закон о штрафах. В этом законе говорилось, что штрафные деньги должны идти не в карман фабриканта, а на нужды самих рабочих.

На опыте морозовской и других стачек рабочие поняли, что они многого могут добиться организованной борьбой. Рабочее движение стало выделять из своей среды способных руководителей и организаторов, твердо отстаивавших интересы рабочего класса.

В то же время  на почве роста рабочего движения и под влиянием западно-европейского рабочего движения начинают создаваться в России первые марксистские организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Реформаторская  деятельность С. Ю. Витте.
 

С.Ю. Витте в  плеяде выдающихся министров финансов России один из самых талантливых. Одиннадцать лет он возглавлял Министерство финансов, которое не только успешно решало финансовые и кредитно-денежные проблемы, но и стало центром экономических реформ. 

В истории России конца XIX -- начала XX в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член Государственного совета -- таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики импе-рии, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности российской государственной системы. 

Глава I. Жизнь и деятельность С.Ю. Витте

Сергей Юльевич  Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе, дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать - дочь саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.

Вместе со своим  братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался музыкой и спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в университет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город, и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорный характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил физико-математический факультет Новороссийского университета, который находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук, что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности.

После окончания  университета С.Ю. Витте мечтал о  кафедре математики. Однако родные - мать и дядя Р. Фадеев - убедили его, что университетская кафедра - карьера  не для дворянина. Уступив давлению, в 1869 г. в 20 лет он поступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем через несколько месяцев перешел в управление службы Одесской железной дороги. Железная дорога сначала была казенной, потом стала эксплуатироваться частным обществом, а затем вошла в состав общества Юго-Западных железных дорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника бухгалтера до руководителя службы движения.

Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когда он стал лично известен императору Александру III. Он отказался пустить царский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита императора, и тем самым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца после этого произошла катастрофа именно по названным Витте причинам. О нем вспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург.

Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский  предложил ему место директора  департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала не хотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого  положения на частной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, что этого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала он возглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом - с февраля 1892 г. - Министерство путей сообщения.

В августе 1892 г. С.Ю. Витте назначается Министром финансов и остается на этом посту одиннадцать лет. С этой работой связаны все успехи и достижения С.Ю. Витте, здесь было осуществлено главное дело его жизни - денежная реформа 1895-1897 гг.

Размах и природа  деятельности Министерства финансов в те годы позволяют говорить о том, что по существу это было своего рода министерство экономики и, возможно, даже нечто большее. В руках министра финансов было управление торговлей и промышленностью, торговым мореплаванием и железнодорожным строительством, отчасти на-родным просвещением, коммерческим и аграрным кредитом. Расходная смета министерства финансов и путей сообщения при С.Ю. Витте выросла со 187 млн.руб. в 1892г. до 822 млн.руб. в 1903г. Во всех расходах бюджета эта доля поднялась с 20 до 43% Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. - С. 5..

В министерстве сложился качественно иной, профессионально  подобранный кадровый состав чиновников. Для Витте всегда на первом месте стояла компетенция, а не происхождение. Складывались добрые отношения с людьми делового мира - с директором Петербургского международного банка Ротштейном и Саввой Морозовым. Витте поддержал академика И. Янжула и пригласил на экономическое отделение Петербургского политехникума ученых, лишенных возможности преподавать па университетских кафедрах. На должность управляющего Палатой мер и весов, находившейся в подчинении Министерства финансов, он рекомендовал Д. Менделеева.

К руководству департаментом торговли и мануфактур Министерства финан-сов он привлек В. Ковалевского, которого многие считали "левым". Он выдвинул и воспитал таких крупных администраторов и финансистов, как А. Путилов - управ-ляющий Дворянского и Крестьянского банков, а впоследствии - Азиатского банка, П. Барк - управляющий Волжско-Камского банка, которого Витте специально посылал за границу учиться банковскому делу Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 9. - С. 99..

С.Ю. Витте принадлежит  почин в устройстве Всероссийской  выставки в Нижнем Новгороде и  русского отдела Всемирной выставки в Париже, наглядно знакомивших с  экономическим состоянием России.

Еще будучи министром  финансов, Витте возглавил в качестве председателя Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, созданное 22 января 1902 г. После проведения большой аналитической работы на местах Особое совещание на 28 своих заседаниях (с 8 декабря 1904 г. по 30 марта 1905 г.) рассмотрело многие крупные вопросы крестьянского правопорядка. Деятельность Витте па этом посту была направлена па реформу крестьянских отношений, что было не по душе реакционно настроенной части российской верхушки.

Одной из причин увольнения Витте с поста министра финансов была его твердая позиция относительно войны с Японией. Но именно он был выдвинут общественным мнением на мирные переговоры с Японией в Портсмуте как самый авторитетный и выдающийся деятель своего времени. Он приобрел уважение и сочувствие влиятельных кругов американского общества и добился для России весьма успешных результатов. Вынудив японскую делегацию в ходе переговоров высказаться по вопросу о денежной контрибуции, он умело переломил общественное мнение. Оно уже не могло сочувствовать державе, готовой продолжать войну, нарушающую торгово-экономические интересы всего мира, только ради денег. В итоге Япония согласия на контрибуцию не получила, а Россия ограничилась уступкой южной части Сахалина и прибрежной ветви Манчжурской железной дороги. С.Ю. Витте вернулся домой, а японское правительство ввело в Токио военное положение для удержания масс от возмущения и разрушительных эксцессов.

Вернувшись в  Россию, С.Ю. Витте нашел власть в  состоянии полной растерянности, метания  от диктаторского подавления революционного движения до дарования стране Конституции. Никто не имел готового решения и судьба вновь обратила свой взор на бывшего министра финансов. Сам он оказался перед мучительным выбором: чувством он был за сохранение самодержавия, умом - за Конституцию.

Информация о работе Экономическое развитие России после отмены крепостного права