Экономическое развитие Германии после в Второй Мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:53, реферат

Описание

Становление и развитие социальной рыночной экономики в ФРГ происходило в довольно сжатые сроки и привело к быстрому возобновлению находившегося в руинах народного хозяйства и росту народного благосостояния. В итоге, данное явление получило название "немецкого чуда". "Я далек от того, чтобы говорить о некоем "немецком чуде",- отмечал Людвиг Эрхард,- нас вывели вперед совершенно реальные силы и факторы. Германия добилась этого благодаря решительной политической воли, верой в успех, последовательными и продуманными действиями немецкого руководства.

Содержание

1.Введение (стр. 1-3)

2.Послевоенное положение экономики Германии .Секреты "Германского чуда" (стр. 3-8)

3.Программа национального спасения. Экономическая политика государства.( стр. 8-12)

4.Основные понятия и противоречия концепции, реализованной Эрхардом, и периоды ее реализации. Реформы Эрхарда. (стр. 12-17)

5. Заключение (стр. 17-19)

6. Список использованной литературы (стр. 20)

Работа состоит из  1 файл

Эк-ка Германии.docx

— 59.21 Кб (Скачать документ)

Особое  значение придается профессиональной подготовке, переобучению. Важной является также система социального обеспечения  людей оказавшихся безработными.  С 1927 года в Германии начинает существовать закон о страховании по безработице. Страховщиком является федеральной  ведомство по вопросам труда в  Нюрнберге. Страхование обязаны  заключить все рабочие и служащие.  Страна с  большим трудом пережила  кризис цен на нефть в 1973-1974гг. и  в 1979-1980гг. В этот же период внедрение  микроэлектроники вызвало большой  поток инноваций.

Тем не менее, в период 1973-1985гг. реальный темп роста экономики составлял 24%. Сместился  удельный вес отраслей экономики.  До сих пор одной из основных задач экономической политики остается снижение безработицы. В основном это достигается за счет роста инвестиций. Важным импульсом в развитии экономики явилась налоговая реформа, последний этап которой был реализован в 1990 году.

            Программа национального спасения. Экономическая политика государства. 

Денежная  система страны была неработоспособна. Итогом  непомерных военных расходов была инфляция, процветал черный рынок. Первой предпосылкой к зарождению социального  рыночного хозяйства явилось  заключение соглашения о восстановлении государственности заключенное  в 1948 году западными союзниками, которое  содержало ключевые направления  создания Федеративной Республики.  Новая политика западных союзников  означала передачу общеполитических и  экономико-политических прав на самоопределение  немецким инстанциям, в особенности  экономической администрации «Объединенной  экономической области».

Последующим существенным  шагом на пути к  рыночному хозяйству явилась  валютная реформа, которая изменила протекание  экономических процессов . Благодаря   ей  к 1953 году практически исчез «черный рынок», появились товары, восстанавливалась транспортная система,  увеличились строительные работы.  Подъем начался стремительными темпами и огромным размахом практически во всех областях экономической жизни Германии.

Валютная  реформа дала очень большой  толчок экономике, непосредственно с нее  и начался решающий подъем во всем хозяйстве Германии. Валютная реформа  сделала возможным следующий  шаг на пути к рыночной экономике  – отмену административной экономики. Государство сняло с себя функции  непосредственного контроля за экономикой.  

Далее была дана свобода внешней торговле и конкурентной борьбе, что было необходимо для свободного ценообразования  и формирования платежеспособного  спроса. Был установлен эффективный  контроль за монополиями и их ценообразованием, чтобы воспрепятствовать злоупотреблению экономическим могуществом. Это создало важную законодательную базу для построения в ФРГ социальной рыночной экономики.

Федеральное правительство, в свою очередь, может  и должно оказывать влияние экономической  политикой на ход конъюнктуры. Закон о стабильности дает ему возможность, которая получила название «волшебного четырехугольника»: высокая занятость, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост должны быть целями государственной экономической политики. Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладают разделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять на денежную политику. Довоенный уровень промышленного производства в ФРГ был восстановлен  позже, чем в других европейских странах . Восстановление хозяйства задерживали проводимые в стране реформы по ликвидации военной промышленности, по разукрупнению монополий, задерживали финансовое истощение страны и наложенные на Германию репарации.

Позже промышленность ФРГ стала ускоренно  развиваться. Не зря, Людвиг Эрхард  считается отцом западного германского «экономического чуда».

18 июня 1948 года западные союзники известили  СССР о вводе новой немецкой  валюты и предложили распространить  ее на весь Берлин. На западе  начался размен совсем  обесцененных  старых «рейс марок» на новые  «германские марки».  Людвиг Эрхард определил основы своей теории и практики. Его «социальное рыночное хозяйство»  удерживает рынок в определенных границах и уменьшает его негативные последствия для слабых общественных групп, а также для дотируемых отраслей . Относительно конкурентной борьбы  товаропроизводителей, Эрхард  упразднил чрезмерную концентрацию производства, что, собственно, не будет лишним заметить,  было характерно для Германии 20-х годов.

В октябре 1953 года  Кондор Аденауэр и Эрхард своими приоритетами провозгласили: дальнейшее развитие «социальной рыночной экономики» с упором на жилищное строительство и производство массового автомобиля. Еще два года спустя Людвиг Эрхард издал свою книгу «Благосостояние для всех». В ней он  подчеркнул: конкуренция есть основа подъема промышленного производства, а разрыв между богатыми и бедными должен сглаживать как социальной помощью государства, так и приобретением капитала неимущими слоями. На первый план здесь вышла жилищная проблема.

Государство по прежнему будет строить «социальное  жилье», сдавая его действительно  нуждающимся, наряду продажей квартир  и домов в частную собственность  и сдачей их за высокую плату людям. У спехи были еще более ощутимы  в автомобиле строении и курсе  на «народный автомобиль» . Государственный сектор ФРГ сравнительно невелик – меньше 20% акционерного капитала страны. В послевоенные годы здесь не проводилась национализация. в дальнейшем государственный сектор увеличивался за счет государственных инвестиций и нового строительства.

Очевидно, что с присоединением ГДР экономическая  мощь ФРГ и ее вес в Европейском  хозяйстве существенно возрастают. 

Старт экономических реформ

Главной программной целью Эрхарда была денежная реформа . В ней он видел меру  выхода из социально-экономического хаоса и дальнейшего перехода к рыночной экономике. При этом денежная реформа неразрывно связана с экономической, и не имеет без последней никакого смысла: «Денежная реформа осталась бы единичной акцией, если бы она не основывалась на здоровой базе действительно органического выравнивания, и остались бы закрытыми все те краны, которые поставило ошибочное частное и государственное планирование. Замораживание цен предлагает лишь предлог для известной, ведущей к хаосу политики».

По мысли  Эрхарда, существует и глубокая связь с социальной реформой: «Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает—получает ничто, «деньги», с которыми не может ничего предпринять... Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно».

Был создан Центральный банк, независимый от правительства.  Его  задачей было недопущение инфляции. Эрхард через своего представителя обещал освобождение основных цен, чем чрезвычайно удивил военную администрацию. На следующий день,  заявление представителя Эрхарда о немедленном освобождении цен вызвало ее резкое недовольство.

Какую же  все-таки роль сыграли внешние  «лекарства», которые помогли встать на ноги экономике и обществу Западной Германии?

«Иногда утверждается, что решающим для развития страны был план Маршалла... Западная Германия получила за 10 лет по этому  плану с 1948 г. около 1,9 млрд. долл., что  по тогдашнему курсу составляет 150 марок  на человека! Это меньше, чем бесплатные поставки 1945 — 1948 гг. продуктов питания, удобрений и семян…».

Социальную  реформа сыграла очень важную роль . Она содержала следующие элементы:

— восстановление свободного рынка рабочей силы и  социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии, самоуправления в системе социального  страхования;

— введение зашиты работников, в особенности  от увольнений (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.);

— определение  законных прав участия рабочих в  управлении сна чала на горных предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях (1952 г.);

— возмещение военных потерь на основе Федерального закона о попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного  войной (1952 г.);

— программа  строительства жилья, которая с  самого начала имела целью поддержку  частной собственности в жилищной сфере;

— восстановление дееспособности пенсионного страхования  и введение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости  от зарплаты;

— введение пособий на детей (начиная с троих  детей) в 1954 г.

Эти и  другие меры позволили значительно  облегчить переход к рыночной экономике. Но как точно заметил  Ральф Цепперник, «социальное в конкуренции как раз то, что вообще на рынок приходит большое предложение товаров».

Ту же самую мысль Эрхард выразил другими, более эмоциональными словами: «Мы были на наилучшем пути, чтобы приговорить демократию к смерти и превратить демократические основные права нашего народа в химеру. Только когда эти права вновь найдут свое выражение в свободном выборе профессии, в свободном выборе рабочего места и прежде всего в свободе потребления, лишь тогда сможем мы ожидать, что немецкий народ будет вновь активно участвовать в политическом определении своей судьбы». 

Основные  понятия и противоречия концепции, реализованной  Эрхардом, и периоды ее реализации

Концепция, которой руководствовался Л. Эрхард в проведении экономических реформ, была названа концепцией социального рыночного хозяйства (СРХ).

Через понятие «социальности» Эрхард пытался связать экономику и личность. Но ведь с помощью категории «социальность» не удается построить естественной, внутренней взаимозависимости экономики и личности, а на этой основе уже также общества и государства. Из этого и следует теоретически  незавершенный характер концепции СРХ. В связи с этим можно считать ее в большей степени  «способом мысли» , а не концепцией. Противоречие давало о себе знать во все периоды практического развития СРХ в ФРГ.

После проведения денежной реформы, завершившейся  с успехом,  появились  новые  проблемы, связанные  с повышением цен.

Перед  Эрхардом стал выбор :нужно было  либо менять систему цен, либо продолжить их замораживание .Но второй вариант мог  породить скрытую инфляцию, и в связи  с этим был неприемлем. Первый вариант представлял также социальную структурную перестройку экономики.

С другой стороны, оздоровление последней не могло не сказаться на тяжелой  индустрии . К 1950—1951 гг. первый этап осуществления реформ по переходу к экономическим методам регулирования был в целом завершен. Но понадобилось десятилетие «экономического чуда» для того чтобы заложить основы социального рыночного хозяйства. Это и объясняет всю сложность перехода от командной экономики к рыночной . 

В 1957 г. бундестаг принял два важных закона: 1) о бундесбанке, который окончательно закрепил независимость от правительства; 2) против ограничений конкуренции  в 1961 г. были приняты еще два ключевых закона — о свободе внешней  торговли и о защите капитала.

Позже  ФРГ вступила в международные  организации: в Организацию европейского экономического сотрудничества в 1949 г., в ГАТТ в 1951 г., в Международный  валютный фонд в 1952 г., благопри ятным фактором было и образование в 1957 г. Европейского сообщества.

В целом  с конца 50-х годов в ФРГ наступило  десятилетие интенсивного развития социального рыночного хозяйства. Безработица  почти сошла на нет, инфляция оставалась в незначительных размерах. При этом доля государственных расходов в валовом общественном продукте выросла. Строительство жилья достигло невиданного уровня. 

Плохая  хозяйственная конъюнктура 1965—1966 гг, привела к падению правительства Эрхарда  . К власти пришла «большая коалиция», объединившая все крупные партии. Был принят Закон о способствовании стабильности и роста экономики, после принятия которого  конъюнктура быстро улучшилась. Закон о стабильности выдержал первую пробу.

Также в этот период  были приняты новые  законы в социальной области и  на их основе широкие социальные программы,  такие как: введение Минимального отпуска  для всех трудящихся (1963 г.), закон  о защите прав работающей молодежи (1960 г.), содействие образованию (Законы о специальном образовании 1969 г. и о переобучении 1971 г., о способствовании  защите академических степеней— 1971 г.);рост социальных выплат.

Информация о работе Экономическое развитие Германии после в Второй Мировой войны