Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:59, доклад
Мальтус – ярчайшая фигура в истории экономической теории. Прошло 200 лет после выхода в свет "Опыта о законе народонаселения", но идеи автора и теперь объект острых дискуссий. От Мальтуса ведет свое начало мальтузианство – теория народонаселения, утверждающая, что все бедствия человечества должны быть приписаны перенаселению, а общественный строй тут ни при чем.
Место Мальтуса в науке определяется двумя главными моментами: выдвинутым им "законом" народонаселения и его своеобразной ролью критика-помощника и противника-друга Давида Рикардо.
Мальтус Томас Роберт
(1766 – 1834)
Мальтус – ярчайшая фигура в истории экономической теории. Прошло 200 лет после выхода в свет "Опыта о законе народонаселения", но идеи автора и теперь объект острых дискуссий. От Мальтуса ведет свое начало мальтузианство – теория народонаселения, утверждающая, что все бедствия человечества должны быть приписаны перенаселению, а общественный строй тут ни при чем.
Место
Мальтуса в науке определяется двумя
главными моментами: выдвинутым им "законом"
народонаселения и его
Томас Роберт Мальтус родился в 1766 г. в сельской местности недалеко от Лондона и был вторым сыном просвещенного сквайра. Поскольку состояния в английских семьях не делятся между детьми, он не получил наследства, но зато получил хорошее образование – сначала дома, а потом в колледже Иисуса Кембриджского университета. Окончив колледж, Мальтус принял духовный сан в англиканской церкви и получил скромное место второго священника в сельском приходе. В 1793 г. он стал также членом (преподавателем) колледжа Иисуса и оставался им до своей женитьбы в 1804 г.
Много
времени молодой Мальтус
В 1798 г. Мальтус анонимно опубликовал небольшой памфлет под заглавием "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества". Свои взгляды он излагал резко, бескомпромиссно, даже цинично. Мальтус, например, писал: "Человек, пришедший в занятый уже мир, если его не могут прокормить родители, чего он может обоснованно требовать, и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо пропитание; в сущности, он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести свой приговор в исполнение".
Впрочем,
в жизни Мальтус, как сообщают
современники, был общительным и
приятным человеком. Он отличался удивительной
уравновешенностью и
Мальтус был удивлен успехом своей книги и занялся подготовкой второго издания. Он съездил за границу (Швеция, Норвегия, Россия, Франция, Швейцария), где занимался сбором материала в обоснование своей теории. Второе издание резко отличалось от первого: это был обширный трактат с историческими экскурсами, критикой ряда авторов и т. п. Всего при жизни Мальтуса вышло шесть изданий "Опыта", причем последнее превышало по объему первое в пять раз!
Итак, Мальтус говорил, что население имеет тенденцию увеличиваться быстрее, чем средства существования. Чтобы доказать это, он с размаху бил по голове читателя молотком своей прогрессии: каждые 25 лет население может удваиваться и, следовательно, возрастать как ряд чисел геометрической прогрессии 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64... тогда как средства существования могут якобы в лучшем случае возрастать в те же промежутки времени лишь в арифметической прогрессии: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7... "Через два столетия народонаселение относилось бы к средствам существования, как 256 к 9; через три столетия, как 4096 к 13, а по прошествии двух тысяч лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо".
Мальтус был, возможно, неплохой психолог и ощущал силу таких простых и броских иллюстраций. Читатель был склонен забывать, что это только тенденция, и у него волосы становились дыбом от апокалипсического видения мира, где людям уже негде стоять, не то что жить и работать. Автор немного успокаивал его воображение, говоря, что в действительности природа сама заботится о том, чтобы эта тенденция не стала реальностью – с помощью войн, болезней, нищеты и пороков. Все это Мальтус считал как бы естественным (в сущности, божественным) наказанием человека за его греховность, за неистребимый инстинкт пола. Неужели нет другого выхода? Есть, говорил Мальтус в своей книге, начиная со второго издания: "превентивные ограничения", или, проще говоря, половое воздержание. Мальтус хвалил поздние браки, безбрачие, вдовство. Но, положа руку на сердце, Мальтус сам не очень верил в эффективность этих мер и опять возвращался к неизбежности позитивных ограничений. Любопытно, что Мальтус в то же время отрицательно относился к противозачаточным средствам, вопрос о которых уже начинал обсуждаться в его время. Такое ограничение рождаемости он отрицал как вторжение в компетенцию природы, т. е. опять-таки Бога. Перенаселение в системе Мальтуса не только проклятье человечества, но своего рода благо, божественный хлыст, подстегивающий ленивого от природы рабочего. Лишь постоянная конкуренция других рабочих, которых всегда слишком много, заставляет его работать усердно и за низкую плату. Мальтус утверждал, что рост средств существования немедленно вызывает реакции в виде увеличения рождаемости и численности населения, пока это опять-таки не нейтрализует указанный рост.
Кроме того, в основе учения Мальтуса лежит еще и так называемый закон убывающей отдачи (доходности), или закон убывающего плодородия почвы. Представьте себе участок земли, на котором кормится один человек. Он вкладывает за год 200 человеко-дней труда и получает со своего участка, скажем, 10 т пшеницы, которых ему как раз хватает. Приходит второй человек (может быть, вырастает сын) и на том же участке вкладывает еще 200 человеко-дней. Поднимется ли сбор зерна ровно вдвое, до 20 т? Едва ли, полагает Мальтус; хорошо, если он возрастет до 15 или 17 т. Если же придет третий, то на новые 200 человеко-дней они получат еще меньше отдачи. Кому-то придется уйти.
В 1805 г. Мальтус получил кафедру профессора современной истории и политической экономии в только что основанном колледже Ост-Индской компании. Он исполнял также в колледже обязанности священника. В 1815 г. Мальтус опубликовал свою работу о земельной ренте, в 1820 г. – книгу "Принципы политической экономии", содержащую помимо всего прочего обширную полемику с Д. Рикардо. Лекции и выступления Мальтуса отличались сухостью, к тому же его трудно было слушать, т. к. он от рождения страдал дефектом речи. Умер он скоропостижно в декабре 1834 г. от болезни сердца.
Кейнсианство – одно из основных направлений в экономической теории XX в. – возродило и взяло на вооружение основные идеи Мальтуса по вопросу о реализации и факторах "эффективного спроса". В современном арсенале экономической политики потребление товаров различными промежуточными слоями и подталкивание этого потребления государством занимает видное место как антикризисная мера.
Интересно, что сегодня имя Мальтуса можно встретить не только в учебниках по истории экономических учений. Например, во Франции женщину, отказывающуюся иметь детей и вступать в брак, называют сегодня мальтузианкой. Существует также секта, так называемая "церковь эвтаназии", призывающая к добровольному отказу от жизни, от создания семьи и т. п. – сектанты признают Мальтуса одним из своих святых…