Экономические учения Мальтуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:59, доклад

Описание

Мальтус – ярчайшая фигура в истории экономической теории. Прошло 200 лет после выхода в свет "Опыта о законе народонаселения", но идеи автора и теперь объект острых дискуссий. От Мальтуса ведет свое начало мальтузианство – теория народонаселения, утверждающая, что все бедствия человечества должны быть приписаны перенаселению, а общественный строй тут ни при чем.
Место Мальтуса в науке определяется двумя главными моментами: выдвинутым им "законом" народонаселения и его своеобразной ролью критика-помощника и противника-друга Давида Рикардо.

Работа состоит из  1 файл

maltus.doc

— 39.50 Кб (Скачать документ)

      Мальтус Томас Роберт

      (1766 – 1834)

      Мальтус – ярчайшая фигура в истории экономической теории. Прошло 200 лет после выхода в свет "Опыта о законе народонаселения", но идеи автора и теперь объект острых дискуссий. От Мальтуса ведет свое начало мальтузианство – теория народонаселения, утверждающая, что все бедствия человечества должны быть приписаны перенаселению, а общественный строй тут ни при чем.

      Место Мальтуса в науке определяется двумя  главными моментами: выдвинутым им "законом" народонаселения и его своеобразной ролью критика-помощника и противника-друга Давида Рикардо.

      Томас Роберт Мальтус родился в 1766 г. в сельской местности недалеко от Лондона и был вторым сыном просвещенного сквайра. Поскольку состояния в английских семьях не делятся между детьми, он не получил наследства, но зато получил хорошее образование – сначала дома, а потом в колледже Иисуса Кембриджского университета. Окончив колледж, Мальтус принял духовный сан в англиканской церкви и получил скромное место второго священника в сельском приходе. В 1793 г. он стал также членом (преподавателем) колледжа Иисуса и оставался им до своей женитьбы в 1804 г.

      Много времени молодой Мальтус проводил в доме отца, с которым вел бесконечные  беседы и споры на философские  и политические темы. Старик был  энтузиастом и оптимистом, а молодой человек – скептиком и пессимистом. Мальтусу-старшему были близки идеи французских энциклопедистов и английского утопического социалиста Уильяма Годвина о бесконечной возможности совершенствования общества и человека, о близости золотого века человечества. Мальтус-младший был настроен ко всему этому критически. На будущее человечества он смотрел мрачно, в утопии Годвина не верил. Подыскивая аргументы в спорах с отцом, он натолкнулся у нескольких авторов XVIII в. на идею о том, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, что население, если его рост ничем не сдерживается, может удваиваться каждые 20 – 25 лет. Мальтусу казалось очевидным, что производство пищи не может расти столь же быстрыми темпами. Значит, выбиться из бедности человечеству не позволяют силы природы. Чрезмерная плодовитость бедняков – вот главная причина их жалкого положения в обществе. И выхода из этого тупика не предвидится. Никакие революции тут не помогут.

      В 1798 г. Мальтус анонимно опубликовал небольшой памфлет под заглавием "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества". Свои взгляды он излагал резко, бескомпромиссно, даже цинично. Мальтус, например, писал: "Человек, пришедший в занятый уже мир, если его не могут прокормить родители, чего он может обоснованно требовать, и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо пропитание; в сущности, он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести свой приговор в исполнение".

      Впрочем, в жизни Мальтус, как сообщают современники, был общительным и  приятным человеком. Он отличался удивительной уравновешенностью и спокойствием духа, никто никогда не видел его  рассерженным, слишком радостным  или слишком угнетенным. Такой характер позволял ему с равнодушием (может быть, и показным) выносить хулу, которой он подвергался за свои взгляды.

      Мальтус был удивлен успехом своей  книги и занялся подготовкой  второго издания. Он съездил за границу (Швеция, Норвегия, Россия, Франция, Швейцария), где занимался сбором материала в обоснование своей теории. Второе издание резко отличалось от первого: это был обширный трактат с историческими экскурсами, критикой ряда авторов и т. п. Всего при жизни Мальтуса вышло шесть изданий "Опыта", причем последнее превышало по объему первое в пять раз!

      Итак, Мальтус говорил, что население  имеет тенденцию увеличиваться  быстрее, чем средства существования. Чтобы доказать это, он с размаху  бил по голове читателя молотком своей  прогрессии: каждые 25 лет население может удваиваться и, следовательно, возрастать как ряд чисел геометрической прогрессии 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64... тогда как средства существования могут якобы в лучшем случае возрастать в те же промежутки времени лишь в арифметической прогрессии: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7... "Через два столетия народонаселение относилось бы к средствам существования, как 256 к 9; через три столетия, как 4096 к 13, а по прошествии двух тысяч лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо".

      Мальтус был, возможно, неплохой психолог и  ощущал силу таких простых и броских  иллюстраций. Читатель был склонен  забывать, что это только тенденция, и у него волосы становились дыбом от апокалипсического видения мира, где людям уже негде стоять, не то что жить и работать. Автор немного успокаивал его воображение, говоря, что в действительности природа сама заботится о том, чтобы эта тенденция не стала реальностью – с помощью войн, болезней, нищеты и пороков. Все это Мальтус считал как бы естественным (в сущности, божественным) наказанием человека за его греховность, за неистребимый инстинкт пола. Неужели нет другого выхода? Есть, говорил Мальтус в своей книге, начиная со второго издания: "превентивные ограничения", или, проще говоря, половое воздержание. Мальтус хвалил поздние браки, безбрачие, вдовство. Но, положа руку на сердце, Мальтус сам не очень верил в эффективность этих мер и опять возвращался к неизбежности позитивных ограничений. Любопытно, что Мальтус в то же время отрицательно относился к противозачаточным средствам, вопрос о которых уже начинал обсуждаться в его время. Такое ограничение рождаемости он отрицал как вторжение в компетенцию природы, т. е. опять-таки Бога. Перенаселение в системе Мальтуса не только проклятье человечества, но своего рода благо, божественный хлыст, подстегивающий ленивого от природы рабочего. Лишь постоянная конкуренция других рабочих, которых всегда слишком много, заставляет его работать усердно и за низкую плату. Мальтус утверждал, что рост средств существования немедленно вызывает реакции в виде увеличения рождаемости и численности населения, пока это опять-таки не нейтрализует указанный рост.

      Кроме того, в основе учения Мальтуса лежит  еще и так называемый закон убывающей отдачи (доходности), или закон убывающего плодородия почвы. Представьте себе участок земли, на котором кормится один человек. Он вкладывает за год 200 человеко-дней труда и получает со своего участка, скажем, 10 т пшеницы, которых ему как раз хватает. Приходит второй человек (может быть, вырастает сын) и на том же участке вкладывает еще 200 человеко-дней. Поднимется ли сбор зерна ровно вдвое, до 20 т? Едва ли, полагает Мальтус; хорошо, если он возрастет до 15 или 17 т. Если же придет третий, то на новые 200 человеко-дней они получат еще меньше отдачи. Кому-то придется уйти.

      В 1805 г. Мальтус получил кафедру профессора современной истории и политической экономии в только что основанном колледже Ост-Индской компании. Он исполнял также в колледже обязанности священника. В 1815 г. Мальтус опубликовал свою работу о земельной ренте, в 1820 г. – книгу "Принципы политической экономии", содержащую помимо всего прочего обширную полемику с Д. Рикардо. Лекции и выступления Мальтуса отличались сухостью, к тому же его трудно было слушать, т. к. он от рождения страдал дефектом речи. Умер он скоропостижно в декабре 1834 г. от болезни сердца.

      Кейнсианство – одно из основных направлений в экономической теории XX в. – возродило и взяло на вооружение основные идеи Мальтуса по вопросу о реализации и факторах "эффективного спроса". В современном арсенале экономической политики потребление товаров различными промежуточными слоями и подталкивание этого потребления государством занимает видное место как антикризисная мера.

      Интересно, что сегодня имя Мальтуса можно  встретить не только в учебниках  по истории экономических учений. Например, во Франции женщину, отказывающуюся иметь детей и вступать в брак, называют сегодня мальтузианкой. Существует также секта, так называемая "церковь эвтаназии", призывающая к добровольному отказу от жизни, от создания семьи и т. п. – сектанты признают Мальтуса одним из своих святых…

Информация о работе Экономические учения Мальтуса