Экономическая программа ФРГ после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:00, контрольная работа

Описание

Вторая мировая война (1939-1945г.) стала крупнейшей политической и экономической катастрофой XX века. В войну были вовлечены более 60 государств, население которых составляло 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств, война унесла 55 миллионов человеческих жизней. Вторая мировая война имела и существенные экономические последствия: война уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. а общие военные расходы превысили соответствующие показатели первой мировой войны в 4,5 раза. Разрушенной оказалась не только экономика отдельных стран, но и экономические связи между странами в сфере промышленности, финансов, торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономика страны после второй мировой войны……………………………4
2. Программа Л.Эрхарда и результаты её реализации………………………….8
3. Роль плана Маршала в восстановлении экономики страны………………..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

моя контра по истории экономики.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

      Предприятия, получив наличность для выплаты  первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счёт сбыта своей продукции.Денежные обязательства предприятий пересчитывались в соотношении 1: 10. Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина временно замораживалась и позже обменивалась в соотношении 1: 20. Обязательства банка и учреждений бывшего Рейха в основном аннулировались. Новый эмиссионный банк – Банк немецких земель - регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.

      2. Свободные цены.

      Через 3 дня после денежной реформы последовала  реформа цен, они были отпущены на свободу. Вместе с тем был принят  Закон  «о принципах хозяйственной  структуры и политике цен», который  дал право Л. Эрхарду отменить множество различных предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами.

      Разрегулирование  цен и заработной платы проводилось  постепенно, но быстрыми темпами и  часто вопреки советам оккупационных властей (которые боялись быстрого перехода к рыночным отношениям) и просоциалистическим настроениям в обществе.

      Однако, правильность политики Эрхарда вскоре была подтверждена на практике, когда  исчез «чёрный рынок», магазины заполнились  товарами и вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась и цены выросли не в 2-4 раза, а лишь на несколько процентов и примерно в той же пропорции, что и заработная плата, которая росла за год на 1/ 3 за счёт повышения производительности труда.

      Но  главное, что способствовало сохранению стабильности валюты и избежанию  гиперинфляции было принятие  закона против произвольного завышения  цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к  наличной покупательской способности потребителя.

      3. Свободное предпринимательство

      Основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство  в производственной сфере. Поэтому  Л. Эрхард настаивал не на надзоре, а  на запрете монополий, стремящихся к господству на рынке и душивших свободную конкуренцию. Оппонентов социального рыночного хозяйства было немало – это профсоюзы, левые партии и картели.

      На  свободу предпринимательства (без  урезания прав потребителя) была направлена кредитная и налоговая политика, при которой покупатель снова стал «королём», определившим лицо рынка.

      Итоги программы Эрхарда

      Анализируя  итоги и ход экономической  программы возрождения, можно выделить определённые фазы её реализации:

      Первая  фаза 1948-1949гг. прошёл под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения ставок реальной зарплаты с учётом роста производительности труда и значительного роста производства.

      Вторая  фаза – 1950–1951гг. - период наибольшей напряжённости  послевоенного рыночного хозяйства, когда перелом в сторону успешного преодоления трудностей обозначился ещё отчётливей в 1951г. Поднялся среднегодовой уровень занятости - завершилась вторая фаза.

      Третью  фазу – фазу испытания социального  рыночного хозяйства как системы на прочность и пригодность ознаменовало прекращение роста цен в 1952 г.

      На  четвертой фазе – 1953 - 1954гг. удалось  осуществить тройное сочетание: растущую  производительность труда; рост объёма продукции и повышающуюся в связи с этим заработную плату. При таком  сочетании  цены не только не росли, но стабилизировались, и даже упали, что вело к благосостоянию для всех. Для этой фазы характерно повышение производства товаров широкого потребления, что позволило назвать 1953г. – «годом потребителя». Строительный сектор тоже справился с задачей предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавших от бомбардировок, в 1954 г. был превышен уровень производства 1936 г. в 2 раза.

      В 1954 г. наметился переход к следующему – 5-му этапу рыночного хозяйства – фазе высокой конъюнктуры, из-за чего возникал вопрос противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. И с середины 1956 г. удалось совладать с угрозой хозяйственной деградации. После заторможения экономического подъёма  переход к спокойному прогрессу можно было считать обеспеченным.

      Таким образом, ФРГ становится передовой  страной Западной Европы, она обогнала в хозяйственном развитии своих  былых победителей. Уже к середине 50-х гг. ФРГ вышла на 2 место  в мире (после США) по объёму золотых запасов, что стало подлинным доказательством не только внутренней силы немецкой экономики и динамики её роста, но и неустанной работоспособности всех слоёв немецкого народа. Страна выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали,  стояла у истоков европейской экономической интеграции и к началу 60-х годов на её долю приходилось более 60 % добычи угля, около половины производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта ЕЭС («Общего рынка»).

     Но «немецкое чудо» – это не только экономика, Л. Эрхард указывал, что главное чудо заключалось в изменении немецкого народа, который пройдя за десять лет чистилище экономических реформ, смог выйти из него новой нацией – свободной, доброжелательной и жизнерадостной 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Роль плана Д. Маршалла в восстановлении экономики страны.

       В рамках наметившейся ориентации  Запада на восстановление экономики  был разработан план, который  Джордж Катлетт Маршалл, госсекретарь  США, огласил 5 июня 1947г. Программа восстановления Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году.

       План Маршалла – это программа  восстановления и развития Европы  после второй мировой войны  на основе экономической помощи  со стороны США, официальная цель плана Маршала провозглашалась как помощь странам Европы в восстановлении экономики это -  создание условий для собственного возрождения европейских государств. Планом предполагалось создать условия для: быстрого развития внутриевропейской торговли; активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию; укрепления национальных валют и восстановления доверия к ним, стабилизации финансового обращения. С помощью реализации этого плана США надеялась, оздоровит американскую экономику, устранить угрозу финансового кризиса, спад производства и массовую безработицу за счет экспорта товаров и услуг в Европу, создания новых рабочих мест и избавления от «инфляционных долларов». Фактически, по признанию Гари Трумэна, помощь Европе «направлялась на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики».

     Важной особенностью плана Маршалла  была принципиально новой схеме  расчётов по кредитам, которая  вела к многократному увеличению задействованных средств. Например, немецкий завод заказывал какие-то детали в США. Однако американский изготовитель этих деталей получал доллары за них не от заказчика, а из правительственного фонда плана Маршалла. Заказчик же вносил эквивалент в немецких марках в специально созданный европейский фонд. В свою очередь, из средств этого фонда финансировались долгосрочные льготные кредиты предприятиям для новых инвестиций. В конечном счёте, по мере возврата предприятиями своих долгов, средства фонда позволили европейским государствам расплатиться и с США.

       ФРГ официально стала одной  из стран-участниц плана Маршалла 15 декабря 1949г, то есть вскоре  после своего основания, и участие  ее продолжалось до конца действия  плана. Его цель состояла в том, чтобы экономически и политически подчинить Западную Германию диктату США и тем самым превратить ее в передовой форпост борьбы с коммунизмом в Европе. В течение 1948-1949г. Западная Германия получила от США в виде помощи 1,4 млрд. долл., тогда как остальные 15 из принявших его стран, вместе взяты, довольствовались суммой в 2,6 млрд. долл. Располагая такими средствами, западногерманская промышленность уверенно начала восстанавливать свое производство. И если еще в 1946г. его общий объем не превышал 1/3 от уровня 1936г., то к концу 1949г. он уже вплотную приблизился к нему. Особенно заметные сдвиги происходили в тяжелой промышленности: каменноугольной, металлургической и нефтяной, а также в электроэнергетике. Восстановление промышленности ФРГ происходило на новой технической основе. Около 80% всех капитальных вложений направлялось на развитие наиболее современных ее отраслей: автомобилестроения, авиастроения, электроники, радиоэлектроники, нефтехимии.

     Помощь  американцев была многообразной. В  первую очередь поставлялись товары жизненной необходимости - те, что требовались для предотвращения голода и создания нормальных условий существования. Каждую  весну выделялись ассигнования  на продукты питания, топливо, одежду. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не займов. Кроме того, завозилось промышленное оборудование - в основном за счет ссуд Международного банка. Через океан шло также сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные  товары, запасные части и т.д. Эти поставки субсидировались под гарантии американского правительства через Экспортно-импортный банк США.

     За  годы реализации плана Маршалла ФРГ  получила от США почти столько  же средств, сколько Великобритания и Франция вместе взятые. После  окончания второй мировой войны она превратилась из противника в партнера западных держав. Более того, ей отводилась роль форпоста в борьбе против «советского  коммунизма». Противодействие распространению влияния СССР в Европе и даже возможной агрессии с его стороны, несомненно, составляло одну из важнейших задач Плана Маршалла. Считалось, что ослабленная, переживающая кризис Европа без этой помощи не смогла бы противостоять коммунизму.

     План Маршалла сыграл исключительную роль в процессе становления новой экономики Западной Германии и ее интеграции в общемировую. Запоздалое экономическое возрождение Германии проистекало из той смелой политики, принятой, прежде всего под давлением союзников, цель, которой заключалась в существенном сокращении ее производственных мощностей и придании приоритетного значения развитию сельского хозяйства. Важным было решение о курсе на восстановление экономического единства Германии. Реальность, однако, оказалась много сложнее. Разрушения, политический хаос, а также наплыв беженцев из Восточной зоны привели к глубоким потрясениям в германской экономике. Голод и нищета приняли столь серьезные масштабы, что Соединенные Штаты сочли необходимым оказать побежденной стране бесплатную гуманитарную помощь, поставляя предметы первой необходимости и сырье в рамках Правительственной поддержки выживания в оккупированных зонах. "Холодная война" как новый, доминирующий в этих обстоятельствах фактор, требовала сменить подходы со стороны западных союзников по отношению к Германии. Преобразование экономики этой страны составляло теперь своеобразную центральную ось новой стратегии. Речь шла о создании здесь собственных институтов как о первом этапе реформы на пути преобразований. Итак, политика промышленного демонтажа, применявшаяся доселе, уступила место энергичным мерам, со стороны, прежде всего США, по стимулированию экономического роста Германии. Однако результаты этого проявились далеко не сразу. Так, в английской и американской оккупационных зонах промышленное производство в 1947г. достигло лишь 38% от уровня 1936г., а в первой половине 1948г. - не превышало 47%. И лишь со второй половины 1948г., когда Англия и Франция присоединились к политике, проводимой США на оккупированных территориях, и была создана Высшая межсоюзническая комиссия рейнских территорий, можно говорить о реальном экономическом возрождении Германии. Именно денежная реформа 1948г. (о которой мы уже упоминали) стала своеобразной отправной точкой этого развития. С наступлением финансовой стабилизации стало возможным контролировать экономику. Чтобы стимулировать инвестиции, министр экономики Л. Эрхард явно отдавал предпочтение свободе цен перед заработной платой. Безусловно, это решение способствовало росту социальной напряженности и в 1948г. количество забастовок увеличилось. Однако правительство и предприниматели не испытывали ни малейшего желания идти на уступки, так как американская помощь больше не задерживалась. Пусть к "западноевропейскому чуду" оказался расчищен. К середине 1950-х гг. объем промышленного производства ФРГ увеличился по сравнению с 1936г. более чем в 2 раза. Среднегодовой прирост продукции составил при этом 9,6%). В результате доля ФРГ в промышленном производстве капиталистического мира возросла с 3,6% в 1950г. до 9,8% в 1959г. Растут золотовалютные запасы, по объему которых ФРГ уверенно вышла на второе место после США. Расширяется и внешнеэкономическая экспансия германского капитала. По уровню развития государственно-монополистического капитализма ФРГ начинает превосходить довоенную Германию. Усиливается процесс концентрации и централизации, как производства, так и капитала.

     Банки в Германии традиционно  брали на себя коммерческий  риск и главную роль в обеспечении  индустриализации, входили в детали  управления кредитуемых фирм. После  краха финансовой системы вследствие 2-й мировой войны государство стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами. Полученные по “плану Маршалла” фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако банки были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций, банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста. Большое значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года.

    Реализация “плана Маршалла”  в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда, важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе.

     Таким образом, план Маршалла  был ориентирован на снабжение  западноевропейского производства, на импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление  основных фондов.   План Маршалла  является одной из наиболее  успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели: экономика страны  была восстановлена; влияние коммунистов и СССР было ослаблено; был восстановлен и укреплен европейский средний класс – гарант политической стабильности и устойчивого развития. 
 

Заключение

    Положение Германии в первые послевоенные годы было весьма удручающим. Мало того, что  была сильно разрушена экономика, так  еще и происходила смена правительства. А это  дополнительные неудобства. В совокупности все происходящее сильно влияло  на сознание людей. И примечательно то, что европейские державы – недавние враги Германии, протянули руку помощи. Они одновременно и наложили обязательства по возмещению ущерба, нанесенного фашистской Германией, и в то же время дали возможность Германии выкарабкаться из сложившегося  положения. Германия приняла помощь в целях собственного благополучия.

Информация о работе Экономическая программа ФРГ после второй мировой войны