Художественная культура России 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:46, контрольная работа

Описание

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена происходил процесс “обмирщания” русской культуры.

Работа состоит из  1 файл

ХудожественнаяКультураРоссии18века изменила.docx

— 40.06 Кб (Скачать документ)

Последователен  в своей эволюции к классицизму  был и Иван Прокофьев (1758-1828 гг.) . По сравнению с другими мастерами  у Прокофьева сильнее чувствуется  сентименталистская струя, придавшая  особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его наследии - это рельефы, созданные для петербургской  Академии художеств, в которых он достигает исключительного совершенства формы в выражении величавой  тишины, гармонирующих с классическим строем интерьера.

В этом же контексте развивалось и искусство  скульптора Федота Шубина (1740-1805 гг.) . Благодаря  своему упорству и способностям он оказывается в Петербургской  Академии художеств, где начинается блестящий расцвет его таланта. Ф.  Шубин становится непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнил множество заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А. М.  Голицына, З. П.  Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу XVIII века намечались и новые формы образного выражения в виде сентименталистских, а затем и романтических настроений. Характерны в этом отношении бюсты П. В.  Завадовского и А. А.  Безбородко (1798 г.) , также выполненные Шубиным. Вместе с тем в поздних работах художника заметна и другая тенденция — усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые работы Шубина: бюсты Г. А.  Потемкина (1791 г.) , Е. М.  Чулкова (1792 г.) , М. В.  Ломоносова (1793 г.) , и др. Ф.  Шубин показал своих современников в неповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души. Шубинский талант обусловил объективность и глубину его произведений, отразивших все многообразие и противоречивость эпохи.

 

Художником  одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э. М.  Фальконе (1716-1791 гг.) . Созданная в России им всего одна работа “Медный всадник” принесла ему славу великого мастера. Стремление к максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны, вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий и враждебных сил, которые приходилось преодолевать Петру I. В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но и преобразованной им России.

Еще множество  прекрасных мастеров творило в этот период.

XVIII век  стал временем, благоприятствующим  развитию русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

2.3 Русская живопись  XVIII века

 

Во второй половине XVII столетия вместе с другими  видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В  определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIII века. Вступая  на позиции искусства нового времени  со значительным запозданием по сравнению  с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская  живопись по-своему отражает общие  закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение  в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись  по-прежнему широко бытует во всех слоях  общества.

 

Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с  искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию  – произведениям искусства эпохи  Ренессанса и барокко, а также  широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем, как уже давно  установили исследователи, искусство  в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны  единой направленностью и имеют  ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили  величайшие мастера своего дела –  представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы.

2.3.1  Выдающиеся  русские живописцы

 

Наиболее  интересным явлением в искусстве  петровской эпохи стал портрет. У  истоков портретной живописи нового времени стоит И. Н.  Никитин (ок.  1680 – 1742 гг.) . И. Н.  Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета — общепонятный и вполне неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.) . Пожалуй, самым сильным произведением после возвращения Никитина из Италии является портрет государственного канцлера Г. И.  Головкина (1720-е гг.) . Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность присуща и “Портрету напольного гетмана” (1720-е гг.) . Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С. Г.  Строганова (1726 г.) и в картине “Петр I на смертном ложе” (1725 г.) . Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника – он был судим по ложному обвинению и сослан в Тобольск.

 

К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца –  Андрея Матвеева (1701-1739) . По указу Петра  он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень  знаний. Еще в период прохождения  обучения им были созданы картины  – “Аллегория живописи” (1725 г.) и  “Венера и Амур” . Самое известное  произведение Матвеева – “Автопортрет с женой” (1729 г.) . Произведение Матвеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.

Живопись  последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь, это обусловлено  основанием Академии художеств. Русская  школа овладевает теперь теми жанрами  живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных  западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны  с искусством портрета.

Творчество  Ф. С.  Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г. Г.  Орлова (1762-1763 гг.) , Е. Б.  Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г.) , ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов вышло из-под кисти художника – поэт В. И.  Майков (1769-1770 гг.) , почти все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х) , его жена М. А.  Воронцова и дети (1770-е) . В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф. С.  Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е.  Новосильцевой (1780 г.) , знатной дамы Е. Н.  Орловой.

Современником Рокотова был Д. Г.  Левицкий (1735-1822 гг.) . Около 20 лет Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты, и парадное изображение в рост. Неудивительно, что круг его заказчиков весьма обширен. Это и богач Демидов, чью картину он нарисовал в 1773 г., и светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.) , и итальянская актриса Анна Давиа-Бернуци (1782 г.) . Важное место в творчестве Левицкого занимает работа над портретом Екатерины II, получившим отражение в “Видении Мурзы” Г. Р.  Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к своим изображениям.

В. Л.  Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и Левицкий, родом с Украины. Уже в первые петербургские годы он сблизился с кружком, возглавляемый Н. А.  Львовым, и неоднократно портретировал близких к этому обществу лиц. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И. Б.  Лампи, Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского дворянства. Художник портретирует целые семейные “кланы” — Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины II, ее многочисленных внуков, министра финансов А. И.  Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет М. И.  Лопухиной (1797 г.) , и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.) , и изображение дочери Екатерины II и А. Г.  Потемкина – Е. Г.  Темкиной (1798 г.) . Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему миниатюрным портретам. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг.

Таким образом, на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Не только внешняя устремленность к диалогу  характеризует традиции художественной культуры России этого периода. Не менее  характерным был диалог внутренний, который вели между собой разные виды искусств. Союз русской словесности и музыки, давший в XVIII веке столь высокие художественные результаты, в XIX столетии окреп еще более. Как известно, основой европейского романтизма была идея общности искусств, их взаимовлияния и взаимопроникновения. Вот, например, что писал об этом немецкий романтик Роберт Щуман: “Образованный музыкант может с такой же пользой учиться на рафаэлевской Мадонне, как художник — на симфониях Моцарта... Для художника стихотворение превращается в картину, музыкант же перекладывает картину в звуки”. Самым наглядным примером синтеза искусств в культуре XVIII века,  может служить столица империи, регулярный город. Санкт – Петербург или театральные постановки, в которых были задействованы художники, декораторы, композиторы, артисты, танцоры и использовались технические новинки. Идея взаимодействия “разных художеств”, характерная для русского искусства XIX века, вытекала из всей художественной практики Предшествующей эпохи. Есть нечто символическое в том историческом факте, что именно на грани двух столетий, в майский день 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин. Его поэтической музе суждено было вдохнуть жизнь в вершинные достижения русской классической музыки. Эти вершины сияют и сегодня: “Руслан и Людмила” М.И. Глинки, “Русалка” А.С. Даргомыжского, “Борис Годунов М.П. Мусоргского, “Евгений Онегин” и “Пиковая дама” П.И.Чайковского... Изменился не только быт человека, изменилось его мироощущение, изменились его социокультурные приоритеты. При Петре I произошло “изменение всей знаковой системы Древней Руси” ; вводились новая одежда, новая иерархия чинов, закрепленная “Табелью о рангах”, была учреждена новая система орденов, в том числе высший военный орден Андрея Первозванного.  Можно провести параллель между дискуссиями конца XVIII и XIX столетий о влиянии Запада на Россию и необходимости сохранения самобытной русской культуры и современными дискуссиями о месте России в мировом сообществе. Современное идеализирование Америки и Запада и незнание отечественных культурных традиций, очень во многом напоминает ситуацию, сложившуюся в XVIII веке в России .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История Русской архитектуры. — М., 2004.
  2. Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры. — М., 2000.
  3. Ткачев В. Н. История архитектуры. — М., 2007.
  4. Петров А. Н. Русская архитектура первой половины XVIII века. — М.,2004.
  5. История русской архитектуры. — М., 2006.
  6. История русского искусства. В 6 т. — М., 2006.
  7. Энциклопедический словарь русского художника. — М., 2003 г.

Информация о работе Художественная культура России 18 века