Христианство на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:39, контрольная работа

Описание

Христианизация Руси шла с большим трудом и растянулась на десятилетия. Но ещё до принятия христианства в 980 г. Владимир Святославич предпринимал попытку приспособить языческие верования к новым условиям и провёл религиозную реформу на основе язычества. В Киеве поставили деревянных идолов шести богов во главе с Перуном, которому волосы на голове окрасили серебром, а усы золотом.
Объясните, почему эта реформа не прижилась, ведь славянам предлагалась традиционная языческая религия с привычными богами?

Содержание

Вопрос 1.
Введение.
Переход от язычества к христианству.
Вывод.
Вопрос 2.
Царевич Алексей. Коронация и восшествие на престол Екатерины. Вывод.
Вопрос 3. Введение. Выполнение пятилеток. Вывод.
Тест.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 42.19 Кб (Скачать документ)

     Вариант 3 

     Вам необходимо дать развёрнутые ответы на три познавательных вопроса и  выполнить тестовое задание.

Вопросы

Христианизация  Руси шла с большим трудом и  растянулась на десятилетия. Но ещё  до принятия христианства в 980 г. Владимир Святославич предпринимал попытку приспособить языческие верования к новым условиям и провёл религиозную реформу на основе язычества. В Киеве поставили деревянных идолов шести богов во главе с Перуном, которому волосы на голове окрасили серебром, а усы золотом.

Объясните, почему эта реформа не прижилась, ведь славянам предлагалась традиционная языческая религия с привычными богами?

     2. Пётр I  умер в 1725 г. В отсутствие сыновей наиболее вероятными претендентами на престол были его дочь Елизавета и внук Пётр – сын Алексея. Но никто из них на престол не взошёл, а императрицей стала жена Петра I – Екатерина I, в прошлом крестьянка Марта Скавронская.

     Чем объясняется такой выбор? Свой ответ  аргументируйте. 

     3. 1931 г. И. В. Сталин заявил: «История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все – за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную ... Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Через 10 лет, в 1941 г., началась Великая Отечественная война, которая, хотя и стоила многих жертв, закончилась победой СССР.

     Как Вы думаете, означает ли это, что советский  народ 50 – 100- летнее расстояние «пробежал» за десять лет, как предрекал И. В. Сталин?

Содержание:

  1. Вопрос 1.

    Введение.

    Переход от язычества к христианству.

    Вывод.

  1. Вопрос 2.

    Царевич Алексей.                                                                                 Коронация  и восшествие на престол Екатерины.                                     Вывод.

  1. Вопрос 3.                                                                                                       Введение.                                                                                              Выполнение пятилеток.                                                                                          Вывод.
  2. Тест.
  3. Список литературы.

                                                            Вопрос 1

     Введение

В Киеве 80-х годов X в. языческий культ предполагал человеческие жертвоприношения. Будущая жертва выбиралась жребием - традиционным способом узнать волю богов. И вот в 983 г. такой жребий пал на сына одного пришлого из Греции варяга-христианина. Посланцы пришли к нему и сказали: "Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву". На это варяг ответил: "У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, не едят, не пьют, не говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!"  Это было нечто неслыханное: согласно традиционному мировоззрению, отказ варяга угрожал благополучию всего коллектива, если не всей своей земли. Христиане, не признававшие фундаментальных законов мироустройства, должны были казаться уже не безобидными чудаками, а чужими вовсе. Естественно, бедняги были убиты. Остается добавить, что варяг с сыном впоследствии были канонизированы как мученики за веру.

Эту историю  часто истолковывают как свидетельство упадка язычества. Как писал еще С.М. Соловьев, "несмотря на то, что смелый варяг пал жертвою торжествующего, по-видимому, язычества, событие это не могло не произвести сильное впечатление. Язычеству, кумирам сделан был торжественный вызов, над ними торжественно надругались, проповедь была произнесена громко. Народ в пылу ярости убил проповедника, но ярость прошла, а страшные слова остались: ваши боги – дерево, Бог - один, которому кланяются греки, который сотворил все, - и безответны, стояли кумиры Владимира перед этими словами, и что могла, в самом деле, славянская религия сказать в свою пользу, что могла отвечать на высокие запросы, заданные ей проповедниками других религий?". Сильным аргументом могло быть и ослепительное величие империи: не потому ли они так живут, что их закон правильнее? Такова, очевидно, природа человека: когда на смену единственности приходит множественность, когда появляется возможность для сравнения и выбора, он начинает колебаться.

Переход от язычества к христианству

     С переходом славянского общества к феодальному строю с его более четким профессиональным разделением населения главными почитателями Перуна становятся князья, бояре, дружинники — все те, кто смотрел на войну как на свое основное занятие. Выставляя статую этого бога на первый план, украшая ее более богато, чем остальные, Владимир стремился тем самым подчеркнуть свое особое расположение к его почитателям и свою дальнейшую ориентацию на военно-феодальные языческие круги русского общества.

Впервые годы княжения Владимира язычество на Руси полностью начинает доминировать над христианством. Приверженность князя Владимира к языческой религии приводит к тому, что языческое население столицы Руси перестает считаться с христианами. Впервые годы княжения Владимира на Руси количество христиан в Киеве поубавилась, но какая-то часть по-прежнему осталась жить в столице.  Создавая новое языческое капище в Киеве, Владимир как бы подчеркивал, что своими жизненными успехами он обязан в первую очередь благосклонному отношению к нему языческих богов. Победы побуждали Владимира приносить в жертву Богам молодых юношей, причем христиан. В Киеве вспыхивают распри между христианами и язычниками. Владимир внимательно наблюдает за ними и всерьез задумывается, ибо за языческих Богов выступает в основном голытьба, а за христианскую веру — почтенные и зажиточные мужи Киева. Господство в стране языческой идеологии продолжало пагубно отражаться на росте народонаселения Руси, на международной торговле. Оно не давало возможности решить проблему привлечения кадров иностранных специалистов по различным отраслям знаний, исключало династические браки с соседними императорскими, королевскими и княжескими домами, уже принявшими христианство, что мешало заключению международных договоров и союзов. Языческое жречество по-прежнему оставалось серьезной самостоятельной силой на Руси и в своей политике руководствовалось корыстными интересами.                                                                      Всего этого, конечно, не мог не сознавать князь Владимир. К концу 80-х годов X в. его власть настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке со стороны языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре, и дружинники остро нуждались в религии, которая бы помогла феодальному строю стабилизироваться на Руси.  Из многих предложенных религий, Владимир выбрал христианство. В Византии в Константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией послы Владимира созерцали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров. «Поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние диаконов и рассказав им о служении Богу своему», то есть, пояснив общий смысл богослужебной символики. «Не знали, на небе или на земле мы, — рассказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».                                                                                     В то время христианская церковь была фактически поделена на две части — восточную и западную, а потому неизбежно вставал вопрос, какому образцу следовать — византийскому или римскому. Принятие католичества означало бы для Руси попасть под сильное влияние Германской (Священной Римской) империи  принятие христианства от Византии неминуемо должно было привести к тому, что русские великие князья попали бы в вассальную зависимость от византийских императоров, которые через церковную организацию стали бы навязывать верхушке Руси свою волю. Русским феодалам нужна была такая церковь, которая бы полностью от них зависела, и была бы проводником их собственной политики. Князю Владимиру, чтобы получить православную церковную организацию, независимую от Византии, было необходимо стать вровень с византийскими василевсами. Как это сделала Болгария.  Владимиру было необходимо породниться с царями.                                                                                                             Так было принято историческое государственное решение о крещении Руси.

     Согласно «Повести временных лет», приблизительно в 988 году Киевский князь Владимир принял решение креститься от Константинопольской церкви. Условием принятия христианства была рука царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина.

      После чего произошло крещение киевских людей в водах Днепра.

     Вывод

Язычество на Руси не прижилось по нескольким причинам.

Во – первых, языческие боги требовали жертвоприношений, а это шло вразрез с натурой человека. По сути, это было убийство простых, ни в чем не повинных людей. Самое интересное, жертвами были, в основном, те люди, которые веровали в христианство. Это было достаточно не правильно, и люди должны были понимать это. К тому же, в язычестве не было ни заветов, ни правил, ничего, что люди поставили себе в правила и придерживались бы. Не было ничего святого.  В основном, язычество привил Владимир, который считал, что языческие боги помогают ему в войнах, и укрепляют его могущество. Народ искренне верил в это, ведь победы и могущество Владимира были непоколебимы. Когда он перестал нуждаться в языческих богах, он, достаточно легко, сменил веру.

Во – вторых, развитые, богатые мировые государства придерживались христианства. Этот факт сильно повлиял на общество. Возможно, боги, в которых верили иноземцы и впрямь были лучше, раз так благосклонно относились к ним, даруя богатство и процветание.

В – третьих,  язычество мешало Руси выйти на мировую арену, тем самым тормозя развитие.

Возможно, язычество какоето время продолжало бы свое существование, но великий князь быстро расставил приоритеты и принял христианство.  Это означало, что все люди так же должны принять его веру.

Вопрос 2

Царевич Алексей

Петр I очень мало занимался своим сыном. Он был слишком занят обустройством державы. В 15 летнем возрасте Алексей был окружен людьми, которые открыто, выражали неодобрение политикой Петра. Это послужило началом отдаления  царевича от отца. Петр же, видевший в сыне восприемника своих трудов, старался ввести его в курс государственных задач, стал давать ему различные задания, которые особого отклика в душе Алексея не находили. Судьбу сына, в том числе и женитьбу, царь стремился решать сам, не особо считаясь с мнением наследника престола. В 1710 году Петр отправил сына за границу. Главной целью поездки стало не обучение наукам и подготовка к государственной деятельности, а женитьба. И в этот раз мнение сына царь учитывать не стал, так как невеста была уже выбрана, а предварительные условия брака согласованы. Но долго находиться в обществе супруги Петр Алексею не дал. Он отправил его вникать в дела государственные. Такое отношение отца Алексей воспринимал весьма болезненно.

После рождения сына и смерти жены отношения у Алексея с отцом окончательно обострились. Во многом это связано с тем, что царица Екатерина, ставшая к этому времени законной супругой Петра I, родила сына, которому царь склонялся передать престол в обход старшего сына. Не в последнюю очередь это связано с тем, что Петр не видел в старшем сыне человека, способного продолжить его дело. Естественно, что определенную роль сыграла и Екатерина, которой хотелось видеть на престоле своего сына. Алексей не решился противостоять отцу в России, и под воздействием окружения, склонявшего его к решительным действиям, бежал в 1717 году в Вену, откуда был переправлен австрийцами в Неаполь. Возможно, Петр простил бы сыну самовольный отъезд за границу, и даже возможные переговоры о помощи для захвата власти в России после смерти царя. Похоже, что насильственно свергать отца Алексей не собирался, но его надежды не были лишены почвы. Петр в это время серьезно болел, а на военную помощь от европейских монархов вполне можно было рассчитывать. Вскоре место пребывания сына стало известно Петру. Он просил сына вернуться, обещая простить его. Но Алексей отказался. Путем подкупа и сложных политических интриг Алексея заставили вернуться в Россию. Петр лишил сына права на престолонаследие, но пообещал прощение в случае признания вины и выдачи всех участников заговора: Но свою вину царевич попытался значительно уменьшить, во всем обвиняя приближенных. Это было с его стороны ошибкой. О непредвзятости следствия теперь судить трудно, но оно доказало, что Алексей скрыл ведение переговоров о привлечении к захвату власти австрийской армии и свое намерение возглавить возможный мятеж русских войск. Все это он подтвердил, хотя, если верить материалам следствия, на том этапе пытки к нему не применялись. Кстати, информация о том, что он вел переговоры о военной помощи и со Швецией, с которой Россия находилась в состоянии войны, на следствии не всплыла. Об этом стало известно значительно позже. Но и того, что было доказано и подтверждено самим царевичем, хватило, чтобы осудить его на смерть как изменника в соответствии с действовавшими тогда в России законами. Официально было объявлено, что Алексей умер 26 июня 1718 года от удара (сердечного приступа) в Петропавловской крепости, полностью раскаявшись в содеянном. Однако имеются документально подтвержденные сведения, что уже после вынесения приговора Алексея пытали, стремясь получить дополнительную информацию о вовлеченных в заговор. Возможно, царевич скончался, не выдержав пытки. Не исключено, что он был тайно убит тюремщиками по указанию царя. Похоронили царевича Алексея в Петропавловском соборе, где за несколько лет до этого упокоилась его супруга.

Информация о работе Христианство на Руси