Хозяйство народов Южного Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:07, реферат

Описание

Около X—IX вв. до н. э. человек повсеместно освоил металлургию железа и начал изготавливать из него орудия труда, оружие и украшения. Железо — один из самых распространенных в мире металлов; по твердости оно во много раз превосходит медь и бронзу, не говоря уже о камне. Применение железа многократно повысило производительность труда в земледелии, обработке дерева, горном деле. Это, в свою очередь, ускорило рост богатства и накопление его в руках родо-племенных вождей и усилило процесс образования классов. Поэтому по социальным последствиям переход к раннежелезному веку означал один из решающих моментов в развитии истории и культуры древнего человека

Работа состоит из  1 файл

Хозяйство народов Урала в железном веке.docx

— 19.19 Кб (Скачать документ)

Хозяйство народов Урала  в железном веке

       Около X—IX вв. до н. э. человек повсеместно  освоил металлургию железа и начал  изготавливать из него орудия труда, оружие и украшения. Железо — один из самых распространенных в мире металлов; по твердости оно во много  раз превосходит медь и бронзу, не говоря уже о камне. Применение железа многократно повысило производительность труда в земледелии, обработке  дерева, горном деле. Это, в свою очередь, ускорило рост богатства и накопление его в руках родо-племенных  вождей и усилило процесс образования  классов. Поэтому по социальным последствиям переход к раннежелезному веку означал  один из решающих моментов в развитии истории и культуры древнего человека. Дальнейшее развитие скотоводческого  хозяйства в начале раннежелезного века в степях Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии и Нижнего Поволжья привело к тому, что люди окончательно забросили постоянные поселения  и перешли к так называемому  таборному кочеванию — круглогодичному  передвижению за табунами лошадей. Таким  образом можно было обеспечить максимальное использование степных просторов, и это было шагом вперед по сравнению  с предшествующими веками. Труд стал более продуктивным, появилось много  излишков скотоводческой продукции—мяса, шерсти, молока, шкур, усилился обмен  между земледельческими и скотоводческими  районами. А постоянное общение степных  народов между собой, общее хозяйство, единый образ жизни привели к  сближению (унификации) культуры всех евразийских степных племен.

       Хозяйство населения было комплексным с  основой из производящих отраслей: скотоводством и металлообработкой, земледелием и охотой. Соотношение  отраслей неодинаково. В низовьях Камы и Белой под влиянием соседей-скотоводов в составе стада преобладали  мелкий рогатый скот п лошади, а  крупный рогатый скот и свиньи были в ограниченном количестве. Это  было пастушеское скотоводство, отгонное, иногда полу­кочевое и даже кочевое. В Среднем Прикамье роль скотоводства была также велика, но другим был  состав стада. Разводили в основном лошадей (до 43%), хорошо переносивших холодную уральскую зиму, крупный рогатый  скот (до 34%), свиней (от 13 до 22%), реже мелкий рогатый скот (от 6 до 20%). Продукция  такого придомного скотоводства обеспечивала основные пищевые потребности. Поэтому в охоте преобладал специализированный пушной промысел, что подтверждается количеством пушных зверей среди остатков диких животных (84%) на поселениях и специфическим охотничьим вооружением. Это позволяло вести оживленную меновую торговлю со степными племенами.

       В эпоху раннего железного века степи Нижнего Поволжья и Южного Приуралья были заселены кочевыми племенами  сарматской культуры. Они являлись составной частью обширного, преимущественно  ираноязычного, кочевого мира Великого пояса степей, простиравшегося на несколько тысяч километров от Забайкалья на востоке до Дуная на западе.

       История и культура савромато-сарматских  племен относительно хорошо известна  благодаря богатому и разностороннему  археологическому материалу, а  также немногочисленным письменным  источникам.

       Савроматы и сарматы были хорошо  известны античным ученым. Довольно  подробное описание савроматов  имеется у древнегреческого историка V в. до н.э. Геродота. Говоря  о соседях скифов, он писал: "За  рекою Танаисом (р.Дон) - уже не  скифские края, но первые земельные  владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли  к северу, начиная от впадины  Меотийского озера (Азовское море), на пятнадцать дней пути, где  нет ни диких, ни саженых  деревьев".

       Границы расселения сарматских  племен, как и подавляющего большинства  кочевников вообще, были подвижными. На приведенной карте желтым  цветом показана область расселения  савромато-сарматских племен в  эпоху раннего железа в Южном  Приуралье (красным отмечен Филипповский  курганный могильник).

     Легенда о происхождении савроматов, переданная Геродотом, гласит, что они произошли  от брака скифских юношей и воинственных женщин "амазонок" и что "савроматы  говорят по-скифски, но исстари неправильно".Эти  и многие другие свидетельства указывают  на этническое и языковое родство  скифов и сарматов. Ираноязычность скифов и сарматов была доказана в XIX в. на основе анализа собственных  имен скифов и сарматов из сочинений  античных авторов.

       Процесс формирования сарматской  культуры был довольно сложным  и продолжительным и, вероятно, не на всей территории Волго-Уральских  степей протекал одновременно.

     Хозяйство

     Основным  занятием сарматских племен являлось кочевое скотоводство. Древнеримский  автор I в. н.э. Помпоний Мела писал: "Сарматы  не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства; они вечно живут лагерем, перевозя свое имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или  принуждают отступающие или преследующие враги".

     Письменные  и археологические материалы  позволяют предполагать, что сарматы  с весны до поздней осени кочевали со своими стадами, а зимой жили на постоянных зимовках.

       Сарматское стадо состояло в  основном из овец, коз и лошадей,  наиболее приспособленных для  круглогодичного содержания на  подножном корму. Сарматские племена  были хорошо знакомы с обработкой  дерева, строительной техникой. Вполне  вероятно, что на зимниках сарматы  наряду с легкими каркасными  жилищами или юртами сооружали  и бревенчатые дома. Места расположения  сарматских зимовок нам неизвестны, поэтому трудно установить маршруты  перекочевок и их протяженность.  На основании археологических  и этнографических данных можно  предположить, что радиус кочевания  южноуральских сармат был сравнительно  невелик, порядка 250-400 км.

     Имеется немало оснований предполагать наличие  у сарматских племен примитивного земледелия, которое играло подсобную роль. Важное место в жизни древних номадов  занимали домашние промыслы - изготовление глиняной посуды, кожевенное дело, прядение, ткачество, обработка дерева, кости, камня и т.д.

     Особо следует отметить керамическую посуду, характеризующуюся большим разнообразием  форм и размеров. Широкое развитие у сарматских племен получила металлургия  бронзы и железа. Есть основания  полагать, что все основные виды оружия, предметы украшений, орудия труда  производились самими сарматами.

     В поздний железный век занимались подсечным земледелием (железными   проушными   топорами вырубали лес, сжигали его и на пепле сеяли ячмень, горох, реже овес, пшеницу). Видимо для защиты от грызунов, в I тыс. н. э. в домах стали держать кошек. Разводили коров и лошадей, овец, свиней, птицу.  Охотились преимущественно на пушного зверя (соболя, белку, куницу). Подсобную роль играли рыболовство и собирательство. Развиты были домашние промыслы: прядение и ткачество, обработка дерева и кости. Важными занятиями становятся варка железа и металлообработка. Они достигают ремесленного уровня. Это вызвало повышение производительности труда и углубление его разделения, распространение земледелия и скотоводства у лесных племен.

       Представление о занятиях, техническом  уровне населения мы получаем, исследуя многочисленные городища. В некоторых из них располагались  различные ремесленные центры (по  обработке кожи, кости, выплавке  металлов), в других обнаруживаются  следы какого-либо одного. Чаще  всего моноспециализированными  (т. е. с одним главным занятием) являются металлургические центры. 1 

Информация о работе Хозяйство народов Южного Урала