:Хозяйственная деятельность восточноевропейской цивилизации. Экономическая политика Киевской Руси Раннего Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:24, контрольная работа

Описание

В условиях древности определились два основных (глобальных) типа цивилизации: западный, включающий европейскую и северо-американскую, и восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую. Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Хозяйственная деятельность восточноевропейской цивилизации.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

В это же время племенные  вожди, старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом возникала «вотчина» («отчина», «дедина»), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к себе земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодальнозависимых, получил название «обояривание».4

 

в) Возникновение  древнерусских городов, их роль в  торговых отношениях;

В 882 году соратник Рюрика новогородский князь Олег с дружиной приплыл по Днепру  к Киеву  и, уничтожив киевских князей, объединил  новогородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство – Киевскую Русь, провозгласив себя великим киевским князем.

Киевские князья на протяжении IX-X веков проводили активную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и уго - финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

Огромное значение для  начальной русской истории сыграли  отношения со Скандинавией и Византией, хотя с ними у Киевской Руси и  не было общих границ. Скандинавия  оказала существенное влияние на становление политического и военного строя, а Византия – на развитие хозяйства, торговли, культуры, религии.

 

Восточные славяне  на пороге образования государства (VI- IX вв.)

Природные условия 

На складывание и  развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое положение, климатические природные условия. Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их притоками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся  северная часть Восточно -Европейской  равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглинистые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосой наиболее глубокого и мощного чернозема. Еще далее располагается степная полоса — без лесая, но плодородная и удобная для земледелия. А на юго-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря находится пустыня — непригодные для обработки песчаники и солончаки.

Климат в средней  полосе Восточно -Европейский равнины  континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету с непродолжительной  активностью растительного покрова  приходит долгая холодная и снежная  Зима.

Все эти природные  условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни народов Восточно -Европейской равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т.п. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество' — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали  и реки. Они служили средством  сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для  обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения — вначале небольшие деревушки, а затем большие села и города.

Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные  племена, но и различные народы и  страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи называется путем "из варяг в греки". Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них — с Византией.

1 Борть — дупло  большого дерева, где роились  пчелы. 

Другой международный  речной путь — "из варяг в персы" шел на юго-восток по притокам верхней  Волги и далее по этой реке в  земли волжских болгар и через  Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее — со Средней Азией и арабским миром: по своему значению он не уступал пути "из варяг в греки". 5

    • Развитие городов.

Восточнославянские города появились из небольших ремесленно- торговых поселений еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего возникали на торговых перекрестках и водных транспортных путях. Так, на пути «из варяг в греки», то есть из Северной Европы в Византию, были расположены такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев, Любеч, Псков, Полоцк, Витебск и др. Позже великие киевские князья стали возводить города–крепости на новых землях в целях защиты их от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. С распространением христианства на Руси города начали возникать возле больших монастырей. Они образовывались также на месте племенных градов и центров языческих поклонений, около крупных вотчинных усадеб.

Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами, в них предпочитали ставить свои дворы князья и бояре. Западноевропейские путешественники отмечали большое количество городов на Руси, они даже называли ее «страной городариков, или гордариков». Эти города постепенно подчиняли себе окрестные земли, и таким образом происходило первое административное и политическое деление Руси на городовые области, или «волости», которые уже почти не имели племенного происхождения. Так, в Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи и т. д. В результате этого процесса племенное деление отходит на второй план, уступая место общегосударственному устройству страны.6

Восточные славяне проживали  оседло. Жилища представляли собой  полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

В начале I тыс. н.э. славяне  жили родовыми общинами. Но высокое  для своего времени развитие земледелия, и появление избыточного продукта давали возможность отдельной семье обеспечивать свое самостоятельное существование. На смену родовой общине приходила община соседская, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С VI в.н.э. у восточных  славян начинается процесс разложения родовых отношений. Появление имущественного неравенства, развитие продуктообмена между различными племенами вели к образованию отдельных социальных групп. Родовая знать концентрировала в своих руках не только богатство, но и власть. О разложении первобытнообщинных отношений свидетельствовало выделение военных вождей, совершавших походы за добычей. Вокруг них складывались отряды профессиональных воинов и советников -- дружины. В то же время большую роль играло народное ополчение, а для решения важнейших вопросов созывалось народное собрание - вече.

В VII в. восточные славяне  объединились в племенные союзы, названия которых свидетельствуют о привязке к определенной местности: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), полчане (р. Западная Двина, Полоть), дреговичи (от дрегва -- болото)(Белоруссия), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р. Ока, Подмосковье) и т.д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

В VIII-IX веках в Восточно-Европейской  равнине идет интенсивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

Развитие торговли предполагает относительно раннее существование  у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Они  были «изначала» -- Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены  на речных, торговых путях. В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась страной городов - «Гардариком».

В начале IX века идет постепенный  процесс складывания государственности. Историки отмечают существование в 30-х годах IX века двух очагов государственности. Первый из них формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев. Название этого государства неизвестно. Иногда его называют Каганат русов, поскольку глава этого государства по аналогии с соседним хазарским носил титул Кагана.

Второе государство  складывается далеко на Севере -- Северное княжество с центром в Ладоге, затем -- Новгороде. О том, что происходило  в этом государстве до 60-х годов IX века известно очень мало. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 году варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что именно в этот год граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь и пришли к славянам и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус -- на Беломорье, а третий Трувор -- в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Позже версия о призвании  варягов дополняется новыми подробностями: в Новгородских летописях конца XV века упоминается о том, что  Рюрик был призван в Новгород по совету Новгородского старейшины Гостомысла, предвосхитив традиционный выбор новгородским вече князя -- военачальника. На эти сведения опирается так называемая «норманская теория» происхождения русского государства. Сторонниками этой теории были выдающиеся русские историки Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Однако в отечественной исторической науке существовала так называемая «патриотическая» тенденция, стремившаяся обосновать самобытность русского народа. Основоположник этой тенденции, известный историк XVIII в. В.Н. Татищев утверждал, что непосредственными предками славян являлись сыновья библейского патриарха Ноя Словен и Рус и его правнук Скиф. В новейшей историографии сторонники патриотической точки зрения выводят термин «Русь» из названия племени «рось», которое появилось на берегу реки Рось. Впоследствии, утверждают они, «рось» трансформировалось в «рус». Но эта точка зрения противоречит летописной версии, которая знает только «полян», живших в Поднепровье. Лингвисты же утверждают, что трансформация «рос» в «рус» невозможна. Современные историки и лингвисты склоняются к мнению, что термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское -- «русь» -- это вооруженные люди в лодках, гребцы, участники морских походов, так финское население называло варягов -- викингов. И это совпадает с версией «Повести временных лет», где «рус» выступает как название одного из норманских племен, представителем которого является Рюрик (Синеус и Трувор переводятся с древнешведского как семья и дружина).

Таким образом, в соответствии с «Повестью временных лет» -- представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества. Однако говорить о чистых славянских истоках русского этноса было бы большой натяжкой. Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяйственно-технологических регионов -- земледельческого, скотоводческого и промыслового, а следовательно и трех образов жизни -- оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского.

Торговля, города

В VI—VIII вв. рабами у восточных  славян были в основном захваченные  на войне пленники. В то время  у славян существовало обычное право 1 , по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных  славян происходила резкая дифференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.

Появление излишков продукции  способствовало активному обмену, а позже — появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использовали великие водные пути — "из варяг в греки" и по Волге к Каспийскому морю — "из варяг в персы".

Путем "из варяг в греки" активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческих причерноморских колоний, и до Византии. Варяги не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям, и на службу в Византию.

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

Успехам торговли способствовало распространение по южнорусским  степям кочевого тюркского племени  хазаров. В отличие от других азиатских  народов хазары вскоре стали оседать на земле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Волге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину — десятину. По Волге купцы спускаются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, проникают на его юго-восточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологами клады арабских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VII—VIII вв.

Информация о работе :Хозяйственная деятельность восточноевропейской цивилизации. Экономическая политика Киевской Руси Раннего Средневековья