Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:57, доклад
Освое́ние целины́ — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954—1960, путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.
Формирование
системы землепользования в
К началу 1990 г. в стране была сложена стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройства и землепользования, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель повышению их плодородия.
Вместе с тем, в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики. Все это привело к необходимости земельной реформы, которая началась в 1990 г.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 была утверждена республиканская программа проведения земельной реформы, предусматривающая ее организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" стал первым законодательным актом, определявшим сроки и порядок реорганизации колхозов и совхозов.
Для реализации новой земельной политики государства с использованием экономических методов был принят Закон РСФСР "О плате за землю" от 11 октября 1991 г., в который позднее вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. был введен в действие Закон "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", в соответствии с которым было разрешено осуществлять куплю-продажу земли. В действующей Конституции РФ законодательно закреплено право граждан на получение земли в частную собственность и на ее продажу.
В целях создания
условий для развития предпринимательства
на селе в соответствии с Указом
Президента РФ "О неотложных мерах
по осуществлению земельной
Перечисленные законодательные акты, связанные с перераспределением и использованием земли, потребовали проведения большого объема землеустроительных работ, включая:
· передачу земель в ведение сельской (поселковой) администрации;
· формирование земельных фондов специального назначения;
· отвод земель
крестьянским хозяйствам, для личного
подсобного хозяйства, под коллективные
сады и огороды, для индивидуального
жилищного и дачного
· проведение землеустроительных
работ на землях реформируемых
· выдачу документов на право собственности на землю; отвод земель при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил;
· межевание земель
с установлением границ территорий
с особым режимом и условиями
использования (административно-
· создание общинно-родовых хозяйств в удаленных районах;
· установление обременении (сервитутов) в использовании земель правами третьих лиц с указанием границ обремененных земель, режима их использования и прав третьих лиц на ограниченное использование чужих земельных участков.
Землеустроительные работы по передаче земель в ведение сельской (поселковой) администрации проводились на основании инструктивного письма РосНИИземпроекта (бывшего Росземпроекта) от 10 декабря 1990 г. № 67-5/68 "О проведении работ по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов" с целью упорядочения, организации рационального использования и охраны земель в границах сельских населенных пунктов и их отграничения от других земель. В течение 1991 г. эти работы были проведены на территории 84 тыс. сельских и поселковых Советов народных депутатов на основании соответствующих проектных проработок. В их распоряжение были переданы земли 153,3 тыс. населенных пунктов общей площадью 26,6 млн га, в том числе 17,7 млн га сельскохозяйственных угодий.
В 1991 г. на основании статьи 14 Закона РСФСР "О земельной реформе" проведено также формирование специального земельного фонда для последующего перераспределения и наделения земельными участками на площади 15 млн га. Формирование этого фонда шло по административным районам из; земель, используемых не по целевому; назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.
С 1990г. бурными темпами началось образование крестьянских (фермерских) хозяйств, а с 1992 г. - фактический передел земель колхозов и совхозов.
В 1990 г. в России имелось 900 крестьянских хозяйств, 12,5 тыс. колхозов и 12,9 тыс. совхозов; доля последних в производстве продукции сельского хозяйства (без учета приусадебных хозяйств) превышала 95%. За 1992 - 1993 гг. было преобразовано более 11 тыс. колхозов и совхозов, на базе которых создано 800 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 3800 акционерных обществ, 1100 сельскохозяйственных кооперативов, более 6000 хозяйств других форм. Организовано также более 20 тыс. животноводческих коллективов и малых сельскохозяйственных кооперативов, более 100 тыс. крестьянских хозяйств.
В ходе реорганизации
колхозов и совхозов, их перерегистрации
и установлении статуса новых
хозяйств осуществлялись новые виды
землеустроительных работ по разграничению
земель, находящихся в постоянном
пользовании
· подлежащих передаче
гражданам в частную и
· остающихся в государственной собственности;
· рекомендуемых для продажи или передачи в аренду (с правом последующего выкупа) членам коллективов, выходящим из предприятий с целью создания крестьянских хозяйств, а также другим работникам этих хозяйств, объединяющимся в кооперативы, товарищества, акционерные общества;
· для передачи или продажи другим гражданам и юридическим лицам.
При разграничении земель (на основании Рекомендаций по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Роскомземом 27 февраля 1992 г.) составлялись проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых хозяйств. При этом в каждом сельском административном районе устанавливалась среднерайонная норма бесплатной передачи земель в собственность граждан, которая дифференцировалась по каждому хозяйству в зависимости от оценки их сельскохозяйственных угодий по продуктивности по отношению к среднерайонному показателю.
Эта норма определялась
на основании Указа Президента РФ
от 2 марта 1992 г. "О порядке установления
нормы бесплатной передачи земельных
участков в собственность граждан",
в соответствии с которым вся
площадь сельскохозяйственных угодий
в пределах сельскохозяйственных предприятий
района, за исключением земель, передаваемых
в ведение местной
Земельные участки,
оставшиеся после бесплатной передачи
в собственность гражданам, коллективам
колхозов, другим кооперативным
Земли фонда перераспределения
использовались для последующей
передачи их администрацией района в
собственность, пользование, аренду гражданам
и юридическим лицам для
В 1991-1994гг. было передано
гражданам для ведения
· садоводства и огородничества - I,8 млн га (22,4 млн семей);
· личного подсобного хозяйства - 5,7 млн га (16,5 млн семей);
· индивидуального жилищного строительства - 0,5 млн га (5 млн семей);
· дачного строительства - 0,02 млн га (0,1 млн семей).
· На 1 января 1995 г. в России функционировало 278,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 2,8 млн га.
В результате перераспределения земель около 30 млн рабочих и специалистов реорганизованных колхозов и совхозов, пенсионеров и работников социальной сферы стали собственниками земельных долей площадью от 2 до 15 га, находящихся в коллективной совместной либо в коллективно-долевой собственности. В порядке оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям по реорганизации и приватизации земли было разработано 2150 землеустроительных проектов.
В 1994 г. документы, удостоверяющие право на землю, были выданы 11,7 млн граждан, из них 6 млн - собственникам земельных долей. В целом документы, удостоверяющие право на землю, получили 95,2 % сельскохозяйственных предприятий, 78,2 % несельскохозяйственных предприятий, 95,3 % крестьянских хозяйств, 73,8 % владельцев личных подсобных хозяйств, 45 % собственников индивидуальных жилых, дачных и гаражных строений, 56 % владельцев садовых участков, 61,5 % собственников земельных долей.
В 1993 г. землеустроительной
службой России была также проведена
инвентаризация земель части населенных
пунктов, уточнены границы 230 городов
и поселков городского типа. Более
чем 31 тыс. семей военнослужащих, беженцев,
вынужденных переселенцев, в том
числе переселяющихся из районов
Крайнего Севера, получили земельные
участки для индивидуального
жилищного строительства и
На Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке и на Севере было создано 322 общинно-родовых хозяйства на площади 28,3 млн га, из которых 33 тыс. га занимают сельскохозяйственные угодья.
Вместе с тем,
поскольку процесс
Для осуществления
земельной реформы, организации
землеустройства и
В первые годы земельной реформы в Российской Федерации (1991-1992) численность работников земельной службы системы Роскомзема увеличилась на 20 % и достигла 19 785 (включая работников гипроземов). Были созданы районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые координировали ход земельной реформы и организовывали работы по перераспределению земель. Однако руководство и состав указанных комитетов большей частью формировались не из числа специалистов-землеустроителей, а из работников бывших советских и партийных органов, технологов производства (агрономов, экономистов и т.д.), других администраторов. Поэтому общая численность лиц, имеющих землеустроительное образование, в составе комитетов была всего 7482 человека (37,8 %). В Московской области из 862 человек, работающих в системе землеустройства, 435 (50,5 %) имели специальное землеустроительное образование, а в городском комитете Москвы - из 277 только 86 (31,0%).
Итак, земельная
реформа вновь поставила на повестку
дня вопрос об увеличении подготовки
инженеров землеустроительного
профиля и совершенствовании
землеустроительного
Согласно "Комплексной программе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Госкомзема и других ведомств, организаций и учреждений на перспективу до 2005 г." численность работников землеустроительной службы страны должна увеличиться к 2005 г. с 19 785 до 38 990, в том числе имеющих землеустроительное образование и охваченных различными формами переподготовки и повышения квалификации - с 7482 до 28 798.
По Московскому региону (Москва и Московская область) общую численность работающих намечается повысить с 1139 до 1467 (на 28,8%), а число лиц с землеустроительным образованием увеличить в 2 раза-с 521 до 1085.
Уже к середине
1991 г. землеустроительные специальности
стали не только остродефицитными,
но и востребованными в полной
мере. Для подготовки землеустроительных
кадров был мобилизован весь научно-педагогический
состав Московского института
Государство сделало
ставку на дальнейшее развитие высшей
землеустроительной школы и ее главного
звена - Московского института