Феномен ренессансной Флоренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание

Каковы должны быть масштабы культурного наследия города, если Давид Микеланджело в течение столетий стоял на площади, а портреты беглых преступников рисовал Боттичелли! Ни в одном другом городе не творили столько гениев: Микеланджело, Донателло, Бокаччо, Данте, Боттичелли, Джотто, Петрарка, Рафаэль, Брунеллески, Леонардо, Маккиавели, Челлини, Мирандолла! Во Флоренции родились опера, банковское дело и современная европейская политика. Описать Флоренцию невозможно. В ней высокий гуманизм Возрождения соседствует со злодеяниями Медичи, белый мрамор соборов – с коричнево-болотными зданиями окраин, божественное творчество. Свет и тень бликами играют на каждом здании. Флоренцию боготворили и проклинали, но неизбежно – преклонялись перед нею.

Содержание

Глава I. Феномен ренессансной Флоренции………………...….стр.6
1,1 характеристики………………………………………………стр.6
1,2 Флоренция и Леонардо да Винчи ………………………….стр.10
1,3 Николо Макиавелли и его трактат «История Флоренции»……………………………………………………………..стр.11
Глава II.Флоренция - «Идеальный город»……………………стр.14
2,1 Идеал жизни…………………………………………………..стр.14
2,2 Статистика……………………………………………………стр.16
2,3 Статистика и культура………………………………………стр.17
Глава III. Флорентийцы: образ гражданина…………………стр.18
3,1 Самосознание флорентийцев……………………………….стр.18
3,2 «Всесторонний человек»…………………………………….стр.20
3,3 Индивидуальность……………………………………………стр.21

3,4 Мода…………………………………………………………….стр.22

Заключение………………………………………………………...стр.24

Приложение………………………………………………………...стр.25

Список литературы……………………………………………….стр.26

Работа состоит из  1 файл

Алёнкина курсовая!!!!!.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Московский  Гуманитарный Университет

 

 

 

Факультет международных  отношений  
                                            Кафедра Истории и международных отношений  
 
                                                          

 

Курсовая работа 
                                           по предмету: история зарубежной Европы  

 

на тему: "Феномен ренессансной Флоренции"  

 

 

 

 Специальность  Регионоведение  
 
Выполнила:  
                                                                             Смирнова Алёна Николаевна  
                                                                             студент(ка) группы рег-201  
 
   Научный руководитель:  
                                                                              В.Н. Егошина,  к.и.н., доцент  
 
                                                           

Москва 2010

Оглавление:

        Глава I. Феномен ренессансной Флоренции………………...….стр.6

1,1  характеристики………………………………………………стр.6

1,2  Флоренция и Леонардо да Винчи ………………………….стр.10

1,3 Николо Макиавелли и его трактат «История Флоренции»……………………………………………………………..стр.11

Глава II.Флоренция - «Идеальный город»……………………стр.14

2,1 Идеал жизни…………………………………………………..стр.14

2,2 Статистика……………………………………………………стр.16

2,3 Статистика и культура………………………………………стр.17

Глава III. Флорентийцы: образ гражданина…………………стр.18

3,1 Самосознание флорентийцев……………………………….стр.18

3,2 «Всесторонний человек»…………………………………….стр.20

3,3 Индивидуальность……………………………………………стр.21

 

3,4 Мода…………………………………………………………….стр.22

 

Заключение………………………………………………………...стр.24

 

Приложение………………………………………………………...стр.25

 

Список литературы……………………………………………….стр.26

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Флоренция, ты ирис нежный;

По ком томился  я один

Любовью длинной, безнадежной,

Весь день в  пыли твоих Кашин?

О, сладко вспомнить безнадежность:

Мечтать и жить в твоей глуши;

Уйти в твой древний зной и в нежность

Своей стареющей  души… 

Но суждено  нам разлучиться,

И через дальние  края

Твой дымный ирис будет сниться,

           Как юность ранняя моя.

Александр Блок, «Флоренция»

Флоренция –  настоящий феномен европейской  культуры. Флоренцию называют «колыбелью Возрождения», «зеркалом Италии», «культурной  столицей Европы». 87 музеев города разрываются  от шедевров.

Каковы должны быть масштабы культурного наследия города, если Давид Микеланджело в  течение столетий стоял на площади, а портреты беглых преступников рисовал  Боттичелли! Ни в одном другом городе не творили столько гениев: Микеланджело, Донателло, Бокаччо, Данте, Боттичелли, Джотто, Петрарка, Рафаэль, Брунеллески, Леонардо, Маккиавели, Челлини, Мирандолла! Во Флоренции родились опера, банковское дело и современная европейская политика. Описать Флоренцию невозможно. В ней высокий гуманизм Возрождения соседствует со злодеяниями Медичи, белый мрамор соборов – с коричнево-болотными зданиями окраин, божественное творчество. Свет и тень бликами играют на каждом здании. Флоренцию боготворили и проклинали, но неизбежно – преклонялись перед нею.  
 
«Золотой мост». Когда-то на нем торговали мясники и кузнецы, но герцог Фердинанд, раздраженный запахом и шумом, прогнал их и пригласил ювелиров. За пятьсот лет мост превратился в общепризнанный центр мирового ювелирного искусства.  
…Стучат молоточки ювелиров, в чьих руках распускаются золотые украшения. Над мутными зелеными водами реки Арно высится обсерватория Галилея. Блики реки словно растворяются в воздухе, и над морем черепичных крыш вырисовывается огромный купол Собора Санта Мария дель Фьоре – символ города. Флоренция просыпается.  
Название Собора переводится как «Мария с цветком». Этот храм особенно дорог горожанам, ведь Флоренция значит «цветущая». Так ее назвали основатели – Юлий Цезарь и римские легионеры. Сегодня трудно поверить, что сокровищница мировой культуры – это бывший римский военный лагерь, квадрат из крепостей из улиц. Город ожидали еще почти пятнадцать веков мелких войн, распрей и безвестности, прежде чем на историческую арену вышли Медичи, влиятельные банкиры и торговцы. Они дали новый подъем коммерции и искусству. В XV веке во всей Европе не было города, равному Флоренции по могуществу и красоте. В то время как в Лондоне проживало около 40 тысяч человек, население Флоренции насчитывало почти 130 тысяч. В XIII веке здесь стали чеканить золотой флорин, ставший самой сильной валютой той эпохи. На тот же период пришлось творчество Данте, который в своей «Божественной комедии» возвел флорентийское наречие в ранг официального итальянского языка. При Лоренцо Великолепном, в XV веке, Флоренция превратилась в «новые Афины» – став главным центром европейского гуманизма и итальянского Возрождения. Тогда же и был построен Кафедральный Собор. Задумывавшийся как символ могущества Флоренции, он в течение долгих веков был самым большим в мире.  
Сегодня Санта-Мария-дель-Фьоре – четвертый по величине в Европе храм. Огромный собор теснится на маленькой для него Соборной площади. Он затерян среди флорентийских домов, и лишь его гигантский купол – гениальное творение Доннатело – виден из любой точки города. Микеланджело восхищенно признал, что этот купол равен по красоте куполу неба. Сказочная, солнечная роскошь Собора, вырезанного из бело-зелено-розового мрамора, ослепляет. Но когда поворачиваешь голову, то перед тобой – изящная, словно ювелирное украшение, 85-метровая Колокольня Джотто, а с другой стороны – Баптистерий, или «Прекрасный» Сан-Джованни, посвященный покровителю города. Этот архитектурный ансамбль – визитная карточка Флоренции, с первой минуты захватывающей тебя в плен своей красоты.  
Флоренция – это, пожалуй, самый итальянский город, с его узкими улочками и площадями, ремесленными лавочками. 
 
Цветущая Флоренция более всего созвучна именно эпохе Ренессанса с ее идеями гармонии и красоты мира и верой в безграничную творческую силу человека. Именно здесь, на благословенной земле Тоскании, пройдя путь античности и смирение христианства, человек впервые почувствовал себя равным Богу… и создал Флоренцию.

 

 

Проходя через  призму времени, раскрывается сущность не только человеческая, но и подлинный  характер и темперамент городов, стран, и нашего мира в целом… Флоренция не только сохранила все свое великолепие и бесконечное очарование, но и оставила грандиозное наследие в искусстве и культуре человечества. Флоренция вдохновила меня на изучение итальянского языка, свою дальнейшую жизнь я планирую связать с Италией, хочу понять их культуру, их нацию, а для этого изначально, я считаю, надо узнать историю этой прекрасной страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I – Феномен ренессансной Флоренции

1,1  Характеристики

Флоре́нция (итал. Firenze, лат. Florentia) — город в итальянском регионе Тоскана, на реке Арно. Население — 366 000 человек (2008). Город-музей, один из самых знаменитых и древних культурных центров в Европе, часто называемый родиной итальянского Ренессанса или «Афинами Италии».

История

В 59 году до н. э. на месте нынешней Флоренции было основано поселение римских ветеранов, получившее название Флорентия («цветущая»). В дальнейшем оно превратилось в город, который в IV веке н. э. стал резиденцией епископа. Затем Флоренция попадала под власть Византии, остготов, лангобардов и франков. В результате этих превратностей население существенно сократилось.

Возрождение города началось в X веке, а с 1115 года Флоренция превратилась в независимую коммуну. XI—XII века отмечены строительством Баптистерия и церкви Сан-Миниато.

В XIII веке под руководством Арнольфо ди Камбио были возведены Санта Мария дель Фьоре (флорентийский Дуомо) и Палаццо Веккьо. В XIII веке коммуна оказалась вовлечённой в борьбу между гвельфами и гибеллинами. Конфликт не помешал процветанию города. В 1252 году Флоренция ввела собственную золотую монету, флорин стал одной из самых устойчивых монет в Европе. Экономика города основывалась на производстве шерсти. В 1340-х годах население города составляло порядка 80 000 человек, но затем эпидемия «Чёрной смерти» резко его сократила.

Данте Алигьери, уроженец Флоренции, в своей «Божественной комедии», написанной в начала XIV века, придал разговорному языку такое достоинство и колорит, что это впоследствии позволило ему стать (наряду с образцами Петрарки и Боккаччо) основой итальянского языка. Сначала литературного, а потом разговорного: таким образом, именно тосканский диалект лежит в основе современного итальянского языка.

XIV век прошёл под эгидой готического стиля в архитектуре и «Декамерона» Джованни Боккаччо — в литературе. Страшная чума 1348 года (отображённая в этом сборнике ста новелл) унесла тысячи жизней, обернувшись огромной трагедией.

К XIV веку именно во Флоренции окончательно оформился новый период в развитии европейского искусства, получивший впоследствии название: Эпоха Возрождения. Первоначально явление, близкое к куртуазному (придворному), тешившее самолюбие знати уподоблением «цезарям Древнего Рима», оно вскоре вышло далеко за эти рамки, приобрело общекультурное и философское значение, достигнув наивысшего расцвета в краткий республиканский период жизни Флоренции.

В 1434 году к власти приходит династия Медичи, однако их главенство было недолгим, уже в конце века народ изгоняет их и провозглашает Флорентийскую республику. В республиканский период вписали свои имена в историю Флоренции такие великие личности, как Леонардо, Савонарола, Макиавелли, Микеланджело. Козимо I Медичи вернул себе господство во Флоренции уже в XVI веке, существенно укрепив вновь созданное им великое герцогство Тоскана.

Национальная освободительная  борьба Рисорджименто на целых шесть лет сделала Флоренцию столицей Итальянского королевства (1865—1871 гг.) — вслед за Турином и до окончательного присоединения к единой Италии Папской Области и Рима. Этот период и статус оставили большой и неоднозначный след в облике города: была снесёна часть исторического центра («чрева» города) с еврейским гетто, рынком и множеством высоких жилых башен. На этом месте (нынешняя Пьяцца делла Репубблика) — был задуман помпезный и чуждый флорентийской архитектуре квартал пьемонтско-туринского стиля. Осуществить этот проект успели лишь уже после утери городом столичных функций: к 1887 году и позднее. (На нынешней площади о бывшем еврейском квартале напоминают лишь такие названия как кафе «Пашковски» и кинотеатр «Гамбринус»). Помимо того, рядом с Палаццо Питти (ставшим на эти годы королевской резиденцией), за садами Боболи, началось строительство королевских конюшен и манежа — в этом значительно реконструированном комплексе зданий теперь размещается флорентийский Институт Искусств: учебно-инженерное заведение разнообразнейших ремёсел и один из главных в Италии официальных изготовителей точных гипсовых копий-отливок шедевров итальянской скульптуры).

Значительный ущерб был нанесён  городу бомбардировками во время Второй мировой войны. При отходе из города немецкие войска также взорвали все исторические мосты через Арно, кроме спасённого бойцами Сопротивления — Понте Веккьо.

Большое культурное бедствие постигло Флоренцию 4 ноября 1966 года, когда на город хлынула огромная масса воды объёмом около 250 000 000 м³ из реки Арно. Опустошительное наводнение, затопившее центр города на 2-3 метра, привело к гибели 34 человек (5 000 семей лишились крова), а также по самым скромным подсчётам были повреждены более 3 000 000 книг и рукописей и 14 000 иных произведений искусства, навсегда утрачены бесценные фрески на первых этажах затопленных зданий. Спасение сокровищ Флоренции (поиск и очистка от тонн грязи, просушивание, консервация) стало в последующие дни подвигом многочисленных добровольцев из Италии и остального мира.

 Культура

В XIV веке, в годы расцвета гражданской жизни флорентийской коммуны, гуманисты и общественные деятели видели в республиканском Риме прежде всего образец общественного устройства, а также неисчерпаемый источник воспитания идеальных граждан.

В значительной степени именно контрастом между идеализированным образом  античного Рима и тем унизительным положением, в котором он оказался к началу раннего Ренессанса, была порождена концепция: Флоренция — второй Рим. Одним из первых её сформулировал Джованни Виллани в своей «Истории города Флоренции».

Если в XIV веке преобладало чувство благоговейной зависти, то с первых лет кватроченто растёт ощущение соперничества и даже превосходства «…Цветок Тосканы, зеркало Италии, соперница славного города Рима, от которого она произошла и древнему величию которого подражает, борясь за спасение Италии и её свободу», — писал Колюччо Салютати.

На одном из домов (рядом с дворцом Питти) в самом центре Флоренции висит табличка, которая дословно гласит следующее: «В этом доме в 1868—1869 Фёдор Михайлович Достоевский закончил роман „Идиот“». А в конце извилистой улочки за Форте Бельведере можно отыскать бывшую виллу Петра Ильича Чайковского, также отмеченную мемориальной доской с поэтичным повествованием о композиторе в период написания «Пиковой дамы» (1890) и других произведений.

Помимо многочисленных деятелей искусства из России, Флоренция  хранит также благодарную память о российских меценатах из рода Демидовых: одна из бывших вилл Медичи и поныне известна как Вилла Демидофф (итал. Villa Demidoff), таким же именем часто называют и вторую виллу тоже в окрестностях Флоренции — Виллу Сан Донато. Первая из них связана с именем более позднего Демидова: Павла Павловича, князя Сан-Донато, здесь же он и скончался. А вторая — с именем его деда, Николая Никитича Демидова, который и соединил судьбы династии с Флоренцией, будучи в ней послом Российского двора. В память о благотворительной деятельности, которой занимался «Никколò Демидофф», флорентийцы назвали его именем площадь на берегу Арно на пути от Понте-алле-Грацие к Пьяццале Микеланджело, а его потомки заказали для неё (скульптору Лоренцо Бартолини) многофигурный памятник, который и сейчас находится там под необычной стеклянной крышей.

 

Возрождение - в широком проникновении Ренессанса во все сферы культуры: от науки и философии до архитектуры и музыки. Равномерности развития не знает и XVI в., но зато уже нет такой области культуры Италии, которая не была бы затронута воздействием Ренессанса. Ренессансная культура, ее гуманистическое мировоззрение и художественные идеалы широко воздействовали на жизнь итальянского общества. Хотя нельзя отождествлять представления творцов новой культуры и тех, кто ее воспринимал в меру своей образованности. Светские начала активно утверждались в идеологии и менталитете, в образе жизни и повседневном быте разных социальных слоев. Этому способствовала сама разносторонность культуры Возрождения, многообразие сфер ее проявления и воздействия - от философии до литературы и искусства. Ренессанс, таким образом, дал импульс усилению процессов секуляризaции общественной жизни Италии, повышению роли индивидуального и национального самосознания, выработке новых массовых художественных вкусов.

Информация о работе Феномен ренессансной Флоренции