Цивилизация Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части, которая, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждалась, для поддержания своего господства, в государственных структурах.

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие государства Киевская Русь.
Глава 2. Крещение Руси. (988г.)
Глава 3. Место Древней Руси в цивилизации раннего европейского средневековья.
Заключение.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)


1

 

 

 

Контрольная работа на тему: «Цивилизация Древней Руси»

 

 

 

План

 

Введение

Глава 1.  Социально-экономическое, политическое и культурное развитие государства Киевская Русь.             

Глава 2. Крещение Руси. (988г.)

Глава 3. Место Древней Руси в цивилизации раннего европейского средневековья.

Заключение.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

              Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части, которая, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждалась, для поддержания своего господства, в государственных структурах.

 

Начальную форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.).

Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков,

 

              выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как

силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания «норманнской теории» возникновения Древнерусского государства.

 

              Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде

(некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. В связи с тем, что столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство принято называть в литературе Киевской Русью.

 

1.  Социально-экономическое, политическое и культурное развитие государства Киевская Русь.             

 

Политическое развитие Киевской Руси

Когда князь Олег утвердился в Киеве, он покорил своей власти древлян, северян, радимичей, освободив восточнославянские племена от хазарской

 

зависимости; он подчинил себе также финские племена. Олег осуществил объединение новгородского севера и киевского юга под одной властью и явился таким образом основателем великого княжества Киевского - первой формы общерусского государства. Некоторые племена и города сохранили своих местных князьков, но все они были теперь под рукой великого князя Киевского.

Утвердив свою власть в Поднепровье, Олег в 907 г. собрал огромное разноплеменное войско из славян и финнов и предпринял свой знаменитый поход на Царьград. Война закончилась заключением мирного договора, главной целью которого было урегулирование торговых отношений между Русью и Византией.

В 912 году Олег умер. Его преемником стал Игорь, сын Рюрика, опекуном которого являлся Олег. Это был менее талантливый князь. При нем начались набеги печенегов, кочевавших в южных степях, на Русскую землю. Игорь предпринял два похода на Византию. В 941 г. его войско погромило и пограбило берега Малой Азии, но потом русская флотилия потерпела жестокое поражение от греков. В 944 г. был восстановлен мир с греками, а в 945 г. обе стороны заключили мирный договор «на все лета».

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией в начале X в. стало «полюдье» - объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье - это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной.

В 945 г. сбор дани в Древлянской земле закончился убийством Игоря и его приближенных.

После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная административно-налоговая: утвердила точный размер платежей Киеву и создала систему административных центров - погостов, где останавливались князья и княжеские дружины для сбора дани и административно-судебного управления. Собрав дань, князь возвращался в Киев. Но главной исторической заслугой Ольги является принятие ею христианства в 955 г. в Константинополе, однако она имела отношения и с западной церковью. Возможно, это и привело к тому, что, согласно летописи, в 964г. Святослав "возмужая" и отстранил мать от власти. 

Святослав был, прежде всего, князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на Балканы. После гибели Святослава великим князем стал его сын Яро полк (972-980гг.) Своей главной задачей Ярополк считал объединение всей державы, и вся чески стремился к осуществлению этой цели.

Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осуществить задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с победившим братом Ярополк бы убит двумя варягами. Владимир остался единовластным правителем державы.

Социально-экономическое и культурное развитие государства

В IX - первой половине XI вв. князья собирали дань со свободных общинников. Поэтому преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, использование труда холопов  и  отсутствие феодальных вотчин послужило основанием для гипотезы о том, что Древнерусское государство еще не было феодальным.

Большинство исследователей считает Древнерусское государство раннефеодальным. Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодальной формации. Но вместе с тем крестьянское население часть своего продукта отдавало князю и его дружинникам в виде дани.

Отсутствие феодальных вотчин компенсировалось распределением дани среди дружинников, которые были ядром господствующего класса. Следовательно, совершенно очевидно, что в Древнерусском государстве будущее принадлежало феодальному укладу

K. этому времени, очевидно, сложились в основных своих формах феодальные производственные отношения. Феодальные производственные отношения характеризуются господством крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, Отсюда личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной — от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, полученную от феодала, крестьянин должен был отдавать ему часть своего труда или продуктов. Это была земельная рента. Рента могла быть отработочной (барщина), натуральной или денежной (оброк).

Складывание боярского землевладения шло несколькими путями:

князь жаловал своим дружинникам определенные территории для сбора дани  и  она впоследствии превратилась в наследственное владение

князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель

дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины класса феодалов

превращение в феодалов старой родо-племенной знати,

выделение из общин наиболее богатых общинников, «лучших людей»

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владелец вотчины назывался либо боярином, либо князем. В  Киевской   Руси  наряду с княжескими  и  боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу  государства  великому князю

Все свободное население  Киевской   Руси  носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, «полюдье». Основная масса сельского населения называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу  государства , так  и  в вотчинах Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме крепостной зависимо­сти/Одним из путей закрепощения свободного населения было закупничество Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории феодально-зависимого населения — закупы. Закуп должен был работать на феодала-кредитора  и  подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов  и  закупов в княжеской  и  боярской вотчине были рабы, называемые «холопами», или «челядью», которые пополнялись как из числа пленников, так  и  из числа разорившихся соплеменников.

Политический  строй Древнерусского  государства  включал в себя как черты новой феодальной формации, так  и  старой, первобытно-общинной. Во главе государства стоял наследственный князь.  Киевском у князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. По всем вопросам князь советовался с дружиной. Дружинники могли спорить с князем и требовать от него большей щедрости.

Старшие дружинники, наиболее уважаемые, составляли постоянный совет (думу) князя  и  именовались боярами. У некоторых из бояр могла быть своя дружина. Княжеская дружина, делившая между собой дань, представляла зарождавшийся класс землевладельцев.

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения еще продолжали играть важную роль.

Князь  и  его дружина, занимаясь военным делом профессионально, обеспечивали защиту  и  безопасность остального населения, тем самым предоставляя соплеменникам свободу в выборе рода занятий. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления - народным вече. Народное собрание (вече) активно действовало в IX - XI вв. Народные ста­рейшины (старцы градские) участвовали в княжеской думе,  и  без их согласия князю было, видимо, трудно принять то или иное важное решение.

Однако сосредоточение в руках князя военной  и  судебной власти ограничивало полномочия родовых  и  племенных старейшин, основанные на традициях  и  обычаях уходящего в прошлое уклада.

Для  Киевской   Руси  был характерен высокий для того времени уровень культуры.

Еще до принятия христианства на Руси была некая письменность ("черты  и  резы"), образцы которой сохранились на обломках глиняной посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее распространение получила "кириллица" - система славянского письма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами - миссионерами братьями Ки­риллом (в миру Константин Философ) и Мефодием. После крещения Руси центрами письменности и книжного дела стали возникшие монастыри, при которых создавались школы и библиотеки.

В XI в. грамотность проникает в среду феодалов. По словам летописи, Ярослав Мудрый любил читать книги. Он создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский.

Первые дошедшие до нас русские книги относятся к XI в. Средневековая культура была элитарной. Книги были доступны лишь богатым людям. Стоили они очень дорого, так как изготавливались из специально выделанной телячьей кожи (пергамент), искусно оформлялись с использованием золота.

Одними из древнейших дошедших до нас русских рукописей являются "Изборники" 1073 и 1076 гг., изготовленн ц для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В "Изборника ,"' собраны произведения религиозного, философского, поучительного характера. К XI в. относится зарождение русской литера гуры.

Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII - XIII вв. Создаются публицистические произведения - "Моление Даниила Заточника", назидательные - "Поучение князя Владимира Мономаха своим детям". Жемчужиной древнерусской литературы стало "Слово о полку Игореве" - повесть о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 или 1187г.

Древнейшим элементом русской духовной культуры было устное народное творчество, былинный эпос. Широко были распространены в народе заклинания, связанные с языческими праздниками и хозяйственной деятельностью, свадебные песни, похоронные причитания, пословицы, гадания, представлявшие собой мифологическую поэзию восточных славян. В Х - XI вв. начали складываться киевские былины о защитниках Русской земли -богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче  и  князе Владимире Красное Солнышко. Несколько позже появились новгородские былины об удачливом купце Садко, цикл песен о галицко-волынском князе Романе Мстиславиче.

В первой половине XI в. возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись - "Повесть временных лет" -была создана около 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Основная идея "Повести" - единство русской земли. В ней осуждаются княжеские усобицы  и  кровавые распри. Нестору также принадлежат "Житие основателя Киево-Печерского монас­тыря Феодосия"  и  "Чтение о житии  и  погублении князей Бориса  и  Глеба".

В XII - XIII вв. летописи стали вестись практически во всех княжествах,  и  летописание приобрело отчасти "областной" характер, отражая, прежде всего, местные события. В Южной  Руси  была составлена так называемая Ипатьевская летопись, в Северо-Восточной - Лаврентьевская.

Киевский  митрополит Илларион написал "Слово о законе  и  благодати", в котором восхваляет князя Владимира  и  всю Русскую землю.

Игумен Даниил описал свое путешествие в "святую землю" Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. Это был новый жанр, получивший название "хождение".

Информация о работе Цивилизация Древней Руси