Что значит быть патриотом в современной России?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:16, реферат

Описание

Распад СССР двадцать лет назад, кроме геополитических, имел и еще одно серьезное последствие для нашей страны. Он обозначил тенденцию к «не современности патриотизма» в новой России. На протяжении без малого десятка последующих лет все, что связано с патриотизмом и необходимостью его воспитания у молодежи, отвергалось с порога, над самим понятием «патриотизм» глумились те, кто никогда не видел своей сопричастности к общей истории, к единому живому организму, образующему многонациональный российский народ.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 35.00 Кб (Скачать документ)

Что значит быть патриотом в современной России?

Распад СССР двадцать лет назад, кроме геополитических, имел и еще одно серьезное последствие  для нашей страны. Он обозначил  тенденцию к «не современности патриотизма» в новой России. На протяжении без малого десятка последующих лет все, что связано с патриотизмом и необходимостью его воспитания у молодежи, отвергалось с порога, над самим понятием «патриотизм» глумились те, кто никогда не видел своей сопричастности к общей истории, к единому живому организму, образующему многонациональный российский народ.  В наше сознание долго и весьма успешно вкладывалась мысль о том, что формирование патриотизма — это насилие над личностью и этого никак нельзя терпеть в современном обществе, причем не только российском. 

 Апеллировали к зарубежному опыту (ну как же без этого), на полном серьезе противопоставляли образование воспитанию, рассуждали о том, что «математика ничуть не хуже воспитывает, чем история». Не было единства в том, что и как преподавать, и в рядах самих историков. Часть коллег сделала ставку на то, что лишь критический анализ прошлого станет путеводной звездой для новых поколений. Но сугубо критический подход для школьников, никогда не изучавших историю, способен обернуться формированием мнения о своей собственной стране лишь как об «острове невезения», куда его занесло нечаянным рождением. И единственное чувство, которое будет способно сформироваться при таком прочтении истории, это вывод о том, что отсюда нужно скорее выехать туда, где таких проблем ни с прошлым, ни с настоящим нет. 

Напрасно было при этом говорить коллегам, что  это путь в никуда. Слышать других они не привыкли. Они привыкли к  тому, чтобы слышали и слушали  только их. В итоге сотни тысяч  талантливых молодых людей устремились  в поисках лучшей доли на чужбину. Некоторые сумели проявить себя и там, но большинство оказались разочарованы. Виной тому, конечно, не только издержки воспитания, но их немалая доля в этом результате тоже присутствует. 

Согласно данным опроса, проведенного в октябре 2010 года Аналитическим Центром Юрия Левады («Левада-Центр»), патриотами России считают себя 70% респондентов. Не считают себя патриотами 19%, затруднились ответить 11% опрошенных. 

Любую страницу истории, даже самую героическую, можно  рассказать по-разному. Пример приведу очевидный, на мой взгляд. Через два месяца весь мир будет отмечать полувековой юбилей подвига Юрия Гагарина. Можно рассказать об этом как о подвиге страны, сумевшей за короткий срок после кровопролитной войны мобилизовать ресурсы и людей, объединить их вокруг общих задач и приоритетов и оказаться первыми в мире. Но можно представить все и иначе. В честь этого же события британцы выпустили в свет черно-белый комикс, названный ими «Yuri´s Day: The Road to the Stars» (по-нашему можно сказать с двойным смыслом: «Юрьев день: Путь к звездам»). О чем узнает из этого комикса школьник или любой читатель? Первым делом, конечно, об аресте и работе в «шарашке» главного конструктора ракетной техники Королева, о строгости генерала Каманина в отношении Гагарина, о стремлении Титова полететь в космос первым, вместо Гагарина. Увидят люди разочарование первого космонавта в советской власти (хотя ничего подобного в реальной жизни не было), беспросветную жизнь человека в СССР. Ни о самом полете, ни о том, в чем состоит подвиг Гагарина, в комиксе ничего нет.  Вот тебе, как говорится, читатель, и «Юрьев день»! Конечно, могут сказать: ну и что? Это же англичане, да и к тому же, это ведь просто комикс. И будут правы. У нас же для школьников порой нет и этого. Получается в итоге вот что: Россия прожила почти сто лет (а для кого-то и более долгий период) без единого события, которым был бы способен гордиться наш молодой современник. Было плохо абсолютно все: царский режим, советский период, индустриальный рывок, победа в величайшей из войн, освоение космоса, военно-политический паритет с Западом… Мы стоим сегодня перед той опасной чертой, за которой для новых поколений россиян открывается в прошлом зияющая пустота, сплошной негатив и ужас, а впереди — беспамятство манкуртов и отсутствие единого направления движения. Иными же словами — распад общества и страны. Или это кому-то непонятно? 

Один из инструментов выхода из этого положения — новый  образовательный стандарт, в основу которого положено немало интересных идей. В их числе компетентный подход, направленный на развитие умений, навыков, творческого потенциала учеников. Не менее важен и воспитательный акцент, сделанный в документе такого рода впервые за последние двадцать лет. Тем, кто сегодня пытается противопоставить воспитательные задачи реформы образовательным, я бы посоветовал успокоиться: акцент на воспитание предполагает усиление духовно-нравственных устоев учебных коллективов и поможет, в том числе, решению образовательных задач. 

Недавно в одной  из статей прочел: «Нам предлагают учить  детей любви к Отечеству. Вместо физики и химии». Но, помилуйте, такого никто и не предлагает. Документ пытаются слишком вольно интерпретировать, превращая его в жупел для либеральной общественности. Как иначе понять пассаж из той же статьи: «На уроке любви к Отечеству пьющий запоем преподаватель расскажет на русском матерном (другого он не знает), что жиды распяли Христа?». А почему он должен быть пьющим, зачем он для воспитания патриотизма должен говорить на «русском матерном», да еще и о распятии Христа? И потом, если у нас таков «преподаватель», что ему помешает говорить об этом и так же на других предметах? Поразительным выглядит и вопрос, поставленный автором в конце своей апокалипсической статьи: «Кто будет преподавать любовь к Отечеству за 8 тысяч рублей в месяц? Или полный неудачник, или убежденный нацист». Так и хочется спросить автора пронзительных строк: а за сколько бы вы согласились на этот подвиг? За 9 тысяч? За 20? Почем у вас нынче  любовь к Родине? И если за 25 тысяч, то это уже не нацист? 

К счастью, ситуация в образовании далека от описанных кошмаров. Мне кажется, что школа должна всеми средствами обучения и воспитания готовить ученика не только к тому, чтобы он правильно писал, читал и считал. Нужно, чтобы ученик не забывал о том, где родился, где будет жить, кто он, откуда пришел в этот мир, кто его предки и что они сделали для своей страны. Убежден, что одна из главных задач всей системы образования состоит как раз в том, чтобы помочь молодым лучше узнать и полюбить свою страну, увидеть в ее историческом прошлом не только сильные и яркие примеры служения общему делу, но и те сложные и горькие моменты, которых тоже было с избытком. Это ставит еще и вопрос о том, возможна ли и нужна ли безусловная любовь к своей стране? Уверен, не только нужна, но и жизненно необходима! 

В связи с принятием нового стандарта вновь встает любимый вопрос наших СМИ последних десятилетий — об учебниках истории. Какими они должны быть? Что нового в них должно появиться? Какой вклад они должны внести в формирование патриота и гражданина? Это тоже предмет особой дискуссии. 

Напомню, что  образовательная система России без малого двадцать лет дрейфовала в сторону введения профильного  обучения в старшей школе. Теперь это становится реальностью. Соответственно, и изучение тех или иных предметов  в ней наполнено особым смыслом и содержанием. Речь идет об интеграции знаний гуманитарного, естественно-научного блоков и тому подобных. Все они своим содержанием как раз и призваны не только сообщить ученику современные знания, но и сделать их прикладными, нацеленными на благо страны. Иными словами, речь идет не о «воспитании патриота-непрофессионала» и не о подготовке «специалиста-космополита», а о том, чтобы из стен российской школы выходили толковые специалисты, являющиеся патриотами своей страны. Личность человека завтрашнего дня видится мне такой и только такой. Путь к этому лежит только через конвергенцию гуманитарного и естественно-научного компонентов, через широкое развитие творческих возможностей личности.

Информация о работе Что значит быть патриотом в современной России?