Чингисхан и его первые походы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание

Цель данного исследования – дать правдивую оценку личности и деятельности великого полководца.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Исследовать образование единого Монгольского Государства;
Рассмотреть биография Чингисхана;

Работа состоит из  1 файл

Чингисхан и его первые походы.docx

— 44.08 Кб (Скачать документ)

Введение

     Актуальность  темы исследования в том, что монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего, к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана. Образование единого монгольского государства способствовало политическому объединению страны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры и правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права как единого регулятора во всей Монголии.

На протяжении веков личность Чингисхана (1155 —1227) привлекает неизменный интерес. Оценки его дел противоречивы. В отечественной  историографии образ этого полководца и государственного деятеля в  целом отрицателен: считается, что  формирование его державы сопровождалось особой жестокостью, что «монголо-татарское  иго» замедлило социально-экономическое  развитие завоеванных стран. Отчасти эти оценки справедливы. В то же время, не следует забывать, что Средневековье вообще не отличалось гуманностью — ни в Европе, ни в Азии. Таким образом, даже спустя столетия, в наше время усиления религиозной и национальной нетерпимости есть в чем взять пример с Чингисхана и его преемников.

Обновление  исторического знания, а также  необходимость многоплановых исследований, охватывающий сложный по своему содержанию исторический период монгольского общества и Золотой Орды, имеет важное значение для исторической науки.

         Личность этого великого человека в мировой истории самой Монголии привлекает внимание ученых на протяжении столетий. О нем писали и пишут на многих языках мира. Свидетельством огромного интереса к эпохе Чингисхана и его наследников служат периодически собираемые в Улан-Баторе международные конгрессы монголоведов.

Цель  данного исследования –  дать правдивую оценку личности и деятельности великого полководца.

Для достижения поставленной цели необходимо решение  следующих задач:

  • Исследовать образование единого Монгольского Государства;
  • Рассмотреть биография Чингисхана;
  • Изучить военное устройство Монгольской империи;
  • Исследовать первые походы Чингисхана
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Чингисхан

1.1. Образование единого Монгольского Государства

     Монголо-татары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как  врагами цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы.

В 12 веке на территории Монголии не было единого  государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько  семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности - улусы. Вели они полуоседлый образ жизни. В конце 12 в. среди монгольских племен возвышается род Есугея, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа - «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана Темучину. В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Чингисхан. На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.[2.стр.35]

«Яса» охватывала все стороны жизни  империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами  по велению Чингисхана у побежденных  найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.

В Ясе  отчетливо прослеживаются идеи императорского государства и императорского права. Весьма вероятно, что одним из этих источников были китайские государственно-правовые понятия.

Так же вероятно, на Ясу повлияла христианская идея Вселенской Империи. В первой редакции Яса была утверждена Чингисханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство - несторианского толка - было сильно развито. Известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позже уйгуров, в монгольское государство христианство стало играть немаловажную роль при дворе самого Чингисхана и его преемников. В Монголии наблюдался подлинный стык различных вероисповеданий. Кероиты являлись несторианами, найманы – несторианами и буддистами, татары и чжурчжени – шаманистами, тангуты исповедовали «красный» буддизм, уйгуры – буддизм Хинаяны и несторианства, сами моголы были тенгрианцами. Некоторые из влиятельных сановников молодой империи были христианами по вере. Можно думать, что именно через них христианская идея Вселенской Империи, покоящейся на религиозных основаниях, могла быть воспринята Ясою.[4 .стр.67]

Но имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого Чингисхана как  творца Ясы. Следует признать, что  Чингисхан был не только гениальным полководцем, но и государственный  деятель крупного размаха.

По мысли  Чингисхана, одобренный им свод законов  должен был быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингисхан назначил еще при жизни своей старшего сына Джагатая.

Каждый  новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими  сановниками каждого улуса для  того, чтобы удостовериться, что  ни один хан за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть казнен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» - таков был указ первого хана Золотой Орды.

Наличие Ясы как твердого свода законов  не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательства преемников Чингисхана. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов.

Уголовное законодательство Ясы главной своею  целью имело поддержание мира и порядка в государстве и  обществе. Его общее моральное  предписание, по Григору Алканцу, заканчивалось следующей санкцией: «Если нарушитель этого будет найден среди них, то преступники подлежат смерти». Итак, хотя финальная цель казалась в широком смысле гуманной, закон утверждался с непреклонной жестокостью.

В целом  Яса признавала в качестве преступлений, подлежащих наказанию, следующие группы правонарушений: против религии, морали и установленных обычаев; против хана и государства; и против жизни  и интересов отдельной личности.[2. стр.112]

Главной целью наказания, в понимании  Ясы, было физическое уничтожение преступника. Поэтому смертная казнь играет важную роль в этом кодексе. Яса признает временную изоляцию преступника  через заключение в тюрьму, депортацию, смещение с должности, а также  запугивание через причинение боли или наложение штрафа. В некоторых  случаях не только сам преступник, но и его жена и дети подлежат наказанию.

Смертная  казнь предписывалась почти за все  виды преступлении. Она следовала за значительную часть преступлений против религии, морали или установленных обычаев; за большинство преступлений против хана и государства; за некоторые преступления против собственности; за третье банкротство; за конокрадство — в случае, когда вор не мог заплатить штраф.

Наказание через тюремное заключение и депортацию предусматривалось за нарушение  Ясы членами ханского рода. Каждый офицер военного соединения подлежал разжалованию, если не справлялся со служебными обязанностями. Воины и охотники наказывались путем причинения боли за мелкие проступки против военной  дисциплины. Убийство каралось штрафом. За кражу коня преступник подвергался  репрессиям, штрафу, или даже смертной казни.

Коммерческое  право. Известно, что Чингисхан уделял большое внимание торговле. Сохранение безопасности коммерческих путей для международной торговли было одной из важных целей его политики. Поэтому естественно предположить, что Яса содержала какой-либо статут относительно торговли. Однако среди фрагментов присутствует лишь одна сохранившаяся часть торгового законодательства: «Если кто-либо возьмет товар (в кредит) и обанкротится, затем опять возьмет товар вновь и еще раз обанкротится, а затем вновь возьмет товар и обанкротится, тодолжен быть приговорен к смерти после его третьего банкротства»

Мы должны отличать Ясу от местных яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся судебников, Яса долго после распадения Монгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Биография  Чингисхана

     Чингисхан (собственное имя – Тэмучин) (1155 или 1162–1227), государственный деятель Монголии, полководец и создатель первого объединенного монгольского государства. Родился в урочище Дэлюн Болдок на р.Онон, в 1155 (по данным средневековых мусульманских историков) или в 1162 (по китайским источникам), старший сын вождя племени тайчиутов Есугэй-батора, внук Хабула, первого хана существовавшего в начале 12 в. союза монгольских племен «Хамаг моногол улус». [2.стр.28] Когда Тэмучину было 9 лет, его отец был отравлен, и возглавленный им союз распался. Его вдова и дети стали скитаться. Возмужав, Темучин постепенно собрал вокруг себя некоторое число приверженцев из степной аристократии, присоединился к хану христианских кераитов и принял участие в союзе с китайским правительством, сначала в борьбе против усилившихся татар, живших около озера Буир-нор, потом против демократического движения, во главе которого стал его бывший друг Чжамуха.

Чингисхану  выпало родиться и жить в такое  время, когда война была главным  и даже будничным делом. Она «не  разбирала ни возраста, ни пола, ни состояния». Чингисхан с юности усвоил, что  история пишется кровью и любое  средство может быть оправдано, если хочешь удержать власть в своих руках.

Судя  по действиям Чингисхана и его  отдельным высказываниям, война  для него — не просто обычное  состояние, но и потребность души.

Чингисхан оставался неграмотным до конца своей жизни и был кочевником в привычках и понимании прелестей жизни. Как у всех кочевников, наслаждением для него была охота; он был знатоком лошадей; Чингисхан, согласно традициям своего народа и времени, имел несколько жен; предостерегая своих подданных от излишних возлияний, сам не испытывал отвращения к вину. В некоторых отношениях великий завоеватель был еще более примитивным и диким, чем его помощники. Согласно Рашиду адДину, Чингисхан однажды спросил своих полководцев, в чем они видят высшее наслаждение человека. Богурчи сказал, что высшее наслаждение – скакать на лошади весной, на хорошей скорости и с соколом. Чингисхан, не согласился. "Высшее наслаждение человека, – сказал он, – состоит в победе: победить своих врагов, преследовать их, лишить их имущества, заставить любящих их рыдать, скакать на их конях, обнимать их дочерей и жен ".[2.стр.51]. Кажется парадоксальным, что человек, который произнес эти слова, мог наслаждаться беседой с учеными людьми своего времени и всегда проявлял готовность приобретать новые знания, философствовать о жизни и смерти. По имеющимся свидетельствам, Чингисхан был здоровым и крепким человеком. Однако есть и указания на существование нервного надрыва в его личности, который, видимо, должен был увеличиваться многими болезненными шоками, испытанными в детстве и юности.

Отсюда его религиозная сторона, его рвение к молитве во время каждого серьезного жизненного кризиса до начала китайской кампании. Хотя в юности он во многих случаях лично вел своих последователей против врага и считался храбрым воином, у него, кажется, отсутствовало истинно благородное отношение к окружающим. Он не был безрассуден и думал о своей личной безопасности. Деятельность Чингисхана имела более прочные результаты, чем деятельность других мировых завоевателей (Александра Македонского, Тимура, Наполеона). Границы империи после Чингиза не только не сократились, но значительно расширились, и по обширности монгольская империя превзошла все когда-либо существовавшие государства. Единство империи сохранялось 40 лет после смерти Чингисхана. Господство его потомков в государствах, образовавшихся после распадения империи, продолжалось еще около ста лет. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Чингисхан и его первые походы