Черносотенцы и их борьба с беззаконием и смутой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:30, реферат

Описание

В сознании большинства наших соотечественников до сих пор существует превратное представление о черной сотне. Зачастую даже самые благонамеренные православные русские люди стыдятся называть себя наследниками черносотенцев. Все это весьма прискорбно. Ведь черная сотня в начале века была ничем иным, как православно-патриотическим политическим движением. А потому, если православный стыдится именовать себя черносотенцем, то это фактически равносильно тому, что он “стесняется” того, что в Бога верует и Родину любит.

Работа состоит из  1 файл

ЧЕРНОСОТЕНЦЫ И ИХ БОРЬБА С БЕЗЗАКОНИЕМ И СМУТОЙ.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

ЧЕРНОСОТЕНЦЫ И ИХ БОРЬБА С БЕЗЗАКОНИЕМ И СМУТОЙ

А. Степанов

В сознании большинства  наших соотечественников до сих  пор существует превратное представление  о черной сотне. Зачастую даже самые  благонамеренные православные русские  люди стыдятся называть себя наследниками черносотенцев. Все это весьма прискорбно. Ведь черная сотня в начале века была ничем иным, как православно-патриотическим политическим движением. А потому, если православный стыдится именовать себя черносотенцем, то это фактически равносильно тому, что он “стесняется” того, что в Бога верует и Родину любит. 
Сегодня как нельзя более остро встала задача создания сильного православно-патриотического политического движения. Уже предпринималось немало попыток, пока что, увы, безуспешных, ее решить. Внимательный анализ того, как это делалось подтверждает печальную закономерность: зачастую мы повторяем те же самые ошибки, что и наши предшественники – черносотенцы. И теоретические, и организационные, и технологические. Наступая на те же грабли, продолжаем набивать себе синяки и шишки. Поэтому-то и важно обратиться к опыту организации и функционирования черной сотни. В современной ситуации он особенно ценен.

ПРАВДА О  ЧЕРНОЙ СОТНЕ

Когда заходит речь о  черной сотне, нередко приходится сталкиваться с рядом стереотипов, внедренных в национальное сознание многолетними усилиями либерального дореволюционного и советского агитпропа. 
Годами нам вдалбливалось представление о черносотенцах как о наиболее отсталой, темной части русского народа, чуть ли не о скопище всевозможных отбросов общества. Это – чудовищная ложь. Факты говорят о другом. В черносотенном движении играли видную роль: один из крупнейших русских филологов, академик А.И. Соболевский (член Главного Совета, товарищ председателя Союза Русского Народа), военный инженер, профессор Николаевской инженерной академии, генерал-майор, герой русско-японской войны К.И. Величко (член Совета Русского Собрания), блестящий поэт и мыслитель В.Л. Величко (один из организаторов и член Совета Русского Собрания), ученый-юрист, приват-доцент Петербургского университета и профессор Училища правоведения, тонкий ценитель и знаток русской поэзии Б.В. Никольский (член Совета Русского Собрания и член Главного Совета Союза Русского Народа).  
Активно участвовали в черносотенном движении авторитетные архиереи и священники: митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Андроник (Никольский), епископ Макарий (Гневушев), архимандрит (впоследствии архиепископ) Виталий (Максименко), протоиерей Иоанн Восторгов; известные ученые: историки профессора П.А. и Ю.А. Кулаковские, Н.П. Лихачев, Д.И. Иловайский, А.С. Вязигин, хранитель Горного музея Н.П. Покровский; популярные деятели литературы и искусства: князь Д.Н. Цертелев, граф А.А. Голенищев-Кутузов, князь Д.П. Голицын, Е.А. Шабельская-Борк, князь М.Н.Волконский; крупные публицисты и издатели: В.А. Грингмут, С.А. Нилус, А.С. Суворин, Ф.Н. Берг, В.М. Скворцов, А.А. Башмаков; влиятельные политические деятели: депутаты Государственной Думы Н.Е. Марков, граф В.Ф. Доррер, В.М. Пуришкевич, члены Государственного Совета А.А. Римский-Корсаков, князь А.А. Ширинский-Шихматов, М.Я. Говоруха-Отрок; крупные государственные деятели эпохи: министр юстиции, а затем председатель Государственного Совета И.Г. Щегловитов, министр внутренних дел Н.А. Маклаков, товарищ обер-прокурора Священного Синода князь Н.Д. Жевахов и другие; многие представители русского офицерства и купечества. 
Словом, костяк черной сотни составляли представители национальной элиты, лучшие русские люди. 
Черносотенцам облыжно приписывали организацию и проведение еврейских погромов. Конечно, черносотенцы не симпатизировали евреям, и на то были веские основания. Революция в России имела явно выраженное еврейское лицо. Так по подсчетам американского историка А.Гейфман, которую трудно заподозрить в антисемитизме, в 1903 г. евреи составляли около 0,5% населения России и 50% всех революционеров. Поэтому не вызывает удивления такой пункт программы “Союза Русских Людей”: “Мы с радостью приветствовали бы братство и равноправие с евреями, если бы история всего мира неопровержимыми фактами не доказывала, что народ Израильский во все времена своей самостоятельной или государственной жизни или в качестве пришельца являлся народом, преследующим свои исключительные права на миродержавство и принципиально враждебным всем другим племенам, на которые он из своей национальной общины смотрел только как на предмет всесторонней эксплуатации, руководствуясь при этом явно антисоциальными побуждениями”. 
А в программе старейшей черносотенной организации “Русское Собрание” было записано: еврейский вопрос должен быть разрешен особо от других национальных проблем “ввиду освященной талмудом и в то же время стихийно живучей враждебности еврейства к христианству и нееврейским национальностям и стремления евреев ко всемирному господству”. Но разрешить еврейский вопрос можно только мерами государственного регулирования. Предлагалось, к примеру, не предоставлять евреям полного равноправия и не отменять черту оседлости, закрыть им доступ на государственную службу и запретить участие в выборах в Государственную Думу, очистить от еврейского влияния печать и т.д. 
Для непредвзятого исследователя ясно, что еврейские погромы возникали стихийно. Это был народный ответ на активное участие евреев в революции. Мало того. Черносотенцы, даже если бы и захотели, не смогли бы организовать погромы по одной простой причине. Как справедливо заметил автор одной из самых объективных работ о черной сотне известный современный литературовед и историк В.Кожинов, все крупные погромы произошли еще до возникновения черносотенных организаций. После появления черной сотни было только два крупных погрома и оба в Царстве Польском, где у черносотенцев не было никакого влияния в силу малочисленности русского населения. Более того, несмотря на однозначно негативное отношение к евреям, предпринимались даже попытки (например, о. Иоанном Восторговым) привлечь православных евреев к участию в черносотенном движении. 
Множество инсинуаций вызывал вопрос о финансировании черносотенных организаций. Либеральная и революционная пропаганда обвиняла черносотенцев в том, что они содержатся за счет правительства. Собственно, в этом нет ничего зазорного, ибо черносотенцы субсидировались, в отличие от их врагов, собственным правительством, а не иностранными. Кроме того, черносотенцы занимались созидательной деятельностью, а потому поддержка правительства была вполне уместной. Беда в том, что, во-первых, черносотенцы недостаточно финансировались правительством и, во-вторых, зачастую они бездарно тратили выделявшиеся средства. 
Все эти измышления и преувеличения о финансировании деятельности черной сотни скрывают истину. А она состоит в том, что главным источником финансирования черносотенных организаций были пожертвования благочестивых русских людей. Львиную долю расходов по обслуживанию деятельности “Союза Русского Народа”, к примеру, несла вдова купца Е.А. Полубояринова. Известно также, что св. прав. отец Иоанн Кронштадтский передал на нужды Союза Русского Народа 10 тысяч рублей. А протоиерей Иоанн Восторгов сообщал, что « мы получаем помощь от архиереев, монастырей, благочестивых и набожных мирян» . 
Черносотенцев обвиняли в политических убийствах и терроризме. Эти обвинения – верх цинизма. Во-первых, при всем усердии врагов черносотенцам смогли приписать только убийство Иоллоса и Герценштейна. Первый считался одним из идейных вдохновителей революционных беспорядков 1905 года. Второй “прославился” тем, что в стенах Государственной Думы цинично назвал поджоги дворянских поместий “иллюминациями”. При этом от рук подлинных убийц-террористов, действия которых оправдывали в том числе Иоллос и Герценштейн, только за пять лет смуты в 1905-1910 гг. пали около 17 тысяч верных слуг Царя и Отечества. Во-вторых, следствие официально не смогло доказать причастность черной сотни, как общественно-политического движения, к организации убийств обоих революционеров. Наконец, в-третьих, сами черносотенцы отвергали убийства и террор как способ борьбы со своими противниками. 
Вот что говорили об этом руководители черной сотни. Первый казначей Союза Русского Народа купец И.И. Баранов на допросе в следственной комиссии Временного правительства заявил: « Так как сам Союз Русского Народа была организация идейная, то и средства достижения цели были чисто мирные; всякое насилие мы отвергали... Каждое заседание нашего совета, а тем более больших собраний, начиналось молитвами» . 
А один из вождей черной сотни В.А. Грингмут в одном из выступлений призывал своих единомышленников: « Никогда не смейте об этом и думать, помните, что всякий, кто борется за известную идею, никогда не будет убивать, иначе этим он распишется в том, что не верит в торжество своей идеи. Действительно жизнеспособная, действительно святая идея может орошаться кровью только своих приверженцев. Каждая новая жертва из наших рядов приближает нас к победе, но да будет стыдно тому, кто подумает поднять братоубийственную руку против своего врага: этим он наложит позорное пятно на наше святое дело! Мирным путем, устилая его нашими трупами и ни одной йоты не уступая из наших верований, мы дойдем до нашей цели, мы одержим победу» . 
Наилучшим свидетельством нравственной высоты черносотенного движения является отношение к нему Царя-Мученика Николая II и святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Государь неоднократно встречался с депутациями от различных черносотенных организаций, благосклонно принимал преподносимые ими значки. Он хотел видеть в черной сотне надежную опору трона. Так в Высочайшей телеграмме Союзу Русского Народа от 15 июня 1907 г. Царь обращался к монархистам: “Уверен, что теперь, все истинно-верные русские, беззаветно любящие свое Отечество сыны, сплотятся еще теснее и, постоянно умножая свои ряды, помогут Мне достичь мирного обновления нашей Святой и великой России и усовершенствования быта Великого ее народа. Да будет Мне Союз Русского Народа надежною опорою, служа для всех и во всем примером законности и порядка”. Правда, не всегда ожидания Государя оправдывались. 
Всероссийский батюшка о. Иоанн Кронштадтский не только оказывал финансовую помощь черносотенцам. Он благословлял их деятельность, поддерживал тесное общение с рядом вождей черной сотни, в частности с В.А. Грингмутом.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЧЕРНОСОТЕНЦЕВ

Словом « черносотенцы»  русских людей, поднявшимся на борьбу с беззаконием и смутой, назвали  их враги – революционеры, для которых такое наименование было ругательным. Однако сами черносотенцы его приняли. Один из основателей Союза Русского Народа А.А. Майков (сын известного русского поэта) в своей брошюре « Черносотенцы и революционеры» утверждал, что нет оснований стыдиться такого названия, потому что « первыми поднявшими знамя “За Веру, Царя и Отечество” были большею частью русские люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена назывался “чернью”, “черными людьми”» . 
А В.А. Грингмут в известной статье « Руководство черносотенца-монархиста» на поставленный им вопрос: « Почетное ли это название “черная сотня”?» , без обиняков утверждал: « Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными Царю русскими боярами. Все они были настоящими “черносотенцами”, и все они стали, как и нынешние “черносотенцы-монархисты”, на защиту Православного Монарха, Самодержавного Царя» . 
Черная сотня возникла в самый разгар революционных беспорядков 1905 г. Однако, попытки народной самоорганизации для противостояния беззаконию и смуте к тому времени уже имели свою, весьма поучительную, историю. В 1881 г. после убийства Царя-Освободителя Александра II, когда органы правопорядка пребывали в растерянности, в Петербурге была создана « Священная дружина» . Ее назначением была борьба с народовольческим террором. Организация просуществовала около года. Тогда власть собственными силами справилась с террористами. Одновременно в Москве по инициативе М.Н. Каткова и К.П. Победоносцева была создана « Добровольная народная дружина» для охраны Государя и членов Императорской Фамилии во время Их приездов в Москву. В нее входили верующие русские люди, в основном хоругвеносцы. В силу ограниченности своих задач эта организация созывалась эпизодически. 
Однако к концу XIX века стал явственно виден отход русского образованного слоя от истоков русской жизни: Православия, Самодержавия и Русской Народности. Безверие, политическая фронда и космополитизм становились признаками хорошего тона в среде интеллигенции. Особенно пагубно это действовало на молодежь. В этих условиях в среде московских интеллектуалов возникла идея в борьбе за умы молодежи объединить усилия тех, кто еще не порвал духовной связи с основами русского устроения. Так в 1890 г. появился журнал « Русское обозрение» , который поставил главной задачей « обозревать всю текущую действительность и все историческое прошлое с русской точки зрения» . Вдохновителем журнала был великий русский мыслитель К.Н. Леонтьев. Именно люди, входившие в близкий Леонтьеву кружок молодежи (Л.А. Тихомиров, В.А. Грингмут, А.А. Александров, Ю.Н. Говоруха-Отрок, о. Иосиф Фудель, о. Иоанн Соловьев, В.В. Розанов), составили костяк журнала. 
Поначалу, правда, была предпринята попытка собрать в журнале известные имена консервативно настроенных мыслителей и литераторов. Издателем журнала стал популярный в ту пору беллетрист Н.Н. Боборыкин, а редактором – философ и поэт князь Д.Н. Цертелев, которому удалось привлечь к сотрудничеству известных философов В.С. Соловьева и П.Е. Астафьева и ряд не менее известных поэтов и писателей. Однако вскоре стало очевидным, что, имея такой разномастный состав сотрудников, журнал не может выполнить своей задачи. Кроме того, выявились некоторые финансовые махинации Боборыкина. В 1892 г. князь Цертелев отказался редактировать издание при первых слухах о запутанности материальных дел у издателя. 
С этого времени редактором и издателем журнала стал приват-доцент Московского университета Анатолий Александров. С 1893 г. лицо журнала стали определять люди из кружка Леонтьева, и он сделался в полном смысле русским обозрением. В издании такого журнала были заинтересованы и оказывали ему покровительство обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев, министр народного просвещения граф И.Д. Делянов. Финансовое состояние журнала было совсем не блестящим. По ходатайству понимавшего важность дела Победоносцева дважды для поддержки журнала выделял деньги из личных средств Государь Император Николай II, один раз вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Однако Александров оказался никудышным организатором и хозяйственником (увы, это – характерная особенность и многих нынешних деятелей православно-патриотического движения). 
Этими обстоятельствами не преминули воспользоваться враги. По Москве поползли слухи, что редактор просто присвоил деньги себе. На Александрова начали косо смотреть сотрудники, авторы отказывались писать для журнала. На основании только слухов редактора даже исключили из списка приват-доцентов университета. В августе 1898 г. с большим запозданием вышел майский номер журнала. По проверке счетов конечно выяснилось, что редактор не взял себе ни копейки, у него не оказалось никакого состояния. Но благое дело было загублено. 
Однако свои плоды оно принесло. Москва в последующем стала, можно сказать, рассадником черносотенства. Здесь были одни из самых сильных организаций черной сотни. В Москве проходили два Всероссийских Съезда Русских Людей.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕРНОЙ СОТНИ

Наконец, в октябре 1900 года в среде национальной столичной  интеллигенции, убедившейся в той  опасности, которую представляла для  русского дела космополитичность высших слоев русского общества, возникла идея создать националистический кружок. Так возникло общество под названием « Русское Собрание» , устав которого был утвержден в конце января 1901 г. По сути, это была первая черносотенная организация. Поначалу она, правда, мыслилась как чисто просветительское общество. Его задачи определялись следующим образом: « создать такой центр, куда сходились бы русские люди и где могли бы обмениваться мыслями» , « по мере сил служить русскому искусству» . На первом собрании было избрано 120 членов организации. У истоков « Русского собрания» стояли известные литераторы, публицисты и ученые: плодовитый сочинитель, писавший под псевдонимом Муравлин, князь Д.П. Голицин (первый председатель общества), блестящий поэт В.Л. Величко, правовед, приват-доцент университета Б.В. Никольский, крупнейший русский военный инженер и ученый К.И. Величко, писатель и публицист князь М.Н. Волконский, знаменитый издатель и журналист А.С. Суворин и другие известные люди. Членом общества состоял даже министр внутренних дел В.К. Плеве, убитый вскоре террористами. В 1903 году в Харькове был открыт первый местный отдел « Русского Собрания» , во главе которого встал крупный ученый-историк, профессор местного университета А.С. Вязигин. 
Начавшаяся смута вынудила общество перейти от чтения докладов и проведения литературных вечеров к активной политической деятельности. В 1904-1905 гг. в дополнение к харьковскому были созданы отделы Русского Собрания в Киеве, Одессе, Варшаве, Оренбурге, Казани, Перми и Вильне. В Харькове и Петербурге при отделах РС появились « Кружки русских студентов» . С 1906 г. общество начало издавать еженедельный « Вестник Русского Собрания» . Была принята политическая программа Русского Собрания. В программе определялись причины смуты: умаление веры в народе, расхищение Самодержавия представителями бюрократического строя, ослабление национального чувства и патриотизма, упадок русского просвещения, инородческое, в особенности еврейское, преобладание во всех сферах русской жизни. Выход из этого состояния Русское Собрание видело в призвании выборных от народа, “которые сумеют на деле осуществить истинное единение народа с Царем в деле государственного строительства”. Нельзя не заметить, что программа Русского Собрания развивала и применяла к условиям начала ХХ века идеи основоположников славянофильства: И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. и И.С. Аксаковых. 
В апреле 1905 года в Москве был создан « Союз Русских Людей» . Его костяк составили представители древних аристократических фамилий: графы Шереметевы, князья Голицыны, князья Мещерские, графы Олсуфьевы, князья Щербатовы, князь Трубецкой, князь Волконский, князь Куракин, граф Шувалов, князь Гагарин и др. В состав Союза вошли сын славянофила Д.А. Хомяков, сын и внук великого русского поэта Федора Тютчева И.Ф. и Ф.И. Тютчевы, известный московский священник, публицист о. Иосиф Фудель, известный историк Д.И. Иловайский и другие влиятельные московские общественные деятели. В уставе Союза Русских Людей его цель определялась так: « содействовать законными средствами правильному развитию начал Русской Церковности, Русской Государственности и Русского народного хозяйства на основах Православия, Самодержавия и Русской народности» . 
Тогда же в апреле 1905 г. усилиями редактора « Московских ведомостей» В.А. Грингмута вокруг редакции начал формироваться костяк будущей Русской Монархической партии. Организационное ее оформление произошло в самый разгар смуты осенью 1905 г. Руководителем партии стал В.А. Грингмут. В отличие от Русского Собрания и Союза Русских Людей новая партия отличалась своим составом (в ее отделы входили в большем количестве представители низших сословий: мелкие чиновники, мещане, рабочие, крестьяне). 
Осенью 1905 г. по всей стране начали создаваться многочисленные черносотенные организации: в Петербурге, Москве, Киеве, Тифлисе, Казани, Нижнем Новгороде, Курске и других городах и весях империи. Народ поднимался на борьбу с крамолой. Но настоящим массовым движением стал « Союз Русского Народа» . Он был создан по инициативе настоятеля Воскресенского монастыря Новгородской епархии игумена Арсения, который свел воедино доктора медицины А.И. Дубровина, художника А.А. Майкова, петербургского купца И.И. Баранова и московского мещанина К.К. Полторацкого. Первое собрание состоялось на квартире Баранова. 8 ноября 1905 года был создан Главный совет СРН. Его председателем стал А.И. Дубровин, товарищем председателя – инженер А.И. Тришатный, которого вскоре сменил В.М. Пуришкевич, казначеем – И.И. Баранов, секретарем – присяжный поверенный С.И. Тришатный. Помимо них в первый состав Главного совета вошли такие известные деятели черносотенного движения: неизменный защитник черносотенцев в судах, присяжный поверенный и публицист П.Ф. Булацель, известный публицист, специалист по финансовому вопросу и иудаизму Г.В. Бутми, А.А. Майков, председатель совета петербургского Гостиного Двора купец П.П. Сурин и др. 
Уже 21 ноября Союз организовал первый массовый митинг в Михайловском манеже. А 28 ноября вышел первый номер печатного органа СРН газеты « Русское знамя» . В уставе цель Союза определялась как “развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего Отечества – России единой и неделимой”. Согласно программным положениям СРН, Православная Церковь должна сохранить господствующее положение в России. Только через веру, богослужение и таинства можно установить прочное общение и единение Царя со своим православным народом. Выход из смуты виделся союзникам в реформировании церковно-государственных отношений, так чтобы основой церковного и государственного строения стал церковный приход как правоспособная и дееспособная церковно-государственная единица.

НА ПОДЪЕМЕ

Наивысшего подъема  черносотенное движение достигло в 1906-1908 гг. На тот момент оно было самым  массовым общественно-политическим движением  России. Изданный в конце 1906 г. список включал 272 патриотических организации, действовавших в более чем 200 городах и селах Российской Империи. По подсчетам Департамента полиции в это время черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Сами черносотенцы числили в своих рядах значительно большее количество – до трех миллионов. Столь разительное расхождение в цифрах объясняется разной методологией подсчета. Полиция, несомненно, подсчитывала только более-менее активных участников черносотенного движения. Но были еще и пассивные члены, те, кто разделял идеологию черной сотни, кто заявлял о своем согласии с целями и практическими действиями черносотенцев. И таких, естественно, было значительно больше. Стоит заметить, что практически все тогдашние партии России имели расплывчатые критерии членства. 
Яркий пример – Почаевский отдел Союза Русского Народа. Он был создан в августе 1906 года. Во главе отдела встал настоятель Почаевской Лавры архимандрит Виталий (Максименко). Это сразу подняло авторитет новой организации. Через полтора месяца в составе отдела насчитывалось 10 тысяч членов. А в 1908 году – уже свыше 100 тысяч. В 1909 году делегация из Почаева привезла в Петербург целый миллион подписей под верноподданическим адресом. 
Такой успех черносотенных идей в Почаеве имел, конечно, свои специфические причины. Во-первых, Почаев находился, можно сказать, на передовой борьбы с католичеством, иудаизмом и антирусским сепаратизмом поляков. Во-вторых, черносотенцы добивались успеха там, где во главе их организаций стояли авторитетные и инициативные лидеры, каковым, несомненно, был игумен Виталий. В-третьих, игумен Виталий ясно понимал, что черная сотня должна выражать конкретные жизненные интересы прежде всего крестьянства. И он, используя свое влияние, занялся организацией различных обществ, которые помогали русскому крестьянству выжить во враждебном окружении. 
Словом, если бы везде у черносотенцев были руководители, подобные игумену Почаевской Лавры, то... Впрочем, как говорится, история не знает сослагательного наклонения. Если взять в целом всю Россию, то видно, что наибольшей численности и наибольшего влияния черносотенное движение имело на Украине, в Белоруссии, а также в обеих столицах. Как раз по тем причинам, по которым оно было широким и влиятельным в Почаеве. 
В 1906-1908 годах черная сотня представляла собой такую силу, которая наводила ужас на революционеров и либералов. Один из руководителей движения астраханский купец Нестор Тиханович-Савицкий в январе 1907 года обращался к либералам: “Грозный призрак “Союза Русского Народа”, который вас так страшит, не призрак; это – тот самый русский народ поднимается, над чувствами которого вы издевались; и который потребует уже скоро вас к ответу. Это встает грозный Мститель за поруганную честь России, за ее, растоптанное вами, знамя. “Союз Русского Народа” растет, отделы его покрывают всю Россию… Ни ваша злоба, ни ваши вопли, ни хватанье за правительство не остановят могучий рост Мстителя… Он освободит Россию от вас и выведет ее на тот путь истинной свободы народной, на котором не место вам, презренным обманщикам! Русь идет. Расползайтесь гады”. В то время были все основания так писать. 
Одной из главных причин широкого влияния и распространения черносотенства были всесословность и демократизм организации. В числе членов-учредителей самой массовой черносотенной организации – Союза Русского Народа – мы видим представителей дворянства, духовенства, купцов, почетных граждан, крестьян. 
Предпринимались и попытки привлечь в свои ряды рабочих. Особенно активно такая деятельность велась в Москве. Активное содействие в этом черносотенцам оказывала администрация и лично генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович (до своей мученической кончины). С начала века там существовала « Комиссия для общеобразовательных чтений среди фабрично-заводских рабочих г. Москвы» . В ноябре 1905 г. было создано « Общество активной борьбы с революцией и анархией» , которым руководили отставной офицер Л.Н. Дезобри и вдова чиновника В.Н. Степанова. В состав общества входили в основном рабочие. 
В Петербурге активную работу среди рабочих проводил Союз Русского Народа, который имел свои отделы на ряде крупнейших заводов. Черносотенцы пытались отвлечь рабочих от пагубной политической борьбы, поддерживали их справедливые экономические требования. В 1909 г. Союзом имени Михаила архангела был организован Экономический рабочий союз, почетным председателем которого стал В.М. Пуришкевич. В Киеве действовал Союз русских рабочих, которым руководил рабочий-литограф К.И. Цитович. 
Но все это были, увы, единичные примеры. Широкого влияния на рабочих черносотенцам достичь так и не удалось. Но не это было главной причиной упадка черносотенного движения.

РАСКОЛ И  УПАДОК

К 1917 году – времени  великих испытаний и потрясений – черносотенное движение оказалось в плачевном состоянии. Каковы же причины того, что широкое и мощное общественное движение превратилось в жалкую кучку грызущихся между собой групп и амбициозных лидеров? Конечно, существовал ряд факторов, которые не зависели прямо от намерений и действий черносотенцев и которые обрекали в тех условиях черную сотню либо на мученичество, либо на вырождение. Речь идет об общем оскудении веры во всех слоях общества, особенно в верхних. Но были и субъективные причины. Их необходимо рассмотреть подробнее.

1) непартийность

Руководители черной сотни изначально мыслили свое движение как непартийное. В.А.Грингмут утверждал, что « Союз Русского Народа не какая-нибудь партия – он есть не что иное, как  сам Русский Народ, объединившийся в общий многомиллионный союз на защиту своей Церкви, своего Царя и своей Родины» . Это была мудрая позиция, ибо монархическим политическим партиям нечего делать в самодержавном государстве. Такой подход полностью оправдал себя во время беспорядков 1905-1907 гг. 
Однако, враги России, потерпев поражение в открытом бою, сменили тактику и начали плести вокруг Государя масонскую паутину. В условиях видимой стабильности, когда не были заметны прямые угрозы существованию Церкви, Царя и Родины, черносотенное движение не могло успешно функционировать. Черная сотня встала перед альтернативой. Либо превратиться в обыкновенную парламентскую политическую партию, т.е. фактически включиться в игру на чужом поле и по чужим правилам. Либо стать совершено маргинальной структурой, занимающейся преимущественно руганью правительства, министров и губернаторов. Собственно так в действительности и вышло. Николай Марков и его сторонники пошли по одному пути, а Александр Дубровин и его последователи – по другому. 
В конце концов, черносотенное движение все более и более политизировалось. А ряд лидеров, “заигравшихся в политику” превратились, по сути, из охранителей в революционеров, из монархистов в анархистов. Такова была судьба талантливых руководителей черной сотни Пуришкевича, монаха-расстриги Илиодора (Труфанова), Шульгина, Савенко, Бобринского. 
Была ли у черной сотни в тех условиях возможность стать реальной общественно-политической силой? Была, если бы монархистам удалось под водительством священников и архиереев сформировать при храмах что-то типа прообраза народного ополчения. Однако этому препятствовали непростые отношения с духовенством.

2) отношения  с духовенством

Как это ни парадоксально, но у черносотенцев зачастую возникали  непростые отношения со священноначалием Православной Церкви, и с духовенстовм. С одной стороны, черносотенное движение поддерживали многие архиереи, священники и монашествующие. Нередко местные отделы Союза Русского Народа и других организаций возглавляли священнослужители. Некоторые архиереи прямо призывали священников принять непосредственное участие в монархическом движении. Например, в конце 1910 г. Епископ Омский и Семипалатинский Гавриил (Голосов) обратился к духовенству епархии с предложением стать членами Союза Русского Народа. 
С другой стороны, скоро выяснилось, что в среде духовенства оказалось немало противников монархического движения. Резко отрицательную позицию в отношении черной сотни занимали некоторые весьма влиятельные архиереи. Речь идет прежде всего о первенствующем члене Св. Синода митрополите Антонии (Вадковском). Конфликт между ним и лидером Союза Русского Народа А.И. Дубровиным вышел на страницы печати. Немало было в Церкви в ту пору и либерально настроенных священников. Они через кадетские газеты открыто осуждали идеи и практические действия черносотенцев, способствуя формированию в обществе отрицательного мнения о черной сотне. 
Весьма показателен такой пример. В Москве 14 октября 1905 года, в самый разгар революции Союз Русских Людей через газету « Московские ведомости» обратился с призывом ко всем верноподданным русским людям создать при каждом приходе комитеты порядка. Для этого предлагалось в воскресенье 16 октября после Божественной литургии образовать такие комитеты и превратить, таким образом, храмы в опорные пункты противостояния крамоле. Комитеты должны были создать при каждом приходе дружины порядка, предназначенные для непосредственной борьбы со смутой. В том же номере « Московских ведомостей» было опубликовано слово тогдашнего Митрополита Московского священномученика Владимира (Богоявленского), в котором осуждались безбожники-революционеры. Владыка требовал от каждого верующего: « Исполняй то, чего от тебя потребуют слуги Царевы, что скажут тебе пастыри церкви» . 
Однако вскоре в кадетских « Русских ведомостях» группа профессоров Московской духовной академии обозвала обращение владыки Владимира « черносотенной агитацией» (ох уж эти профессора духовных училищ!). А целых 76 священников осмелились опубликовать заявление об их « полной не солидарности» с поучением своего архипастыря. Более того даже в определении Св. Синода Митрополиту Владимиру было выражено порицание, хотя и завуалированно. Иными словами, в то время существовала довольно влиятельная группа либерально настроенных иерархов и священников, которые составили после революции костяк обновленчества. 
Или такой пример. Священники села Куракино Орловской губернии отказалась принимать в церковь хоругвь местного отдела Союза Русского Народа, на которой был девиз “За Веру, Царя и Отечество”. “Замалюйте эти слова, и мы хоругвь примем”, – издевательски говорили они. Эти же священники отказывались служить молебны и панихиды, когда их об этом просили местные союзники. 
С самого начала в монархическом движении приняли активное участие священнослужители. И почти сразу же либеральной частью епископата начал подниматься вопрос о запрещении духовенству участвовать в деятельности черной сотни. Не сразу им удалось достичь своей цели. Св. Синод в заседании 15-18 марта 1908 г. предоставил правящим архиереям право самим решать вопрос об участии духовенства в деятельности монархических организаций. 
Однако тучи сгущались. В январе 1909 г. протоиерею Иоанну Восторгову с трудом, но удалось отстоять в Св. Синоде необходимость участия духовенства в черносотенном движении. На благоприятный исход дела, видимо, повлиял тот факт, что о. Иоанн был принят Государем, который выразил ему свое доверие и пожаловал орден Св. Владимира 3-й ст. 
Наконец, в 1913 г. Св. Синод принял таки решение, запрещающее лицам духовного звания принимать участие в деятельности политических партий и движений. Это решение было роковым для черной сотни, оно обрекало ее на вырождение. Руководящие посты в монархических организациях вынуждены были оставить протоиерей Иоанн Восторгов, архимандрит Макарий (Гневушев), архимандрит Виталий (Максименко) и многие другие представители активной части духовенства. Справедливости ради стоит сказать, что к тому времени черная сотня была уже парализована расколами. 
Как бы то ни было, итог был плачевен. Дом разделился сам в себе (Мф. 12: 25). Как же ему было устоять!

Информация о работе Черносотенцы и их борьба с беззаконием и смутой