Церковь в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:29, реферат

Описание

Актуальность. Советское государство и церковь... История нашего века поставила рядом эти явления. Драматизм государственно-церковных отношений после октября 1917 года, качественно новый характер этих отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вызывают непреходящий научный, исторический интерес к ним сегодня.
Современная российская действительность позволяет по-новому осмыслить многие аспекты всей нашей непростой истории, помогает понять драматизм и диалектику общественной практики, отвергнуть многие исторические догмы и стереотипы. В современных условиях происходит становление и формирование нового отношения и к изучению такой сложной проблемы, как государственно-церковные отношения в период советского строя, особенно и в частности в годы Великой Отечественной войны. Этому во многом способствует развернувшийся в настоящее время процесс перестройки в сфере общественного сознания, что находит свое выражение в расширении плюрализма мнений по самым острым вопросам нашего прошлого, в том числе по вопросам отношений Советского государства и Русской Православной Церкви /РПЦ/ в период Великой Отечественной войны. Важность данного исследования определяется, прежде всего, необходимостью всесторонней и критической оценки всего комплекса государственно-церковных отношений в военный период, использования данного опыта для решения новых задач, извлечения из истории уроков, необходимых для осмысления настоящего и предвидения будущего.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
1.1. Деятельность Церкви на оккупированных территориях………15
1.2. Деятельность Церкви на территории СССР
в военное время………………………………………………………………...24
ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
2.1. Сталин и Русская Православная Церковь…………………………..30
2.2. «Патриарх всея Руси» …………………………………………………...32
2.3. На параде Победы………………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Церковь в годы Великой Отечественной войны.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию РФ

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой 
 

Кафедра истории  Отечества и МПИ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Церковь в годы Великой Отечественной войны

(1941-1945гг.) 
 

                                               

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

    1. Деятельность Церкви на оккупированных территориях………15
    2. Деятельность Церкви на территории СССР

в военное время………………………………………………………………...24

ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

2.1. Сталин и Русская Православная Церковь…………………………..30

2.2. «Патриарх всея  Руси» …………………………………………………...32

2.3. На параде Победы………………………………………………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность. Советское государство и церковь... История нашего века поставила рядом эти явления. Драматизм государственно-церковных отношений после октября 1917 года, качественно новый характер этих отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вызывают непреходящий научный, исторический интерес к ним сегодня.

    Современная российская действительность позволяет по-новому осмыслить многие аспекты всей нашей непростой истории, помогает понять драматизм и диалектику общественной практики, отвергнуть многие исторические догмы и стереотипы. В современных условиях происходит становление и формирование нового отношения и к изучению такой сложной проблемы, как государственно-церковные отношения в период советского строя, особенно и в частности в годы Великой Отечественной войны. Этому во многом способствует развернувшийся в настоящее время процесс перестройки в сфере общественного сознания, что находит свое выражение в расширении плюрализма мнений по самым острым вопросам нашего прошлого, в том числе по вопросам отношений Советского государства и Русской Православной Церкви /РПЦ/ в период Великой Отечественной войны. Важность данного исследования определяется, прежде всего, необходимостью всесторонней и критической оценки всего комплекса государственно-церковных отношений в военный период, использования данного опыта для решения новых задач, извлечения из истории уроков, необходимых для осмысления настоящего и предвидения будущего.

    Актуальность  рассматриваемой проблемы, на мой взгляд, заключается в следующем:

    во-первых, в ней критически анализируется  история отношений государства  и церкви, ее патриотической деятельности в один из самых сложных и исторически важных периодов нашего Отечества.

    Период  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. занял особое место в истории  Отечества и его Вооруженных  Сил, в истории государства, общественных организаций страны, Русской Православной Церкви. В эти годы в результате многогранной деятельности Советского государства, общественных организаций, Русской Православной Церкви по мобилизации сил и средств на борьбу против германского фашизма, патриотического служения Отечеству советского народа, воинов армии и флота, в том числе и верующих - церкви удалось защитить честь и независимость нашего Отечества, разгромить германский фашизм, освободить народы многих стран от фашистского порабощения. 1

    Именно  на данном этапе коренным образом  изменилась сущность отношения Советского государства к Русской Православной Церкви, другим религиозным организациям страны, что имело важное значение для нормализации государственно-церковных отношений, способствовало применению духовного, материального потенциала церкви для достижения победы над врагами Отечества. "В военное время, - отмечалось в докладе главы Российского государства, - громко зазвучал патриотический голос церкви. Она сумела немало сделать для отпора агрессору." Русская Православная Церковь, как и другие религиозные организации страны, внесла важный вклад в дело мобилизации верующих на борьбу с захватчиками, оказала посильную материальную помощь фронту и населению своей международной деятельностью, способствовала оказанию нашему Отечеству моральной и материальной помощи со стороны различных религиозных организаций за рубежом.

    Патриотическое  служение РПЦ в военные годы было продиктовано тем, что "война, которая  ведется ради защиты ближнего, народа, Родины от посягательств на их жизнь, свободу и достоинство, - всегда считалось в Православной Церкви нравственно оправданной", - отмечал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

    Вместе  с тем в рассматриваемый период в отношениях государства и церкви проявлялся и сугубо прагматический подход, выразившийся в стремлении Советского государства подчинить церковь своему руководству, установить государственный контроль над всеми сферами жизни и деятельности церкви, что не способствовало развертыванию патриотической деятельности церкви в полном объеме.

    Во-вторых, в условиях прекращения деятельности в армии и на флоте политических партий и политических движений, упразднения военно-политических органов, ликвидации монопольного воздействия на личный состав марксистско-ленинской идеологии важно организовать эффективную воспитательную работу с воинами, органически сопряженную с боевой подготовкой войск.

    В связи с этим актуальным является необходимость обобщения и использования  опыта Русской Православной Церкви в деле воспитания русского воинства. В досоветский период истории Отечества накоплен значительный опыт использования РПЦ в деле воспитания у российских воинов чувства святости воинского долга по защите Родины. В тот период, как справедливо замечает военный исследователь В.С.Новиков, патриотическим воспитанием народа занималась лишь Церковь. Это способствовало поднятию воинского духа и служило своеобразной поддержкой солдат и офицеров на поле боя, помогало одерживать победы.2

    В-третьих, актуальность избранной проблемы усиливается  в связи с недостаточностью ее разработки, отсутствием по ней специальных крупных обобщающих исследований, раскрывающих не только положительный опыт, но и негативные явления и процессы в истории Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, связанных с влиянием культа личности И.В.Сталина на социально-политические процессы исследуемого периода.

    Историография проблемы. Первыми к рассмотрению проблемы государственно-церковных отношений в указанный период обратились Г.Г. Карпов и В.A. Куроедов, возглавлявшие в разное время Совет по делам РПЦ. В книге Г.Г. Карпова, изданной в расчете на благоприятное общественное мнение в странах Восточной Европы, приукрашено положение РПЦ в СССР, завышено количество зарегистрированных православных приходов.3 В.А. Куроедов, обличая антигуманную сущность фашизма, подвергшего уничтожению исторические и культурные памятники, ни слова не сказал4 о действиях советских властей в годы "безбожной пятилетки", умолчал о насильственном характере воссоединения униатов с РПЦ. Оба автора отмечали лояльность и патриотизм церкви в годы войны, подчеркивали ведущую роль государства в нормализации отношений. Причину успешного взаимодействия власти и церкви в послевоенный период З.А. Куроедов объяснял участием патриарха Алексия в работе международных организаций по защите мира.

    В первой половине 1950-х гг. под руководством В. Д. Бонч-Бруевича началось издание "Научно-атеистической библиотеки". В 1954г. в сборнике "Вопросы истории религии и атеизма" этот видный антирелигиозный деятель писал о религии как о реакционной силе, тормозящей развитие советского общества. По его убеждению, оживление религиозных настроений в годы войны не смогло остановить процесса отхода широких масс от религии.5

    Некоторые исследователи отвергали какое-либо влияние религии на укрепление патриотических чувств населения. "Не советский народ, не массы верующих следовали за церковью и духовенством, а наоборот", - утверждал К.А. Паюсов.6 С этим нельзя согласиться, так как в обществе, особенно среди верующих, не было однозначно положительного отношения к мероприятиям советской власти. Развернув активную патриотическую деятельность, РПЦ дала понять всем гражданам, что война несет гибель их родной земле, детям и близким.

    Взаимосвязь между войной и распространением религиозных настроений убедительно показала Н. И. Кондакова.7 Вместе с тем она подчеркнула использование религиозного фактора немецкими оккупационными властями с целью разжечь религиозную рознь и не допустить объединения населения в борьбе с захватчиками.

    B 1970-е гг. в советской историографии были предприняты попытки дать критический анализ работ о положении религии и церкви в СССР, изданных за рубежом.8 Безусловно, на них отразилась приверженность советских историков установкам о научной несостоятельности и ошибочности немарксистского подхода к изучению истории. Тем не менее, одной из серьёзных работ стала монография Э.И. Лисавцева. Исследователь справедливо отметил, что в годы Великой Отечественной войны православная церковь выступила хранительницей национальных традиций. Патриотическая деятельность священнослужителей в комплексе с другими причинами, порожденными условиями военного времени, способствовала росту влияния церкви в обществе и усиливала проявления религиозности. Характеризуя развитие государственно-церковных отношений в послевоенный период, Э.И. Лисавцев опроверг утверждения зарубежных авторов о "пособничестве" РПЦ "советскому империализму", объяснив активизацию её внешнеполитической жизни восстановлением традиционных исторических связей с единоверческими церквами и епархиями за рубежом.

    В 1980-е гг. появились исследования различной; направленности исторической9, философской10, юридической11, атеистической.12 По мнению М.С. Корзуна, в основе патриотизма церкви лежало не христианское вероучение, а осознание верующими своего гражданского долга. Патриотическую деятельность РПЦ и её участие в защите мира философы Н.С. Гордиенко и П.К. Курочкин обусловили переходом церкви на позиции лояльности государству. По мнению исследователей, церковь, оказывая поддержку советской власти, в военные и послевоенные годы приобрела более стабильное положение в обществе и стала восприниматься верующими как учреждение, "выражающее" интересы народа. Г. В. Воронцов, утверждая о подрыве социальных корней религии и её уничтожении в ходе социалистического строительства, привёл несколько противоречащее его выводам высказывание видного антирелигиозного деятеля Е.М. Ярославского о том, что к 1937г. на селе 2/3, а в городе 1/3 трудящихся продолжали сохранять связь с религией. Это не так уж и мало, если учесть накал антирелигиозной борьбы в 1920-30-е гг. и преобладание сельского населения над городским. Характеристика отношения населения к религии и церкви в предвоенный период во многом проясняет истоки "религиозного возрождения" в годы войны.

    Начавшиеся  во второй половине 1980-х гг. процессы демократизации общественно-политической жизни, подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси оживили интерес к истории РПЦ. Последовали первые попытки переосмыслить её положение и деятельность в военный и послевоенный периоды.

    Прагматизм  сталинской политики в "религиозном" вопросе впервые был отмечен А.И. Клибановым.13 Решения по восстановлению церковной организации и создание Совета по делам РПЦ он оценил как несомненный шаг на пути нормализации отношений между государством и церковью. Вместе с тем исследователь подчеркнул директивный, а значит временный и условный, характер изменений. Впервые в работе был оценен вклад религиозных объединений в утверждение общечеловеческих норм нравственности, идеалов труда и мира. Возвращение в конце 1940-х гг. к административным и репрессивным методам "диалога" с церковью, по мнению автора, усилило в обществе процессы отчуждения, в том числе религиозного. Совет по делам РПЦ с конца 1940-х гг. был вынужден все более сосредотачиваться на функциях надзора. Несмотря на свои неоднократные попытки и стремление отсрочить новый "антирелигиозный натиск", он не смог предотвратить политику стеснения свободы совести и репрессии.

    Вопросу об отношении И.В. Сталина к религии посвятил отдельную статью Д.А. Волкогонов.14 Он пришел к выводу, что религия, как впрочем, и атеизм имели для вождя лишь функциональное значение.

    В 1989г. В.А. Алексеевым и М.И. Одинцовым была опубликована записка председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова о встрече И. В. Сталина с руководством Московской Патриархии в сентябре 1943г.15 Оба историка придавали важное значение указанной встрече как поворотному моменту в развитии государственно-церковных отношений.

    В работах, отнесенных мной к первому периоду историографии, несмотря на преобладающее негативное отношение авторов к церкви как социальному институту, отмечены конструктивные элементы государственно-церковной политики, обусловленные лояльностью РПЦ и её активной патриотической деятельностью. Ведущая роль в нормализации отношений с религиозными организациями отводилась государству, учрежденному им Совету по делам РПЦ. Исследователи явно недооценивали позицию церковного руководства в первые годы войны, его инициативы по сближению с государством. Патриотизм церкви они связывали лишь с её приспособлением к советской действительности, а также с ростом политической сознательности верующих.

Информация о работе Церковь в годы Великой Отечественной войны