Цензура в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Цензура в СССР — это контроль советских государственных органов и органов коммунистической партии над содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинематографических и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, которые власть полагала вредными или нежелательными.

Содержание

Введение 2
1.Исторические предпосылки 3
2.Введение цензуры в Советской России 3
2.1Военная цензура и политконтроль ОГПУ 5
2.2 Цензура после Гражданской войны 6
3. Централизация цензуры 8
3.1 Госиздат 9
3.2Создание Главлита 9
3.3 Создание спецхранов 10
4. Цензура в период 1930—1953 12
4.1 До Великой Отечественной войны 12
4.2 Во время Великой Отечественной войны 15
4.3 После Великой Отечественной войны 16
4.4. Партийный контроль 17
5.Цензура в период 1953—1966 годы 18
6. Цензура в период 1966—1986 19
7. Перестройка и ослабление цензуры 21
Заключение 24
Библиографический список 26

Работа состоит из  1 файл

Цензура в СССР.docx

— 53.42 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

Введение 2

1.Исторические предпосылки 3

2.Введение цензуры  в Советской России 3

2.1Военная цензура  и политконтроль ОГПУ 5

2.2 Цензура после  Гражданской войны 6

3. Централизация цензуры 8

3.1 Госиздат 9

3.2Создание Главлита 9

3.3 Создание спецхранов 10

4. Цензура в период 1930—1953 12

4.1 До Великой Отечественной  войны 12

4.2  Во время Великой  Отечественной войны 15

4.3 После Великой  Отечественной войны 16

4.4. Партийный контроль 17

5.Цензура в период 1953—1966 годы 18

6. Цензура в период 1966—1986 19

7. Перестройка и  ослабление цензуры 21

Заключение 24

Библиографический список 26

 

 

Введение

 

  Цензура в СССР — это контроль советских государственных органов и органов коммунистической партии над содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинематографических и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, которые власть полагала вредными или нежелательными.

  Цель моей работы заключается в том, чтобы проанализировать историю цензуры в тот период, когда она приобретает тотальный характер, то есть в период советской власти.

  В связи с целью, были поставлены основные задачи: обозначить работу основных институтов цензуры, проследить процесс централизации ее в руках правящей партии.

  Для работы над темой, в качестве основного материала, была использована книга Г.В. Жиркова «История цензуры в России XIX–XX вв.». В ней автор показывает развития отечественной печати и характер ее взаимоотношений с цензурой в различные периоды существования нашего государства.

  В книге А.В. Блюма «Советская цензура эпохи большого террора», основанна на секретных документах Главлита СССР. А также и другие его работы, касающиеся советской цензурной политики.

  Так же в работе использованы статьи российских журналистов и деятелей культуры.

 

 

 

1.Исторические предпосылки

 

Собственно цензура существовала в России со второй половины XVI века, когда появилось книгопечатание, сначала как религиозная, а затем  и светская.До последней четверти XVIII века фактически существовала монополия  государства на печать книг. «Эпохой цензурного террора» или «мрачным семилетием» называют последние годы царствования Николая I — (1848—1855). Арлен Блюм писал, что есть много общего между методами цензуры этого периода и методами коммунистической цензуры1.

Одним из самых именитых обличителей цензуры того времени  был Михаил Салтыков-Щедрин. Несмотря на все препоны, в 1901—1916 годах в  России печаталось 14 тысяч периодических  изданий, из них 6 тысяч в Петербурге и Москве. Цензура в дореволюционной России была суровой, но в Советском Союзе она приобрела новое качество, стала всеобъемлющей, всесильной.

2.Введение цензуры в Советской России

 

Жёсткая цензура была введена  большевиками вскоре после захвата  власти в России. Были захвачены  типографии и прекращено печатание  «буржуазных» газет.

Уже 27 октября (9 ноября) 1917 года Совнаркомом был выпущен «Декрет  о печати», по которому закрывались газеты призывающие к неповиновению правительству; сеющие смуту путём клеветнического извращения фактов; призывающие к действиям преступного характера.

На основании «Декрета о печати» с октября 1917 по июнь 1918 были закрыты или прекратили существование  более 470 оппозиционных газет.2

 

4 (17) ноября Всероссийский  центральный исполнительный комитет  большинством голосов принял  резолюцию большевистской фракции  о поддержке политики Совнаркома  в области печати. 6 (19) ноября собрание  уполномоченных Союза рабочих  печатного дела, руководимое меньшевиками, решило начать всеобщую забастовку  протеста против закрытия газет.  Центральные комитеты меньшевистской  и эсеровской партий, Петроградская  городская дума, Союз рабочих  печатного дела создали «Комитет  борьбы за свободу печати».  Однако забастовка не состоялась, поскольку её не поддержало  большинство полиграфистов.3

8 ноября 1917 года Совнаркомом  был выпущен декрет «О монополии  на печатание объявлений», по  которому печатать объявления  могли только издания правительства.  Это лишило все остальные издания  денежных поступлений.

28 января 1918 года Совнарком  принял декрет «О революционном  трибунале печати» по которому  за «контрреволюционные выступления»  полагались различные наказания  — от штрафа и закрытия газеты  до лишения политических прав  или свободы. Трибунал обладал правом закрывать издания, распространяющие ложную информацию. Трибуналы печати существовали до мая 1918 года.

4 марта 1918 года было  принято Постановление СНК «О  контроле в кинопредприятиях»,  подчинившее частный кинематограф  местным Советам, а в августе  1919 года вся фото- и кинопромышленность  были национализированы.

В 1918—1919 годах были конфискованы все частные типографии и бумажная промышленность, таким образом, ни один орган печати уже не мог появиться без разрешения правительства. Юридическая основа такой ситуации была подведена в Конституции РСФСР 1918 года, по которой свобода слова гарантировалась только рабочим и беднейшему крестьянству, но не всем остальным классам общества.

2.1Военная цензура и политконтроль ОГПУ

 

В связи с началом Гражданской  войны на занимаемой РККА территории страны появилась военная цензура, которая контролировала всю информацию, связанную с военной тематикой. Вначале цензурой занимался Реввоенсовет и Наркомпочтель, в 1921 году все функции  военной цензуры были переданы ВЧК (позднее ОГПУ).

21 июня 1918 года председатель  Реввоенсовета Республики Лев  Троцкий утвердил «Положение  о военной цензуре газет, журналов  и всех произведений печати  повременной» и «Перечень сведений, подлежащих предварительному просмотру». Была также разработана «Инструкция  военным цензорам», создано военно-цензурное  отделение оперативного отдела  РВСР. 23 декабря вышло в свет  новое «Положение о военной  цензуре». В рамках этого положения  учреждались военно-цензурные отделы. Положение ежегодно уточнялось и совершенствовалось.

10 августа 1920 года Реввоенсовет  принял документ, согласно которому  все редакции газет, издательства, фотографии и т. д. должны  были «представлять в двух  экземплярах гранок и полос  на предварительную военную цензуру  весь предполагаемый к опубликованию  печатный материал (за исключением  бланков, торговых книг и т.  п.), а по выходе в свет высылать  в Управление военной цензуры  по 2 экземпляра печатного материала,  процензурованного предварительной  цензурой». «Все киноиздательства  при выпуске новой киноленты  должны приглашать представителя  военной цензуры на пробный  сеанс».4 При этом функции военной цензуры почт, газет и телеграфов были переданы в Особый отдел ВЧК. Полная передача всех функций военной цензуры в ВЧК была завершена в августе 1921 года.

21 декабря 1921 года в  рамках ОГПУ был организован  отдел политконтроля, который  занимался перлюстрацией почтово-телеграфной  корреспонденции. Полномочия этого  отдела были шире, чем у упразднённой  немногим ранее военной цензуры:  помимо перлюстрации и изъятия  корреспонденции, сотрудники этой  службы вели наблюдение за  работой типографий, книжных магазинов,  просматривали ввозимые и вывозимые  из страны печатные издания,  полиграфическую и кинопродукцию,  с 8 марта 1922 года осуществляли  политический контроль за деятельностью  театров и кинотеатров.

 В дальнейшем сотрудники политконтроля вносили на рассмотрение руководства предложения об отмене разрешительных постановлений Главлита и Главреперткома по литературным произведениям.

В течение августа 1922 года работники политконтроля проверили 135 000 из 300 000 поступивших в РСФСР из-за границы почтовых отправлений и отцензурировали все 285 000 писем, отправленных из РСФСР за границу.[35]

2.2 Цензура после Гражданской войны

 

После окончания Гражданской  войны и провозглашения новой  экономической политики в РСФСР  появилось много новых частных  издательств, газет и журналов, вошёл  в обиход термин «неп» — независимая  печать, а партийно-советская пресса оказалась в «тягчайшем кризисе».5 В это же время произошла публичная дискуссия между Г. И. Мясниковым, призывавшим к демократизации, в том числе к «свободе слова и печати» — «свободе печати от монархистов до анархистов включительно», и В. И. Лениным.

 

В ответ на предложения Мясникова Ленин написал:6

 

«Свобода печати в РСФСР, окружённой врагами всего мира, есть свобода политической организации буржуазии и её вернейших слуг — меньшевиков и эсеров. Это факт неопровержимый. Буржуазия (во всём мире) ещё сильнее нас и во много раз. Дать ей ещё такое оружие, как свобода политической организации (свободу печати, ибо печать есть центр и основа политической организации), значит облегчать дело врагу, помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем».

 

Кроме известной фразы  о том, что «важнейшим из всех искусств … является кино», Ленин в той  же самой беседе с А. В. Луначарским заявил:7

«Конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место».

Ленин требовал более жёстких  цензурных ограничений, а также  санкционировал высылку из России большой  группы литераторов, философов и  других учёных и деятелей культуры, которых большевики считали врагами  советской власти .

3. Централизация цензуры

 

В 1920-е годы разрозненные органы цензуры были централизованы. Главным из них в итоге многочисленных преобразований и реорганизаций  стал «Главлит» — Главное управление по делам литературы и издательств. Созданная в эти годы система  цензуры оказалась настолько  эффективной, что просуществовала  без принципиальных изменений до самого распада Советского Союза.

В течение этого периода  цензурные ограничения усиливались. Происходило внедрение сотрудников  ОГПУ в среду литераторов для  выявления и пресечения публикации «антисоветских» произведений. Одной  из первых жертв цензуры стал Михаил Булгаков. Кроме того, запрещалось  распространять информацию о Соловецких концлагерях, о крушениях поездов, отчёты о заседаниях Комиссии по делам  несовершеннолетних, «сведения о  забастовках, массовых антисоветских  выступлениях, манифестациях, о беспорядках  и волнениях» и многое другое. Были взяты под контроль репертуары театров, лекции в сельских клубах и даже стенгазеты.

В 1925 году был введён запрет на публикацию информации о самоубийствах  и о случаях умопомешательства  на почве безработицы и голода; нельзя было писать «о заражённости хлеба  долгоносиком, клещом и прочими вредителями, во избежание паники… и злонамеренного истолкования этих сведений».8

 

 

3.1 Госиздат

 

По мнению историков, важную роль в становлении советской  цензуры сыграл период 1919—1921 годов, когда была предпринята первая попытка  централизации контроля. Для этого  путём слияния издательских отделов  ВЦИК, Московского и Петроградского советов и ряда других было создано  «Государственное издательство РСФСР» (Госиздат). 21 мая 1919 года было обнародовано Положение ВЦИК о Государственном  издательстве. Руководителем Госиздата  был назначен Вацлав Воровский. Госиздат стал государственным органом и  выполнял централизованные цензурные  функции всей издательской отрасли до появления Главлита. Цензурой в составе Госиздата занимался Политотдел.

3.2Создание Главлита

6 июня 1922 года декретом  Совнаркома РСФСР было создано  Главное управление по делам  литературы и издательств при  Наркомпросе с целью «объединения  всех видов цензуры печатных произведений». Формально Главлит подчинялся Наркомпросу, а с 1946 года — Совету министров СССР, но реально цензура практически изначально контролировалась партийными органами.

После создания СССР Главлит  организовал местные структуры: республиканские Главлиты и сеть местных облгорлитов. Единственной республикой, не имевшей отдельного республиканского Главлита, была РСФСР, её курировал союзный Главлит.

9 февраля 1923 года в  рамках Главлита создан Главрепертком  для контроля за всеми зрелищными  мероприятиями.9

В 1925 году под грифом «Совершенно  секретно» Главлит выпустил первый «Перечень сведений, составляющих тайну  и не подлежащих распространению в целях охранения политико-экономических интересов СССР». Текст первого списка имел 16 страниц и содержал 96 пунктов.

В дальнейшем появился термин «залитовать» — заверить у цензора  Главлита, получить разрешение на публикацию.

«Без разрешительной визы органов Главлита не могло появиться ни одно печатное произведение, имеющее хотя бы оттенок вербального смысла, — вплоть до почтовой марки, визитной карточки, спичечной наклейки и пригласительного билета».10

От контроля Главлита (то есть от любой цензуры за исключением  военной) были освобождены издания  РКП(б), Коминтерна, издания Госиздата, «Известия ВЦИК», научные труды Академии наук.

13 апреля 1928 года постановлением  Совнаркома был создан единый  орган для руководства всей  сферой культуры — Главискусство.  Его функции настолько часто  пересекались с функциями Главреперткома, что 26 февраля 1929 года Наркомпрос  издал распоряжение «О разграничении  функций между Главреперткомом  и Главискусством», по которому  на Главрепертком возлагался  «политический контроль за репертуаром  зрелищных предприятий» без вмешательства  «в ту или иную трактовку  или стиль публичного исполнения (постановки) произведения»11

Информация о работе Цензура в СССР