Цензура в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:06, реферат

Описание

Цензура в литературе всегда была актуальной проблемой, особенно в период советской власти. В те времена многое было под запретом, многого нельзя было говорить, поэтому осуществлялся жесткий контроль над тем, что должно содержаться в советской печати.
Целью моей работы является рассмотрение цензуры в советской партийной литературе. Для этого я рассмотрела 3 статьи, которые, на мой взгляд, достаточно раскрывают тему моей работы: 1)Ленин. Партийная организация и литература, 2) Брюсов. Свобода слова, 3) Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) О журналах "Звезда" и "Ленинград" от 14 августа 1946 г. — О журналах "Звезда" и "Ленинград".

Работа состоит из  1 файл

реферат Носков.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

    Ведение 

    Цензура в литературе всегда была актуальной проблемой, особенно в период советской  власти. В те времена многое было под запретом, многого нельзя было говорить, поэтому осуществлялся жесткий контроль над тем, что должно содержаться в советской печати.

    В современном мире  цензура есть, но с развитием капиталистических  рыночных отношений она запрещает  только то, что аморально для нашего общества и противоречит закону. Во время Советского союза страну контролировала одна партия и все, что говорилось против нее осуждалось, подвергалось репрессиям и гонениям.

    Целью моей работы является рассмотрение цензуры  в советской партийной литературе. Для этого я рассмотрела 3 статьи, которые, на мой взгляд, достаточно раскрывают тему моей работы: 1)Ленин. Партийная организация и литература, 2) Брюсов. Свобода слова,  3) Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) О журналах "Звезда" и "Ленинград" от 14 августа 1946 г.  — О журналах "Звезда" и "Ленинград". 

 

    Ленин. Партийная организация  и Партийная литература 

    «Литература должна стать партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоне за наживой, - социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме».

    Принцип партийной литературы, по мнению В. И. Ленина, состоит в том,

что «для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела. Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного - единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы».

    Ленин отмечает, что «в этом деле, безусловно, необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию. Все это бесспорно, но все это доказывает лишь то, что литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими частями партийного дела пролетариата. Все это отнюдь не опровергает того чуждого и странного для буржуазии и буржуазной демократии положения, что литературное дело должно непременно и обязательно стать неразрывно связанной с остальными частями частью социал-демократической партийной работы. Газеты должны стать органами разных партийных организаций. Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами - все это должно стать партийным, подотчетным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать, во всю эту работу, без единого исключения, вносить живую струю живого пролетарского дела, отнимая, таким образом, всякую почву у старинного, полуобломовского, полуторгашеского российского принципа: писатель пописывает, читатель почитывает».

    Ленин говорит о создании свободной печати не в полицейском только смысле, но также и в смысле свободы от капитала, свободы от карьеризма, также и в смысле свободы от буржуазно-анархического индивидуализма.

    Здесь речь идет «о партийной литературе и ее подчинении партийному контролю. Каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений. Но каждый вольный союз (в том числе партия) волен также прогнать таких членов, которые пользуются фирмой партии для проповеди антипартийных взглядов. Свобода слова и печати должна быть полная. Но ведь и свобода союзов должна быть полная. Я обязан тебе предоставить во имя свободы слова, полное право кричать, врать и писать что угодно. Но ты обязан мне, во имя свободы союзов, предоставить право заключать или расторгать союз с людьми, говорящими то-то и то-то. Партия есть добровольный союз, который неминуемо бы распался, сначала идейно, а потом и материально, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды. Для определения же грани между партийным и антипартийным служит партийная программа, служат тактические резолюции партии и ее устав, служит, наконец, весь опыт международной социал-демократии, международных добровольных союзов пролетариата, постоянно включавшего в свои партии отдельные элементы или течения, не совсем последовательные, не совсем чисто марксистские, не совсем правильные, но также постоянно предпринимавшего периодические «очищения» своей партии. Теперь партия  становится массовой, теперь мы переживаем, крутой переход к открытой организации, теперь к нам войдут неминуемо многие непоследовательные (с марксистской точки зрения) люди, может быть, даже некоторые христиане, может быть, даже некоторые мистики. У нас крепкие желудки, мы твердокаменные марксисты. Мы переварим этих непоследовательных людей. Свобода мысли и свобода критики внутри партии никогда не заставят нас забыть о свободе группировки людей в вольные союзы, называемые партиями».

    Говоря  о свободе, Ленин отмечает что, «в обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной.» Писатели не свободны от «буржуазного издателя», от «буржуазной публики, которая требует порнографии в рамках и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству. Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазия или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность)».

    «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.

    И мы, социалисты, разоблачаем это  лицемерие, срываем фальшивые вывески, - не для того, чтобы получить неклассовую  литературу и искусство (это будет  лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу.

    Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих).

    Вся социал-демократическая литература должна стать партийной. Все газеты, журналы, издательства и т. д. должны приняться немедленно за реорганизационную работу, за подготовку такого положения, чтобы они входили целиком на тех или иных началах в те или иные партийные организации. Только тогда «социал-демократическая» литература станет таковой на самом деле, только тогда она сумеет выполнить свой долг, только тогда она сумеет и в рамках буржуазного общества вырваться из рабства у буржуазии и слиться с движением действительно передового и до конца революционного класса».

    Статья впервые опубликована в газете «Новая жизнь», № 12, 13 ноября 1905 г. Печатается по изданию: В.И. Ленин. Полн. собр. соч. - Т. 12. - С. 99-105.  

  Брюсов В. Свобода слова 

    Брюсов  критикует статью Ленина о партийной  литературе, говоря, что на самом  деле «свободная (внеклассовая) литература для него – отдаленный идеал, который может быть осуществлен только  в социалистическом обществе будущего. Пока же «лицемерно свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе» Ленин противопоставляет «открыто связанную с пролетариатом литературу». Брюсов отмечает, что по точному смыслу его определений обе литературы не свободны. Первая тайно связана с буржуазией, вторая – открыто – с пролетариатом.

    Социал-демократы  добивались свободы исключительно  для себя. Свободе слова Ленин противопоставляет свободу союзов и грозит писателям беспартийным исключением из партии для проповеди антипартийных взглядов. Нет сомнения, что угроза Ленина «прогнать» имеет довольно обширный смысл: утверждаются положения социал-демократической доктрины, как заповеди, против которой не позволены (членам партии) никакие возражения.

    Ленин готов предоставить право «кричать, врать и писать что угодно», но за дверью. Он требует расторгать союз с людьми, «говорящими что-то не так». Итак, есть слова, которые запрещено говорить. «Партия есть добровольный союз, который неминуемо распался бы, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды». Итак, есть взгляды, которые высказывать запрещается. «Свобода мысли и свобода критики внутри партии никогда не заставят нас забыть о свободе группировок людей в вольные союзы». Иначе говоря, социал-демократической партии дозволяется лишь критика частных случаев, отдельных сторон доктрины. Тех, кто отважиться на это, надо «прогнать». В этом решении – фанатизм людей, не допускающих мысли, что их убеждения могут быть ложны. Отсюда – один шаг  до заявления халифа омара: «Книги, содержащий то же что Коран – лишние, а содержащие иное – вредны».

    Социал-демократы  дают сходное определение: «Свобода слова есть возможность говорить все, что согласно с принципами социал-демократии». Такая свобода не может удовлетворить нас, тех, кого Ленин презрительно обзывает «гг. буржуазные индивидуалисты и сверхчеловеки». Для нас такая свобода  кажется лишь сменой старых цепей на новые. Пусть прежде писатели  были закованы в кандалы, а теперь им предлагают связать руки мягкими пеньковыми веревками, но свободен лишь тот, на ком нет даже оков из роз и лилий. «Долой писателей беспартийных!» - восклицает Ленин. Следовательно, беспартийность, т.е. свободомыслие, есть уже преступление. Ты должен принадлежать партии, иначе - «долой тебя!» Но в нашем представлении, свобода слова неразрывно связана со свободы суждения и уважением к чужому убеждению. Для нас дороже всего свобода исканий, хотя бы она привела к крушению всех наших верований и идеалов. Где нет уважения к мнению другого, где ему только надменно предоставляют возможность «врать», не желая слушать, там свобода  - фикция 

Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) 
           О журналах "Звезда" и "Ленинград" от 14 августа 1946 г.  — О журналах "Звезда" и "Ленинград"
 

         ЦК ВКП (б)    отмечает,    что    издающиеся   в   Ленинграде литературно-художественные  журналы "Звезда" и "Ленинград"  ведутся совершенно неудовлетворительно.

         В журнале   "Звезда"   за   последнее   время,   наряду   со значительными   и  удачными  произведениями  советских  писателей, появилось   много безыдейных,  идеологически  вредных произведений. Грубой  ошибкой  "Звезды"  является  предоставление  литературной трибуны  писателю Зощенко,  произведения которого чужды советской литературе. 

    Редакции  "Звезды"  известно,  что   Зощенко   давно специализировался  на писании пустых,  бессодержательных и пошлых вещей,   на   проповеди   гнилой   безыдейности,    пошлости    и аполитичности,  рассчитанных  на то,  чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить  ее  сознание.  Последний  из  опубликованных рассказов Зощенко  "Приключения  обезьяны"  ("Звезда",  № 5-6  за 1946 г.)  представляет  пошлый пасквиль  на  советский  быт  и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей  в  уродливо карикатурной форме,  клеветнически представляя советских    людей    примитивными,   малокультурными,   глупыми, с   обывательскими   вкусами   и   нравами.  Злостно  хулиганское изображение   Зощенко   нашей   действительности   сопровождается антисоветскими выпадами.

         Предоставление страниц  "Звезды"  таким  пошлякам и подонкам литературы,  как Зощенко,  тем более  недопустимо,  что  редакции "Звезда"   хорошо   известна  физиономия  Зощенко  и  недостойное поведение его во время войны,  когда Зощенко,  ничем  не  помогая советскому  народу  в  его  борьбе  против  немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь  как  "Перед  восходом  солнца", оценка  которой,  как  и  оценка всего литературного "творчества" Зощенко, была дана на страницах журнала "Большевик".

         Журнал "Звезда" всячески популяризирует  также  произведения писательницы  Ахматовой,  литературная и общественно-политическая физиономия    которой     давным-давно     известна     советской общественности.  Ахматова  является  типичной  представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии.  Ее стихотворения, пропитанные  духом пессимизма и упадочничества,  выражающие вкусы старой     салонной     поэзии,     застывшей     на     позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве для искусства",  не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред  делу  воспитания  нашей  молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе.

Информация о работе Цензура в литературе