Быт и нравы Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:41, реферат

Описание

В истории Руси был период язычества с его повседневным опытом, дошедшим до нас благодаря сохранившимся мифам и некоторым обычаям. Была культура русского крестьянства и русского неоднородного духовенства. Свой уклад жизни, свой круг чтения, свои жизненные обряды, формы досуга имели и купец, и городской житель-мещанин. Отличной

Содержание

Введение 2
Быт древних славян 2
1. Первоначальный быт русских славян 2
2. Дохристианский быт русских славян 2
3. Влияние церкви на гражданский быт 2
Обычаи, нравы и верования 2
Заключение 2
Список литературы и материалов использованных в работе: Ошибка! Закладка не определена.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

В особенности  восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях  и проповедях, в беседах и разговорах представители духовенства деятельно  учили господ быть милосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек и христианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были редки, хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, и дурное обращение с рабами стало почитаться «грехом».

Так широко было влияние церкви на гражданский быт  языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как  политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства, - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Обычаи, нравы и верования

 

Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища – религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой – привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми. 

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной – пиршеством и воинскими играми.

Известно, что  у восточных славян сохранялась  еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все  народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца – Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии – Перун, богом ветра – Стрибог, покровителем скота – Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь – Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога – Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще  не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения  богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначальником жизни – Родом и с его  Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски  – «щур». Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках – водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные  со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря –  колядовали, ходили по домам ряженые  с песнями и прибаутками, славили  хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы – проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Заключение

 

Благодаря сохранившимся  мифам и некоторым обычаям  со времен Древней Руси, в настоящее  время отчетливо представляется период язычества и начала христианизации со своим повседневным опытом. Ведь вся культура славянского бытия, русского крестьянства и русского неоднородного духовенства дошла до нас в обычаях и традициях, обрядах и ритуалах, играх и праздниках.

Большая часть  народных праздников возникла во времена  еще самого глубокого язычества, когда с богослужебными обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции. Когда христианство пришло на смену язычеству, то языческим обрядам был положен конец. Но множество из них, не входящих в состав прямого языческого богослужения, сохранилось до сих пор в форме увеселений, обычаев, празднеств. Некоторые из них постепенно стали неотъемлемой частью христианского обряда.

Практически не потерпели больших изменений  и свадебные и похоронные ритуалы. Например, привычный в нынешнее время обряд погребения усопших в землю сохранился со времен крещения Руси. Свадебный обычай, например, похищение невесты, который был обязательным у древних славян, оставался также неизбежным у русских, действует до сих пор, что придает современной свадьбе больше красок и радости.

Таким образом, сколько бы лет, веков не прошло, история культуры государства Российского  не потеряет свою актуальность, ведь весь ныне существующий уклад жизни достался нам из далекой древности. И наша задача состоит в сохранении, поддержании и развитии всех обычаев и традиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

 

Литература:

  • Деревянко А.П. / История России с Древнейших времен до конца XX века / учеб. пособ. / 2009.;
  • Проценко О.Э. История восточных славян с древнейших времен до конца XVIII в.: учеб.-метод. пособ. / 2002.;
  • Забылин М. / Русский народ: Обычаи, обряды, предания, суеверия / 2008.;
  • И.Я.Фроянова / История России от древнейших времен до начала XX в. / учебник  для ВУЗов / 2006г.;
  • М. Эксмо / История русской культуры. / учеб. пособ. / 2006

Информация о работе Быт и нравы Древней Руси