Был ли неизбежен распад Советского Союза?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:27, доклад

Описание

Криминализация общества и очевидная тупиковость “реформ", приведших к варварской капиталистической приватизации и всеобщему ограблению народа, побуждают многих россиян задуматься об истоках и причинах нынешнего положения. Иногда можно встретить утверждения, будто, а СССР был системный кризис социализма и его крушение было неизбежным. В действительности наблюдался кризис определенного этапа развития социализма, ибо подобно капитализму социализм также проходит через разные стадии развития. Но, как справедливо отметил в книге “Катастройка” известный социолог А. Зиновьев, никаких изменений государственной и социально-экономической системы не нужно было делать, за исключением системы управления и планирования экономики.

Содержание

1.Распад СССР
2. Заключение
3. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Серега.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

Поддавшись на соблазн витрин магазинов в западных странах, отечественные трубадуры “перестройки” объявили переход к рыночной экономике главной целью экономической реформы. Все марксистские по­нятия при этом были отброшены. 

При социализме, как известно, возможны лишь отдельные элементы рыночных отношений, из которых изъяты труд, капитал, земля, городское хозяйство и т. д. При этом государственное планирование не допускает анархии производства. Рыночная экономика в полном объеме - это синоним капи­талистического способа производства. 

Мировой опыт, однако, давно развеял миф о том, что  только частная собственность может  якобы создать настоящего хозяина  и обеспечить самые высокие результаты. Франклин Рузвельт вывел США из жесточайшего кризиса 30-х годов, вызванного стихией свободного рынка, планированием, контролем и регулированием цен и процентных ставок. Во многих развитых странах государственные предприятия работают не хуже частных. 

Принятые при  М. С. Горбачеве новые законы о  государственном предприятии и  о кооперативах открыли дорогу некоторым хозяйственникам к невиданному обогащению. У них, как писала впоследствии газета “Правда”, появилась возможность “оставить основные фонды предприятий в собственности государства, а прибыль распределять частным образом. Именно тогда, в конце 80-х, на месте гигантов промышленности и даже целых министерств возникли АО, фирмы, концерны, первым из которых оказался, кстати, Газпром. Рядом с новообразованным полугосударственным-получастным АО возникал банк. ...Таким образом, в формирующейся постсоветской банковской системе накапливались деньги, необходимые для того, чтобы выкупить целые отрасли. Навстречу же накоплению денег шел процесс износа и устаревания основных фондов предприятий, которые не менее пяти лет работали вообще без вложений на обновление, а иногда и на текущий ремонт. Таким образом, наша промышленность становилась фантастически дешевой, подчас завод стоил меньше, чем забор, его окружающий”4. 

Советы трудовых коллективов, созданные на основе закона 1987 г., оказались фикцией. Однако их использовали для того, чтобы на место “строптивых красных директоров” избрать тех, кто был готов принять новые правила игры. Итогом выборных вакханалий на предприятиях явилась замена многих первоклассных хозяйственников нахрапистыми горлопанами, которые немедленно стали создавать для себя на предприятиях прибыльные кооперативы. Таким образом, под ширмой внедрения рыночных отношении насаждался капитализм. Почему это стало возможным? 

С естественной сменой поколений руководящий эшелон власти СССР вначале покинула ленинская гвардия партийцев, а затем — участники Великой Отечественной войны. Стала складываться новая партийно-государственная номенклатура, утратившая связь с революционными традициями народа, но наделенная большими привилегиями. Рекрутирование номенклатуры в СССР осуществлялось не по элитарному отбору, как на Западе (в самом элитарном отборе есть две стороны: негативная — если он связан с социальным происхождением — и позитивная — если он основан на конкуренции знаний и способностей). Главным критерием отбора в нашей стране считались: стаж на руководящей работе в партийных, советских и комсомольских организациях, а также на производстве и “политическая зрелость”, а фактически в большинстве случаев — родственные связи, личная преданность вышестоящему начальству, угодничество и подхалимаж, отсутствие собственных убеждений и нравственной позиции, знание негласных правил аппаратной игры, умение вовремя отрапортовать. 

Конечно, это  не означало, что в состав советской  политической элиты и особенно на ее нижние и средние уровни не попадали достойные люди с высокими интеллектуальными, волевыми и другими положительными личными качествами. Но “номенклатурные правила” создавали для них искусственные препоны для продвижения наверх. 

Долголетнее разрушительное воздействие номенклатурной системы привело к вырождению советской руководящей элиты, которая стала утрачивать привязанность к социализму и ориентироваться на западные ценности и в особенности на частную собственность. Высокая должность на иерархической лестнице стала капиталом в прямом смысле этого слова. За “место под солнцем” шла жестокая борьба. Сложился определенный тип чиновника и партийного функционера — беспринципного карьериста, продвигающегося “наверх” с помощью родственных или приятельских связей. Номенклатура все более обособлялась в особую социальную группу, которая стремилась закрепить за собой государственную власть. Должность откровенно рассматривалась как возможность пользоваться определенной частью государственной собственности. При этом чем она была выше, тем шире становились эти возможности. 

Произошло значительное пополнение элитарного слоя. К нему стали относиться не только высшие партийные функционеры, но и высокопоставленные министерские чиновники, директора  крупных предприятий и учреждений. Элита создала в своей среде замкнутые кланы, корпорации, обеспечивавшие ее привилегии. Некоторые профессии превратились в наследуемые. 

И вот наступил момент, когда советской элите  стало тесно в старых рамках социалистической демократии и она попыталась изменить общественный строй в.своих интересах. Этот процесс ускорился во время горбачевской “перестройки”. Номенклатура хотела закрепить свое фактическое господство юридическим путем, оформить права частной собственности на государственное имущество. Но для этого было необходимо уничтожить ту самую социалистическую собственность и соответствующую ей политическую надстройку, которые в течение десятилетий составляли основу ее господства. Жесткая централизация власти, слияние партийного и государственного аппарата, сложившиеся в революционный период, на новом этапе развития общества стали в определенной мере тормозом. 

Более или менее  широкая общественная поддержка  М. С. Горбачева продолжалась приблизительно до 1988 г., до тех пор, пока в его  действиях не появились неуверенность, маневрирование и шараханье из стороны в сторону. 

Одной из причин развала СССР стал и международный  фактор. В результате действий “пятой колонны” — агентов влияния, подкармливаемых  Западом (бесплатные командировки за рубеж, гонорары за публикации и чтение лекций),— начала разрушаться социалистическая идеология. Сам М. С. Горбачев оказался подлинной находкой для Запада. Однажды он сказал, что мы, мол, все (вместе с США) проиграли в “холодной войне”. Нет, Михаил Сергеевич! “Холодную войну” проиграли только Вы, ибо ее хорошо известной целью было разрушение социализма всеми возможными методами — военным давлением, экономическим эмбарго и подрывом изнутри с помощью идеологических диверсий. 

Советский разведчик  Н. С. Леонов в книге воспоминаний “Лихолетье” отмечает, что во второй половине 80-х годов “наблюдался заметный перекос в приоритетах государственного руководства. Все главные заботы должны были быть связаны с социально-экономическими проблемами, внутренней политикой, национальными проблемами — от их решения зависели и судьба строя, и завтрашний день государства, но руководство страны в лице Горбачева упорно тянуло в сферу внешней политики”5. 

В проведении пораженческой  внешней политики тогдашний Генсек КПСС шел на недопустимые импровизации, опираясь не на мнение ЦК (который он к тому же “почистил” в своих персональных интересах) и даже не на мнение всех членов Политбюро, а на крайне узкий круг своих ближайших соратников, в первую очередь Э. А. Шеварднадзе и А. Н. Яковлева. 

Москва проявила полную пассивность в отношении событий в Восточной Европе в 1989 г., которые вряд ли стали бы развиваться по катастрофическому сценарию в контрреволюционном направлении, не будь примера команды Горбачева. 

В книге французского политолога Р. Фритш-Бурназель “Объединенная  Германия в новой Европе” приводится любопытный документ, показывающий, что  среди советников М. С. Горбачева  находились люди, рекомендовавшие “пожертвовать” социалистической ГДР в интересах  строительства “общеевропейского дома”. Так, весной 1989 г. в западногерманском журнале “Шпигель” была опубликована статья заведующего отделом внешней политики Института экономики мировой социалистической системы В. Дашичева, в которой режим ГДР объявлялся препятствием к снижению напряженности между Востоком и Западом. В дальнейшем, как известно, вывод советских войск с территории ГДР не был обусловлен никакими обязательствами со стороны НАТО. 

Выступая в  Страсбурге перед Советом Европы 7 июля 1989 г., М. С, Горбачев прямо отверг “доктрину Брежнева” (как ее называли на Западе), которая ставила коллективную безопасность социалистических стран в ряд приоритетных целей советской внешней политики. Когда в Восточной Европе увидели, что мы не будем поддерживать правящие коммунистические партии, там начались обвальные антикоммунистические государственные перевороты. 

Страны Восточной  Европы были слабым звеном социализма, еще не окрепшим и уязвимым для  внешнего давления. Воздействие западной пропаганды в них всегда было сильнее, чем в СССР. Для государственного переворота достаточно было иметь хорошо подготовленных диссидентских вождей и просто провокаторов, оплаченных иностранной разведкой. Вспомните, как в Чили путч Пиночета был подготовлен забастовкой водителей грузовиков, снабжавших столицу, которые в прямом смысле были подкуплены ЦРУ. Нечто подобное было возможно сделать и в отношении некоторых представителей интеллигенции и особенно студентов — людей с неустоявшимися взглядами, неустойчивой психикой и неопределенным социальным статусом. 

М. С. Горбачев выдвинул с виду привлекательную, но по сути фальшивую концепцию строительства  “общеевропейского дома”. Главное  тут состояло в следующем: 

Запад мог принять  нас в Европу только как капиталистическое  государство. 

В конце 80-х годов в прессе началась шумная пропагандистская кампания за “новое политическое мышление”, за "общечеловеческие ценности”. Главный тезис сводился к следующему: во внешней политике следует отказаться от идеологических подходов, мы должны войти в "мировую цивилизацию” (точнее, быть принятыми в “клуб” богатых стран на равных правах). 

Западные пропагандистские центры быстро подключились к содействию команде М. С. Горбачева. Выдвинутая Вашингтоном с окончанием “холодной  войны” (к концу 1989 г.) концепция “нового мирового порядка”, отождествляемого с “посткоммунизмом”, стала рассматриваться американскими теоретиками как время войн “четвертого поколения”, когда прямое насилие составляет доли процента от общего ресурса войны и где акцент делается на информацию, идеологию, сложные типы организационного, культурного и психологического оружия6. 

На всех этапах горбачевской “перестройки” на Западе пристально следили за ее ходом. Госсекретарь США Дж. Бейкер в отчете конгрессу  после поездки по республикам  СССР в 1990 г. отмечал: “Мы истратили триллионы долларов за последние сорок лет, чтобы одержать победу в "холодной войне” против СССР”7. 

На основе решения XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988 г.) был созван Съезд народных депутатов  СССР, две трети состава которого избирались населением на альтернативной основе. Функции законодательства были разделены между Съездом и Верховным Советом СССР, избираемым из состава депутатов Съезда. На первый взгляд все было задумано неплохо. Однако в России не было традиций буржуазного парламентаризма. Поэтому, когда М. С. Горбачев стал проводить политическую реформу по западному образцу разделения властей, то она в конце концов разрушила политическую систему социализма. Основатель Советского государства В. И. Ленин создавал Советы по образцу Парижской коммуны, которая соединяла в себе законодательную и исполнительную власть, чтобы быть дееспособной властью перед лицом могущественного в экономическом отношении и политически опытного класса буржуазии. Сущность диктатуры пролетариата проявлялась именно в этом. 

Ряд, казалось бы, малозаметных фактов также повлиял  на развитие обстановки в стране. В 1987 г. были освобождены 700 политзаключенных, многие из которых затем образовали ядро “Демократической России”, поставившей  своей целью устранение КПСС с политической арены. В мае 1988 г. т. н. “Демократический союз” провозгласил себя первой оппозиционной партией. В конце 1987-го — начале 1988 г. практически во всех союзных и автономных республиках, областях и краевых центрах появились неформальные прототипы партий — разного рода союзы, ассоциации и “народные фронты”. 

Все события  в нашей стране шли параллельно  с политическими изменениями  в Восточной Европе, где вышли  на улицу антикоммунистические движения при активном участии интеллигенции  и пассивности рабочего класса. Глядя на эти события, и наша беспартийная, в особенности художественная, интеллигенция “пошла” в политику. 

Информация о работе Был ли неизбежен распад Советского Союза?