Боярская Дума и Земской собор – основные институты сословно – представительной монархии (XVI – XVII в.в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение Боярской Думы и Земского Собора как основных институтов сословно – представительной монархии.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- описать роли Земского Собора и Боярской Думы в управлении государством;
- дать характеристику Соборному Уложению 1649 г. и утверждению крепостного права.

Содержание

Введение 3
1. Боярская Дума и Земские соборы – их роль в управлении государством 5
2. Соборное Уложение 1649 г., утверждение крепостного права 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

8. Боярская Дума и Земской собор – основные институты сословно – представительной монархии (XVI – XVII в.в.).docx

— 38.37 Кб (Скачать документ)

В январе 1565 года земский собор  в Москве действует не как совещание  при царе, а как орган, ведущий  переговоры с царём.

До нас дошли довольно подробные  известия о земском соборе, собранном  во время Ливонской войны в 1566 году. Создание коалиции Ливонского ордена с Польшей, Швецией и Данией, первые неудачи войны и предложение  Польшей невыгодного мира вызвали  потребность в созыве земского собора. Сохранившаяся приговоренная грамота  собора даёт возможность подсчитать его состав: Собор состоял из Боярской думы (30 человек), духовенства (32 человека), дьяков и приказных (33 человека), дворян (20 человек), и торговых людей (75 человек). Последние две группировки, по-видимому, ещё не избранные на местах, а  приглашённые на собор правительством, составляли почти три четверти и  определили те социальные силы, которые  в будущем играли наиболее активную роль в истории земских соборов.

Крайне скудны сведения о соборах 70-80-х годов 16 века.

После смерти царя Фёдора Ивановича  в начале 1598 года был собран земский  собор, на котором присутствовало 417 человек: члены боярской думы, верхи  духовенства во главе с патриархом, дворяне и посадские. Ввиду прекращения  старой династии Рюриковичей по предложению  патриарха собравшиеся «обрали ... на царство» Бориса Годунова.

В начале 17 века, в годы польско-шведской интервенции и народных волнений, земские соборы носили характер узких  по составу, наспех собранных заседаний, выдававших свои решения за мнение «всей земли».

Очень пёстрое по классовому составу  совещание, собранное Д. Пожарским  в Ярославле во время похода второго  ополчения на Москву в 1612 году, называло себя так же земским собором («Советом всея земли»).

Собор, собравшийся в январе 1613 года, после изгнания польских интервентов  из Москвы, был наиболее многолюдным  из всех земских соборов (700-800 человек). Это был единственный Земский  собор, на котором присутствовали представители  стрельцов, казаков и даже черносошных крестьян. На соборе развернулась борьба различных группировок, предлагающих кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого, Д.М. Пожарского, И.В. Воротынского и даже В. Шуйского.

Победила группировка, поддерживавшая кандидатуру Михаила Романова, сына «тушинского» патриарха Филарета, связанного родственными узами с династией  Рюриковичей. Шестнадцатилетний малограмотный  Михаил Романов импонировал некоторым  боярам, один из которых (Ф.И. Шереметьев) выразил эту мысль в частном  письме в таких словах: «Выберем де Мишу Романов, он ещё молод и  разумом не дошёл ... и будет поваден». 7 февраля 1613 года большинство собора высказалось за Михаила Романова, ставшего основателем новой царской  династии.

Первая половина 17 века явилась  периодом расцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы  внутренней и внешней политики государства  решались с помощью земских соборов.

В первые годы правления царя Михаила  Романова в условиях разрухи и  тяжёлого финансового положения  после интервенции и социальных потрясений правительство особо  нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах  основными вопросами были: изыскание  финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

С 20-х годов 17 века государственная  власть несколько окрепла, и земские  соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с  вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в  Польше, в 1636-1637 годах в связи с  войной с Турцией. На этих соборах  были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.

На многолюдном соборе 1642 года члены  Боярской думы, верхи духовенства, а  также представители провинциальных дворян, стрелецких голов и торговых людей занимались изысканием средств  помощи казакам, захватившим в устье Дона мощную крепость крымского хана Азов. Разрешение вопроса за Азов с турским и крымским царём разрывать ли, и Азов у донских атаманов и казаков принимать ли» зашло в тупик. После длительных пререканий сословных групп, входящих в состав собора, было вынесено решение отказать казакам в помощи. На этом же соборе представители поместного дворянства и городов подали челобитные, выражая свои сословные притязания.

Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями  определённых сословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной  власти царя и государственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство  рассчитывало на получение от его  членов информации о положении дел  на местах, а также на моральную  поддержку с их стороны различных  внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий правительства.

Дворяне-помещики и посадские через  земские соборы разрешали свои дела, минуя приказную волокиту. Земский  собор собирался чаще всего в  одной из кремлёвских палат (Гранатовитой, Столовой и др.). Открывал собор дьяк или сам царь. Дьяк зачитывал «письмо» (повестку) для собора (например, на соборе в 1642 году). Ответ на вопросы  повестки давался по «отдельным статьям» каждым сословием. На Земском соборе 1649 года бояре и духовенство заседали отдельно от остальных депутатов. Земские  соборы становились иногда ареной борьбы группировок господствующего класса, отдельных сословий. Характерен в  этом отношении Земский собор 1642 года, на котором каждая сословная  группа, не желая нести военную  или материальную тяжесть войны  с Турцией и Крымом, ссылалась  друг на друга. Впрочем, между помещиками и верхами посада на ряде земских  соборов установилась своеобразная солидарность («единачество») на почве  общего недовольства несовершенством  законодательства и государственного аппарата, засилия бояр.

Продолжительность земских соборов  была различной: от нескольких часов (1645 год) и дней (1642 год) до нескольких месяцев (1648-1649 года) и даже лет (1613-1615 , 1615-1619 , 1620-1622 года).

Решения Земского собора оформлялись  в соборный акт - протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

Падение роли земских соборов тесно  связано с глубокими социально-экономическими сдвигами, произошедшими в Русском  государстве к середине 17 века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили  укрепить государственный строй  России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке  «всей земли» своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое  в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам. С 60-х  годов 17 века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные  совещания.

 

2. Соборное  Уложение 1649 г., утверждение крепостного  права

В начале царствования Алексея  Михайловича начались бунты в  Москве, Пскове, Новгороде и других городах. Это побудило приступить к  новой полной  кодификации.

16 июля 1648 года царь и  дума вместе с собором духовенства  решили согласовать между собой  все источники действовавшего  права и, дополнив их новыми  постановлениями, свести в один  кодекс. Проект кодекса тогда  же было поручено составить  комиссии из бояр: кн. И.И. Одоевского, кн. Сем. В. Прозоровского, окольничего  кн. Ф.Ф. Волконского и дьяков  Гавр. Леонтьева и Фед. Грибоедова (последние были образованнейшими  людьми своего века). Тогда же  решено было собрать для рассмотрения  и утверждения этого проекта  земский собор к 1 сентября. Активное  участие собора в деле составления  и утверждения Уложения не  подлежит сомнению. В частности, 30 октября 1648 г. от дворян и  посадских была представлена  челобитная об уничтожения частных боярских церковных слобод и пашен вокруг Москвы и других городов, а также о возвращении городам перешедших к тем же боярам и монастырям тяглых городских имуществ внутри городов; предложение выборных было принято и вошло в XIX гл. Уложения. Около того же времени “выборные от веся земли” просили о возвращении в казну и раздаче служилым лицам церковных имуществ, неправильно приобретенных церковью после 1580 г., когда всякое новое приобретение было уже ей воспрещено; закон в этом смысле введен в XVII гл. Уложения (ст. 42). Точно так же светские выборные, не находя управы на обиды со стороны духовенству просили подчинить иски на него государственным учреждениями; в удовлетворение этого ходатайства возникла XIII гл. Уложения (о монастырском приказе). Но главная роль собора состояла в утверждении всего Уложения. Обсуждение Уложения закончено в следующем 1649 г. Подлинный свиток Уложения, отысканный по приказанию Екатерины II Миллером, хранится ныне в Москве. Уложение есть первый из русских законов, напечатанный тотчас по утверждении его.

Главнейшая причина  принятия Соборного уложения  заключалась  в обострении классовой борьбы. Царь  и верхушка  господствующего класса, напуганные восстанием посадских, стремились в целях успокоения народных  масс создать видимость облегчения положения тяглового посадского населения. Кроме того, на решение  об изменении законодательства повлияли челобитные дворянства, в которых  содержались требования об отмене урочных  лет.

Уложение  содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие   отрасли  государственного управления. Роль крестьянства в общественной жизни России того времени была значительна - от его жизнедеятельности зависели многие сферы жизни феодального строя. Уложение признает незыблемой и постоянной крепостную зависимость по писцовым и переписным книгам и силу этого отменило урочные годы.

Важно отметить, что крепостное право  включало в себя две формы прикрепления - к земле и к феодалу, на протяжении развития крепостного права соотношение  этих форм менялось. На момент создания Уложения преобладала первая форма  зависимости, что было связано с  высоким удельным весом поместной  системы в феодальном землевладении. Это находит свое отражение в  нормах Уложения. Крестьянин выступает  в нем как органичная принадлежность поместья и вотчины независимо от личности владельца. Это видно, прежде всего, в запрете переводить крестьян с поместья в вотчину, даже в пределах одного владения, запрет этот был распространен  на крестьян, записанных в книгах за поместьями.

Кроме того, крестьянин выступает  в Уложении, как активно действующее  в хозяйственном процессе лицо, он имеет право задержать чужую  скотину, потравившую его хлеб или  хлеб помещика, мог потребовать возмещения ущерба. С возникновением крепостного  права объект собственности феодала  становится комплексным - земля и  сидящий на ней крестьянин. Собственность  феодала на крестьянина в отличие  от собственности рабовладельца  на раба никогда не была полной, но объем  ее менялся с развитием крепостного  права. В середине XVII века крестьянин был уже объектом феодального  права, круг правомочий феодала в  отношении крестьянина был достаточно широк, вместе с тем крестьянин был  наделен и определенными правами, как субъект права. В Уложении 1649 года обе эти взаимосвязанные  стороны правового положения  крестьянина нашли свое отражение.

В Соборном Уложении определялся  статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском  соборе не колебало установленных принципов, напротив, обосновывало, легитимировало их. Преступный умысел (не говоря о действиях), направленный против персоны монарха, жестоко наказывался.

 

Соборное уложение  состояло из 25 глав, включавших   в  себя 967 статей. В этом большом по объему памятнике феодального права  были  систематизированы на более  высоком уровне юридической техники  правовые нормы, действовавшие ранее. Кроме того, имелись и новые  правовые нормы, появившиеся главным  образом под давлением дворянства и чернотяглых посадов.

Все главы Уложения  могут  быть разделены на пять групп:

Гл. I-Х составляют тогдашнее государственное право, здесь ограждается богопочтение (I), личность государя (II) и честь государева двора (III), воспрещается подделка государственных актов (IV), монеты и драгоценных вещей (V), что включено сюда потому, что поселку монеты статут считал преступлением против величества; здесь же паспортный устав (VI), устав военной службы и вместе с ним специальное военно-уголовное уложение (VII), законы о выкупе пленных (VIII) и, наконец, о мытах и путях сообщения (IX).

Гл. Х-ХV содержат устав судоустройства и судопроизводства; здесь (в гл. X) изложено и обязательное право.

Гл. ХVI -ХХ — вещное право: вотчинное, поместное, тяглое (гл. XIX) и  право на холопов (XX).

 Гл. ХХI-XXII составляют уголовное уложение, хотя и во все

прочие части Уложения вторгается уголовное право.

Гл. XXIII-XXV составляют добавочную часть.

Принятие Соборного уложения 1649 г. — значительный шаг  вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В этом законе регулировались не отдельные  группы общественных отношений,  а  все стороны общественно-политической жизни того времени. В связи  с  этим в Соборном уложении 1649 г. нашли  отражение правовые нормы различных  отраслей права. Система изложения  этих норм, однако, была недостаточно четкой. Нормы разных отраслей права часто  объединялись в одной и той  же главе.

Соборное Уложение  1649  г.  во многих отношениях отличается от предшествующих ему законодательных  памятников.  Судебники  XV-XVI  вв. представляли собой  свод  постановлений  преимущественно процедурного, процессуального  свойства.

 

Заключение

 

Михаил Федорович и  Алексей Михайлович Романовы стали  не только родоначальниками династии. За те года, которые они находился у власти, они провели в жизнь множество преобразований, изменив ситуацию, сложившуюся на Руси в конце 16–го и начале 17–го веков.

При них произошел расцвет  промышленности, появились мануфактуры, началось формирование всероссийского рынка, наладились дипломатические и торговые связи, поднялось сельское хозяйство. Благодаря их разумной политике намного улучшилась жизнь простого народа, украшенная Москва стала действительно центром России.

Информация о работе Боярская Дума и Земской собор – основные институты сословно – представительной монархии (XVI – XVII в.в.)