Башкортостан на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание

В Республике Башкортостан созданы три ветви государственной власти: исполнительная (Президент Республики Башкортостан — глава республики и Кабинет Министров Республики Башкортостан — Правительство Республики Башкортостан — орган исполнительной власти, подотчетный Государственному Собранию и Президенту Башкортостан), законодательная (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан — высший представительный и единственный законодательный орган в РБ) и судебная (Конституционный Суд Республики Башкортостан, Верховный суд РБ, Высший арбитражный суд РБ, местные суды).

Работа состоит из  1 файл

Башкортостан на современном этапе развития.docx

— 35.64 Кб (Скачать документ)

            В республике  не было единой — положительной  или отрицательной оценки подписанного договора. Вместе с тем, закрепление положений, противоречащих российскому законодательству и нормам международного права (нигде нет пояснений, что такое «суверенное государство» в составе государства), позволили органам государственной власти в республике создать свою самостоятельную государственно-правовую систему.

            Двойственность  и расплывчатость формулировок  в договоре между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти Республики Башкортостан  позволяют последним трактовать  федеральное законодательство по  своему усмотрению и принимать  собственные нормативные акты, формально  находящиеся в противоречии с  правовыми актами, принятыми в Центре.  
 
 

   

  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БАШКОРТОСТАНА В СОСТАВЕ РОССИИ

        За счет относительно меньшего спада, а также экспортных и других возможностей. Башкортостан сохранил, а по ряду позиций укрепил  свое положение в Российской Федерации. В 90 годы Башкортостан население, которого составляло 2,8 процента населения России, занимая 0,8 процента территории, производит 2,8 процента валового регионального продукта Российской Федерации, 2,7 процента продукции промышленности, 3,9 процента продукции сельского хозяйства, 2,9 процента инвестиций в основной капитал, вводит в действие 4,9 процента общей площади жилья. Башкортостан среди 89 Субъектов российской Федерации занимает: 8-ое место по объему промышленной продукции, 3-е место по объему продукции сельского хозяйства, 4-е место по объему инвестиций в основной капитал, 3-е место по вводу в действие жилья. Башкортостан переместился по производству валового регионального продукта на душу населения с 29-го места в 1994 году на 20-е место в 1998 году, по инвестициям на душу населения с 46-го места в 1991 году на 26-е место, по товарообороту на одного жителя с 53-го места в 1991 году на 24-е место.

        Республика улучшает свои показатели по потреблению населением продуктов питания на душу населения. Так, по среднедушевому потреблению  мяса и мясопродуктов она с 14-го места в 1992 году переместилась на 6-е место в 1997 году, молока и молочных продуктов с 17-го на 4-е, яиц с 26-го на 18-е место.

        Республика Башкортостан является крупнейшим производителем некоторых  видов промышленной продукции. Доля республики в общероссийском объеме производства автомобильного бензина, дизельного топлива, топочного мазута составляет 20, каустической соды – 24, синтетического каучука – 27, полиэтилена- 23, стальной проволоки – 48, картонажных подъемников  – 100, серного колчедана – 78, кальцинированной соды – 59, средств химической защиты растений – 76, спиртов бутиловых и изобутиловых – 89, осветительных ламп – 24, металлорежущих станков – 18 процентов.

    1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Основным  структурным пластом экономики  Башкортостана является промышленность, в ней сосредоточено 56 процентов  основных производственных фондов и 34 процента численности работников, занятых  в материальном производстве. Базой  для развития промышленности Башкортостана, как и раньше, служат его природные  богатства: нефть, руды железных и цветных  металлов, лес, уголь, химическое сырье  и др. К настоящему времени экстенсивный путь развития промышленности Башкортостана  исчерпал себя.

        В настоящее время  укрупненная структура промышленности представлена следующими комплексами: топливно-энергетический, нефтехимический, машиностроительный, лесопромышленный, строительный, агропромышленный. Резко  сократились объемы продукции военно-промышленного комплекса.

        В последние годы Башкортостан стабильно входит в  первую десятку российских регионов по производству валового регионального  продукта, по объему промышленной продукции, по объему подрядных работ в строительстве, по инвестициям в основной капитал.

        В области промышленности большое значение имеет закон  «О промышленной политике в Республике Башкортостан». Он направлен на сохранение и дальнейшее приумножение индивидуального  потенциала, обеспечивающего наиболее крупную долю поступлений в бюджет и внебюджетные фонды республики, а также трудовую занятость населения.

        Конкретно итоги 1999 года. Если характеризовать его в  целом, то он стал годом, в котором  отчетливо наметились позитивные тенденции  в экономике: объем валового регионального  продукта увеличился на 3,9 процентов. В Российской Федерации рост валового внутреннего продукта составил 3,2 процента. Выпуск промышленной продукции за 1990 – 1999 годы сократился в Российской Федерации на 51,1 процент, в республике на 42,9 процентов.

        В целом по республике за 1999 год объем промышленной продукции  составил 106,5 процентов по сравнению с 1998 годом. В некоторых отраслях рост производства был выше, он по сравнению с 1998 годом составил: в машиностроении и металлообработке – 49,7, черной металлургии – 13,6, цветной металлургии – 20,2, химической и нефтехимической промышленности – 46 процентов.

        Вместе с тем, в  силу существующих проблем с обеспеченностью  сырьем, ниже уровня 1998 года сложились  результаты в топливной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.

        Некоторые отрасли  промышленности начали приближаться к  уровню 1990 г., когда началось падение  производства. Уровень 1999 года к уровню 1990 года составил: в цветной металлургии  – 94,1, химии и нефтехимии – 91,1, медицинской  – 79,7,пищевой промышленности – 76,4, электроэнергетике – 70,6, в остальных отраслях – от 30,4 до 60,5 процентов. За 1999 год выработано 24,0 млрд. кВт час электрической и 52,4 млн.  гКал тепловой энергии; добыто более 12 млн.т нефти, переработано 21,8 млн. т нефтяного сырья. По объему промышленного производства республика Башкортостан занимает 8-е место среди субъектов Российской Федерации.

    1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

        По сравнению со многими регионами страны в Башкортостане  не допущено развала  и упадка в  сельском хозяйстве. Последовательно  проводится курс на сохранение и развитие, как коллективных хозяйств, так и  фермерства и индивидуального крестьянского  хозяйства. За последние годы, несмотря на неблагоприятные климатические  условия, не произошло падения объема производства в аграрном секторе. По производству сельскохозяйственной продукции республика занимает третье место в России.

        Сельское хозяйство республики дает 12 процентов внутреннего регионального продукта. Доля перерабатывающих отраслей АПК в промышленном производстве составляют около 11 процентов. Непосредственно в сельскохозяйственном производстве занято около 260 тыс. человек, т.е. один человек кормит 14 человек. Если сравнить с положением в развитых странах, это очень мало, там соотношение примерно один к сорока.

        В ходе реализации аграрной реформы в республике осуществлены организационные и социально-экономические  мероприятия. В 1997 году в агропромышленном секторе республики насчитывалось 1905 предприятий, в том числе 518 колхозов, 140 совхозов, 299 предприятий других форм хозяйствования, 17 предприятий мясной, 15 молочной промышленности, 4 сахарных завода, 7 предприятий по переработке картофеля и овощей, 22 предприятия пищевой, 46 мукомольной и комбикормовой промышленности, 3622 фермерских хозяйства с обшей площадью землепользования 110 тыс. га.

        В последнее десятилетие  возросло значение личных подсобных  хозяйств населения. Так, если в личных хозяйствах жителей нашей республики в 1990 году содержалось 29 процентов от общего поголовья крупного рогатого скота, то в 1997 году уже 39 проц., свиней соответственно – 9 и 16 проц., мелкого  скота – 47 и 78 процентов. Аналогичное  положение в производстве картофеля, овощей и фруктов. Но в колхозах и  совхозах поголовье скота за эти  три года сократилось.

        Благодаря развитию сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности республика обеспечивает потребности  населения в продуктах: по хлебу  и хлебобулочным изделиям на 100, мясопродуктам  – на 90, крупам, кондитерским изделиям – на 70, картофелю и овощам –  на 90 процентов. Все это характеризует  относительно стабильную насыщенность потребительского рынка продовольствием.

        Данные по сельскому  хозяйству по итогам 1999 г.: объем  валовой продукции составил 105,1 процентов  к 1998 году (по России – 102,4 процентов.), в том числе растениеводства  – 128,4 процентов, животноводства – 90,6 процентов.

        Валовой сбор зерна  составил 2725 тыс. тонн, в том числе  пшеницы – 1079 тыс. тонн. Средняя урожайность  с одного гектара убранной площади  составила 14,3 центнера против 8,9 центнера в 1998 году (год был засушливым). В республиканский фонд поступило 1094 тыс. тонн, что составляет 91,2 процентов к заданию. В то же время остается кризисное положение в животноводстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              ВВЕДЕНИЕ 

        Республика Башкортостан является субъектом Российской Федерации, и конечно, ее конституционное законодательство развивается в формате российского  законодательства, что не могло не отразиться на конституционных актах  Республики Башкортостан. Поскольку  башкирский народ исторически с XVI века строит взаимоотношения с Российским государством на договорных отношениях, на определенных этапах исторического развития они, конечно, предопределяли правовой статус Башкортостана и башкирского народа.

        Человеческое общество постоянно находится в развитии, меняются общественно-политические строи, формации. На смену одним приходят другие. Если в начале XX столетия в результате революции капитализм был заменен коммунистическим режимом, то в конце – на его смену снова пришел капитализм. Но в то же время, как гласит закон социально-исторической преемственности, «сохранение человеческого материала и основных геополитических и биологических условий существования обуславливает сходство новой социальной системы с разрушенной старой». Одним словом, всякое новое по своей сути хорошо забытое старое. Взаимосвязь истории и современности четко прослеживается в преамбуле Конституции Республики Башкортостан.

        Темой данной контрольной  работы является «Башкортостан на современном этапе развития». В контрольной работе особое внимание уделено конституционно-правовому оформлению республики. Раскрываются такие подтемы как: Декларация о государственном суверенитете Башкортостана, Конституция Республики Башкортостан, Федеративный договор и договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан; сравнительная оценка экономического развития Башкортостана среди регионов России в 90-е годы. 

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        Распад СССР, нарушение  хозяйственных связей между регионами  и предприятиями, разбросанными  на необъятной территории великой страны, привели к резкому падению  экономики в целом России, всех субъектов. Непродуманное реформирование централизованной плановой экономики, базирующейся всецело на государственной  собственности, в рыночную и стремление осуществить этот процесс за короткий срок еще больше углубили экономический  кризис в стране. Глубокий финансовый кризис в августе 1998 года добавил  дополнительные трудности. Стабилизация экономики в стране начала наблюдаться лишь с марта 1999 года.

        Республика Башкортостан, экономика которой тесными узами связана с народно-хозяственым комплексом страны, также пережила все эти кризисные последствия. Но благодаря суверенитету, выбранной модели развития республика пережила экономический кризис с меньшими потерями и трудностями, чем большинство субъектов российской Федерации, имеет возможность более эффективно использовать свой потенциал. Экономическая самостоятельность позволила республике разработать и начать реализацию собственной стратегии социально-экономического развития в условиях реформ и перехода к рыночным отношениям. При этом характер экономических преобразований в Башкортостане определяется не только общим ходом реформ в Российской Федерации, но и самостоятельно принимаемыми решениями. Главными особенностями реформирования экономики республики являются: эволюционное вхождение в рыночную экономику, недопущение обвальной приватизации государственной собственности (заводов, фабрик, предприятий торговли и т.д.), сохранение коллективных хозяйств в деревне, сохранение в разумных пределах государственного регулирования народного хозяйства, государственная помощь (дотации, льготы) новым формам хозяйств, фермерам и т.д.

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Еникеев З.И. Конституционно-правовое развитие Башкортостана. – Уфа: издательство Китап, 2008. – 168 с.
  2. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть II. 1917 – 2000 гг. – Учебное пособие. – Составитель Гумеров Ф.Х. – Уфа: издательство Китап, 2001. – 608 с.
  3. Кульшарипов М.М. История Башкортостана: XX в. Учебное пособие. – Уфа: издательство Китап, 2005. – 248 с.

Информация о работе Башкортостан на современном этапе развития