Августовские события 1991г. и развал СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание

Прошло почти 20 лет со дня последнего крупнейшего исторического события ХХ века - крушения огромного государства, казавшегося абсолютно незыблемым, Союза Советских Социалистических Республик. Датой официального окончания существования СССР является 8 декабря 1991г. - день подписания соглашения о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. Для железнодорожников термин крушение имеет вполне конкретное значение – транспортное происшествие, при котором подвижной состав поврежден до степени исключения или имеются человеческие жертвы. Деградация и последующий развал социалистической системы в полной мере проявили эти признаки. Россия как правопреемница СССР исключила из сферы взаимодействия часть бывших союзных республик, а последующие экономические трудности, социальная дезориентация и взрыв национализма привели к значительным человеческим жертвам.
В данной работе хотелось бы вернуться к событиям двадцатилетней давности, августовскому путчу и последующему развалу СССР. Посмотреть на эти события под разными ракурсами, оценить действия тех людей, которые являлись их участниками.

Содержание

Введение……………………………………………………………...3
1. СССР накануне событий августа 1991г. ………………………..4
2. Путч. Хроника событий. …………………………………………17
3. Развал СССР. ……………………………………………………...25
4. Двадцать лет спустя. Некоторые итоги. ………………………...27
Заключение………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Контрольная история 1111.doc

— 569.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, СССР в середине 80-х годов столкнулся с глубокими системными экономическими и политическим проблемами, основные из которых мы перечислили выше, решением которых должна была стать «перестройка» инициированная М.С. Горбачёвым. Рассмотрим наиболее значимые из предпринятых шагов и их последствия.

7 мая 1985 года было принято постановление Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В начале 80-х гг. Советский Союз отличался высочайшим в мире потреблением алкоголя на душу населения 10,8 литров. (для сравнения отметим, что в начале XX в. Россия занимала среди европейских стран предпоследнее место по употреблению алкоголя на душу населения - менее 4 литров). При этом даже официальная советская статистика показывала постоянный рост потребления алкоголя. Надо также учесть, что уровень потребления алкоголя в РСФСР был ещё выше, чем среднее значение по всему Союзу. По данным Госкомстата СССР потребление только легального алкоголя в РСФСР в 1984 г. составляло 10,5 литров на душу населения в год, а по оценкам того же Госкомстата, рассекреченным в 1988 г., потребление самогона из сахара составляло ещё 3,3 литра и из других продуктов ещё 1,1 литр, что в сумме давало 14,9. Дешевизна и доступность спирта в Советском Союзе стали дополнительными причинами рекордного распространения алкоголизма. Однако основной причиной была, несомненно, безрелигиозность населения. В отличии от Франции, находящейся в то время на втором месте (13,5 литра) и имеющей давнюю культуру потребления алкоголя, в СССР преобладало употребления крепких напитков и как следствие пьянство было причиной большого количества бытовых преступлений. От себя добавлю, что в период с конца 70-х по 1985г. увидеть лежащего на улице в бесчувственном состоянии было в порядке вещей. Пивные и рюмочные как сейчас принято говорить были в шаговой доступности. Несчесть числа семейных трагедий связанных с пьянством. Поэтому меры как говорится назрели. Но уроки введения «сухого закона» в США с 28 октября 1919г. по 5 декабря 1933г. не были приняты во внимание. Административные меры по снижению производства и продажи алкоголя прежде всего мощно стимулировали рост теневой экономики. Бывший первый зам. Председателя КГБ СССР, генерал-полковник В.Ф.Грушко следующим образом подвел итоги антиалкогольной компании: "мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции, исчезновение из продажи сахара в целях самогоноварения… Короче, результаты оказались прямо противоположными ожидаемым, а казна недосчиталась огромных бюджетных сумм, возместить которые оказалось нечем". Не могу все же не отметить что положительный эффект тоже имел место, пить стали однозначно меньше и наряду с погибшими от суррогатного алкоголя, большое количество людей «завязали» с зеленым змием.

В июне 1987 был принят закон о государственном предприятии, который предоставлял заводам и фабрикам широкую хозяйственную самостоятельность. Авторы этой реформы, учитывая опыт 1960-х гг., справедливо опасались бесконтрольности руководителей предприятий. Поэтому учреждались советы трудовых коллективов, которые наделялись широкими полномочиями по контролю за работой директоров и определению стратегии предприятий. Сами руководители должны были избираться трудовыми коллективами и могли сменяться, если их работа была признана неэффективной и отрицательно сказывалась на заработках работников. Такое самоуправление должно было превратить работников в хозяев предприятий, заинтересовать их в более эффективном труде.

Однако система таких советов на большинстве предприятий не заработала, так как они действовали по-прежнему под твердым контролем партийных и профсоюзных организаций. Установив свой контроль над советами и освободившись от опеки вышестоящих ведомств, партийно-хозяйственная администрация стала практически бесконтрольной.

Первоначально реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980-1985 гг. упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 вырос до 13,5% (при оценке этих данных нужно учитывать приписки). На прилавках появились товары (в основном «ширпотреб»), более дорогие, по цене, но по качеству по-прежнему уступающие импортным товарам. К тому же в конце 1988 резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988-1989 впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать.

Реформаторам не удалось найти оптимального сочетания социальных гарантий и элементов рыночной экономики. Произошло сращивание капитала кооператоров (отчасти криминализированного) с возможностями бесконтрольного директорского корпуса и коррумпированной части бюрократии. Через частные организации стали перекачиваться финансовые средства государственных предприятий и ведомств. Таким образом, оживление рынка в условиях, когда государственный и частный карманы не были разделены, приводило к разворовыванию государственной собственности и экономическому обескровливанию государственных предприятий. Бюрократическое регулирование рынка было неэффективным в силу некомпетентности и коррупции. Постепенно консервативная часть чиновников, не готовая работать в новых условиях, стала выступать за прекращение реформ. Но те слои бюрократии, которые уже обрели заинтересованность в начавшемся разделе государственной собственности, продолжали настаивать на углублении преобразований, грозивших гибелью старой партийной номенклатуре.

19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления». 26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей, давший ещё больший импульс накоплению криминального капитала.

Обобщим полученные результаты. Основной толчок для ускоренного развития и обострения существующих в СССР проблем дала «перестройка». Её начальный период характеризовался признанием отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому (известный анекдот на тему: «Что такое «перестройка» - это как тайга, вверху шумит, а внизу тихо». В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. Т. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап «перестройки» можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей», которая «разразилась» в последующие годы. 

Второй этап (январь 1987 — июнь 1989). «Золотой век» «перестройки». Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с тем, которые раньше считались табу (мощный шаг в сторону подрыва идеологических основ СССР). В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989 — декабрь 1991). Заключительный этап «перестройки», берущий своё начало от I Съезда народных депутатов СССР. В этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества иными политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. "Новое мЫшление" на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов».

Кризис реформ и обострение социальных противоречий привели к обострению политической борьбы, которая охватывала уже не только партийную верхушку, но и более широкие слои общества.

Этому способствовала политика гласности. Официальным изданиям было разрешено критиковать Сталина и Брежнева, в политике которых видели истоки нынешних трудностей. Можно было обсуждать поведение отдельных руководителей, но еще не КПСС и ее лидеров. Сторонники сохранения андроповского курса авторитарных реформ, противники демократизации и дальнейшего расширения рынка группировались вокруг члена Политбюро Е.К. Лигачева. Против Лигачева выступали приверженец либеральных идей член Политбюро А. Н. Яковлев и остро критиковавший номенклатурные привилегии руководитель московской парторганизации Б.Н. Ельцин. Лигачев контролировал официальную прессу и сдерживал гласность, а также вмешивался в руководство Москвой. Это обострило его отношения с Ельциным.

На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 Ельцин обрушился с критикой на Лигачева, а затем и на Горбачева. Ельцин был официально раскритикован, понижен в должности, но в глазах населения стал одним из лидеров оппозиции.

Уже в 1987-1988 гг. перестройка привела к быстрому росту общественной активности. Еще в 1986 в СССР прекратилось уголовное преследование инакомыслящих. В декабре 1986 из ссылки был возвращен академик А. Д. Сахаров. Из тюрем стали выпускать диссидентов. Но большинство из них не продолжило оппозиционную деятельность. Им на смену пришло новое поколение оппозиционеров.

С 1987 в политической жизни стали участвовать десятки «неформальных» (то есть независимых от официальных структур) организаций. Неформалы создали разветвленную сеть общественных организаций, которая позволила проводить массовые манифестации по всей стране. В мае-июле 1988 по СССР прокатилась волна массовых манифестаций с политическими требованиями. Рост неформального движения привел к формированию в СССР политического спектра, то есть системы организаций, открыто отстаивающих различные пути развития страны. С 1988 начался подъем национальных движений в СССР практически во всех союзных республиках были сформированы Народные фронты, нацеленные на выход из Союза и создание независимых государств.

В союзных республиках СССР оппозицию объединяли национальные лозунги. Как только обстановка в стране стала более свободной, все межнациональные конфликты вышли на поверхность. Большая часть жителей любой республики считала, что лучший способ избавиться от эксплуатации со стороны центральной бюрократии — это отделение от СССР. Более того, почувствовав, что реформы Горбачева угрожают интересам бюрократии, ее национальные группировки стали поддерживать националистические выступления, чтобы защититься с их помощью от действий союзного центра. Так было в декабре 1986 во время Алма-атинских событий. Студенты-казахи считали, что руководить Казахстаном должен казах. Их демонстрация переросла в жестокие столкновения. При расследовании событий выяснилось, что казахские чиновники участвовали в организации демонстрации.

Неурегулированные межнациональные отношения приводили и к затяжным кровавым конфликтам, с которыми союзное руководство не могло справиться. В феврале 1988 начались выступления армян в самой Армении и автономной области Нагорный Карабах за передачу этой области Армении из состава Азербайджана. Это требование вызвало возмущение в Азербайджане, что привело к погромам в Сумгаите. Это обострило отношения между двумя республиками до предела. Союзное руководство отказалось удовлетворить требования армян, и это привело к перерастанию национального движения за объединение с Карабахом в кампанию неповиновения союзному руководству. Попытки немного уступить армянам тут же вызывали обострение ситуации в Азербайджане, где повторялись убийства мирных жителей.

В апреле 1988. развернулось массовое национальное движение в республиках Прибалтики. В Эстонии был создан Народный фронт (НФ), в который вошли представители национальной интеллигенции, коммунистической партии Эстонии, сотни тысяч сторонников перестройки, в том числе и русских. Но в руководстве фронта возобладали националистические силы, и вскоре русскоязычному населению пришлось создавать для защиты своих прав Интернациональный фронт, выступавший за сохранение СССР. В нем возобладали приверженцы консервативных коммунистических взглядов.

Такая же ситуация сложилась и в других республиках Прибалтики. В Литве особенно активно выступил Народный фронт «Саюдис», главным лозунгом которого стал «Независимая Литва».

В 1989 уже в каждой из республик СССР существовало влиятельное национальное движение, выступавшее за суверенитет, то есть верховенство национальной власти над вышестоящими организациями включая структуры власти СССР.

В 1990 национальные движения одержали победу на выборах в республиках Прибалтики и Закавказья, в некоторых автономных республиках. В результате обострились отношения между СССР и союзными республиками, а также между союзными республиками и некоторыми автономиями. В 1989-1990 гг. не раз происходили столкновения между грузинами и абхазами, а также осетинами; между молдаванами и русскоязычными жителями входившего в Молдавию Приднестровья. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха перерос в настоящую войну. Силовые структуры СССР не могли справиться с ситуацией.

В апреле 1989 в Тбилиси была разогнана демонстрация грузинской оппозиции, которая выступила с призывом к обретению независимости Грузии. В результате погибло несколько человек, в большинстве своем — женщины.

В январе вновь начались армянские погромы, но  уже в Баку, в столицу Азербайджана вошли войска. Им было оказано сопротивление, погибло более сотни людей.

Информация о работе Августовские события 1991г. и развал СССР