Арабский Халифат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:09, контрольная работа

Описание

В VII веке у арабских племен, расселенных по Аравийскому полуострову, начинается разложение родоплеменного строя, усиливается имущественная и социальная дифференциация. Главы племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватывают оазисы (лучшие земли), в городах появляются богатые купцы-ростовщики. Усиливаются розни между племенами.

Работа состоит из  1 файл

Арабский Халифат.docx

— 24.57 Кб (Скачать документ)

   Коран признает за мусульманином  право иметь до четырех жен  одно­временно и неограниченное  число наложниц. Муж обязывается  предоставить каждой жене имущество,  жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не уча ствовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

   Развод в мусульманском праве  известен в нескольких видах.  Муж имел право развестись  с женой и по точно определенным  поводам, и без повода; жена  имела право потребовать развода  через суд по строго оп ределенным основаниям.

   Наследственное право признавало  два порядка наследования: по  закону и по завещанию.

   При наследовании по закону  из имущества умершего сначала  покрыва­лись расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли муж чин. На получение наследства не имели права вероотступники, разве денные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

  ~ завещание  не могло составляться в пользу  законных наследников;

  ~ завещание  не могло затрагивать более  трети имущества завещателя;

  ~ составление  завещания требовало присутствия  двух свидетелей.

   К наследникам переходят только  права, но не обязательства  наследодателя.

Уголовное право и судопроизводство

   Все преступления классифицировались  мусульманским правом на три  группы:

  * преступления, против религии и государства.  К этой группе относились в  первую вероотступничество от  ислама, богохульство, бунт, сопротивление  властям, а затем кражи, употребление  спиртных напитков, прелюбодеяние.  Данные преступления не допускали  прощения и часто наказывались  смертной казнью;

  * преступления  против отдельных лиц. Ответственность  за совершение преступлений данной  группы была основана на принципах  кровной мести и возмездия.  Наказание за убийство выбирал  родственник убитого: смертная  казнь, прощение убийцы, принятие  выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений  наказывалось по принципу талиона.  За кражу отсекалась рука. Употребление  спиртного наказывалось 40 ударами  пальмовой ветви;

  * правонарушения, наказания по которым строго  не установлены. Право выбора  наказания было предоставлено  суду.

   В качестве мер наказания предусматривались:

  •  смертная казнь в различных  видах;

  •  членовредительские и телесные  наказания;

  •  лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в  мечеть);

  •  имущественные санкции (конфискации,  штрафы);

  •  ссылка и т. д.

   Судебный процесс носил обвинительный  характер. Первоначально судебная  власть осуществлялась непосредственно  правителями всех уровней. Позднее  суд стал вершиться знатоками  шариата, образовалась группа  профессиональных судей - кадиев. Кади не был связан строго  регламентированным порядком судопроизводства. Помимо осуществления правосудия  кади осуществлял надзор за  распределением наследства, установлением  опеки и многое другое.

   Основными чертами судопроизводства  были: непрерывность судебного процесса, единолич ное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рас смотрения гражданских и уголовных дел.

   Дела возбуждались заинтересованными  лицами, а не государственными  органами (кроме преступлений, относящихся  к первой группе, против основ  религии и государства). Стороны  должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное  делопроизводство не при менялось.

   Основными доказательствами были  признания сторон, показания сви­детелей, клятвы.

   С VII в. начинается распад халифата. В XI в. турки-сельджуки окончательно  завоевывают Багдад.

Информация о работе Арабский Халифат