Арабо-израильский конфликт (история противостояния)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:30, реферат

Описание

Палестина — территория с древней историей. Около XI в. до н.э. на территорию Палестины стали проникать древнееврейские племена, создавшие здесь свои государства (Израильское и Иудейское царства). Позднее Палестина входила в состав государств Ахеменидов, Александра Македонского, Птолемеев и Селевкидов, была провинцией Рима и Византии.

Работа состоит из  1 файл

Арабо-израильский конфлик.docx

— 56.82 Кб (Скачать документ)

Израилю, по мнению его экспертов, выполнение любого из этих требований, особенно касающихся вопроса границы и беженцев, грозит фактически утратой независимости. С такими выводами в определенной степени нельзя не согласиться. К  примеру, гипотетическое возвращение  почти 4 млн. палестинцев для 6 млн. Израиля, где еврейское население составляет около 83%, означает тотальное изменение  этнодемографического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы. В целом проблема палестинских беженцев остается одним из основных источников напряженности в арабо-израильских отношениях.[13] 

Другой болевой  точкой арабо-израильских отношений  является статус Иерусалима, который  и стал основной причиной последней  Интифады в 2000 г. Война 1967 г. (шестидневная) стоила арабам Старого города Иерусалима (Восточной арабской части), Синая, Сектора Газа, Западного берега реки Иордан (территория Иордании) и Голанских высот (на сирийско-израильской границе). В целом ключевую роль в подъеме исламских религиозно-политических организаций в регионе Ближнего Востока, в расцвете исламского терроризма сыграл захват в 1967 г. Израилем Восточного Иерусалима. При этом наиболее крупным событием в этом периоде, вызвавшем резкое недовольство всего мусульманского мира, стал поджег третьей мусульманской святыни - знаменитой мечети Аль-Акса в августе 1969 г. При подписании любых соглашений, будь то палестино-израильские соглашения в Осло 1992 г., или Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г., вопрос о статусе Иерусалима всегда являлся ключевым и одновременно наиболее спорным. Нежелание израильтян следовать практически всем резолюциям ООН о передаче палестинцам Восточной части Иерусалима как столицы палестинского государства вызывает серьезное недовольство со стороны арабских государств и провоцирует террористическую деятельность различных исламских экстремистских организаций на территории Израиля. Свое нежелание израильские власти объясняют следующими причинами: 

 принципом  неделимости столицы еврейского  государства (в Иерусалиме находятся  резиденция президента, кнессет (парламент), правительственные учреждения и т.д.) 

 опасением  (небеспочвенным) того, что со временем  Восточная часть Иерусалима превратится  в центр террористической деятельности  палестинских экстремистских организаций  типа ХАМАС и "Исламский  джихад"; 

- кроме  того, именно на территории Восточной  части города сосредоточены реликвии  трех религий, в том числе  и иудаизма.  [14] 

 Что касается  позиции палестинцев, то можно  привести высказывание бывшего  главы палестинского правительства  Абу-Мазена (Махмуд Аббас):  

 «В Кемп-Дэвиде мы сказали им, что не согласимся на их присутствие у Западной стены. Напротив, у Стены плача (небольшой части Западной стены) вы сможете проводить свои религиозные церемонии. Мы согласились, что они могут молиться возле Западной стены, на основе решения, принятого британской комиссией Шоу от 1929 года. Комиссия постановила, что Западная стена принадлежит мусульманам, но евреям позволено молиться возле нее. Кроме того, весь восточный Иерусалим принадлежит нам. В последний день они представили свои смехотворные предложения, согласно которым мы получаем суверенитет над Храмовой Горой, а они над территорией, находящейся под Храмовой Горой. Понятно, что мы это восприняли, как шутку. Это неприемлемое и унизительное предложение, и мы его отвергли». Позиция Абу-Мазена по вопросу Иерусалима известна. Иерусалим, как и любой другой «палестинский город, оккупированный в 1967 году, и, особенно Храмовая Гора, должны принадлежать только палестинцам».[15]  

 Стена  плача, упомянутая выше, является  еще одним «камнем преткновения»  в конфликте. История этого  спора такова. В августе 1929г.  арабы потребовали, чтобы вся  Стена плача была отдана в  их непосредственное пользование.  Евреи отказались сделать это. 23 августа большая толпа арабов  явилась к Стене плача и  разогнала собравшихся там евреев. На помощь последним явилась  вооруженная милиция и вступила  с арабами в перестрелку, во  время которой было убито и  ранено более 100 человек. В ответ  на это были созданы мусульманские  комитеты для защиты «бурак»  (так называется арабами Стена  плача) от захвата. В свою  очередь евреи предъявили свои  требования — плакать и молиться  у этой стены в Иерусалиме. Начались еврейские демонстрации, устроенные в арабских кварталах  у Стены плача. В ответ на  это исполком арабского палестинского  конгресса устроил демонстрацию  протеста, проходившую у той же  Стены плача.[16]  

 Впоследствии  опросу о статусе Храмовой  горы и Станы плача был посвящен  особый раздел резолюции ООН от 29 ноября 1947г. резолюция о разделе Палестины и о создании на ее территории двух государств — арабского и еврейского (параграф 13-Святые места), где говорилось следующее: 

 а) уже  существующие права в отношении  Святых мест или зданий и  мест, предназначаемых для религиозных  целей, не подлежат отмене и  не могут быть ограничены; 

 б) свободный  доступ к Святым местам или  в здания и участки, предназначаемые  для религиозных целей, и свободное  отправление богослужения обеспечивают  в соответствии с существующими  правами при условии соблюдения  требований в отношении поддержания  общественного порядка и благопристойности; 

 в) Святые  места и здания и участки,  предназначенные для религиозных  целей, подлежат хранению. Не разрешаются  никакие действия, которые могут  нарушить их священный характер.[17] 

 Новое  обострение спора произошло в  сентябре 1996 г., после открытия израильтянами  туннеля, ведущего под мечеть  Аль-Акса. Этим историческим туннелем-водоводом евреи пользовались еще три тысячи лет тому назад. Его водой омывались животные, приносимые в жертву в Храме Соломоновом. Но озабоченные мусульмане решили, что расчистка туннеля от завалов может привести к тому, что мечеть Аль-Акса просядет или даже вовсе рухнет, или что террористы начинят туннель динамитом и взорвут Храмовую гору. По утверждениям палестинцев, открыв туннель, израильские власти намерены не только доказать, что Аль-Акса воздвигнута на месте храма Соломона, но и, пустив туда туристов, намерены разрушить мечеть и воздвигнуть на ее месте копию Храма Соломона.[18] 

 Позиция  евреев в данном споре сводится  к следующим высказываниям: «Храмовая  гора была, есть и всегда будет  самым святым местом для еврейского  народа. Даже после разрушения  Храма наше присутствие на  Храмовой горе не прерывалось  почти пятнадцать веков».[19] 

 «Арабы  живут на 99,9% территории Ближнего  Востока. Израиль занимает площадь,  равную 0,1% площади региона. Данный  факт не дает покоя его арабским  соседям. И сколько бы земли  ни уступили израильтяне, арабам  будет мало. Что касается святых  мест ислама в Иерусалиме, то  таковые отсутствуют. В Коране, сотни раз упоминающем Мекку  и сотни тысяч — Медину, нет  ни слова об Иерусалиме. Причина  вполне понятна — пророк Мухаммед  никогда не бывал в этом  городе. Так каким же образом  Иерусалим вышел на третье  место в мире по наполненности  мусульманскими святынями? Сыновья  ислама цитируют туманную суру  семнадцатую Корана— «Ночное путешествие». В своих видениях Мухаммед отправился ночью «…из одного божественного храма в иной благословенный храм святой». То есть, говорят мусульмане, из Мекки в Иерусалим. Миф, фантастика, навязчивая идея выдать желаемое за действительное. А евреи просто и неопровержимо выстраивают свое иерусалимское древо, уходящее корнями к Аврааму».  [20] 

 Ни по  одному из спорных вопросов  между Израилем и ПА до сих  пор не достигнуто согласия.  

 Современная  ситуация. 
 

 В настоящее  время на территории конфликта  продолжается палестинская Интифада, начавшаяся в 2000г. Сегодня участников политического процесса в ПА можно так же, как и в Израиле, поделить на два лагеря: 

1. сторонников  восстановления процесса мирного  урегулирования конфликта, формирования  государства Палестина в рамках  установленных международными договорами  условий, установления приемлемых  отношений с Израилем;  

2. непримиримых  противников любых переговоров  с Израилем (или Палестиной), сторонников  продолжения борьбы вплоть до  полного уничтожения противника. 

В настоящее  время, благодаря агрессивной и  бескомпромиссной политике правительства  А.Шарона, произошла резкая радикализация палестинского общества, что в конечном итоге привело к существенному изменению в раскладе политических сил в ПА. Роль Ясира Арафата, еще несколько лет назад обладавшего полновесной властью, сегодня сведена до минимума, в то время как влияние и поддержка со стороны населения ПА экстремистских организаций возросла практически до абсолютных величин. Как свидетельствуют данные статистических опросов, действия ХАМАСа сегодня значительно популярнее среди палестинцев, чем официальная политика Арафата. Так, если в сентябре 2000 г. ХАМАС поддерживало 23% палестинцев, то в октябре 2001 г. - уже 31%, число же сторонников ФАТХа (организация подконтрольная Арафату) уменьшилось за этот же период с 33% до 20%.[21] 

 За последний  год возросло число терактов, совершенных палестинскими экстремистскими  организациями. В ответ на них  Израиль проводит свои военные  операции и подвергает блокаде  палестинские территории. Израильские  спецслужбы ведут беспощадную  войну против лидеров террористических  организаций. А число жертв все возрастает, причем среди них все больше тех, кто просто оказался рядом в момент теракта или операции возмездия. 

 Например, израильский вертолет выпускает  две ракеты по автомобилю, ехавшему  по улицам Газы. Погибли высокопоставленный  деятель террористической группировки  «Хамас», его жена и двое детей. Когда журналисты спросили у одного из руководителей израильской Общей службы безопасности (ШАБАК), как такое могло произойти, он ответил: «Техническая накладка». Агент, житель Газы, который навел израильский вертолет на цель, не успел сообщить по мобильному телефону, что в машине находятся женщина и дети.[22]  

 Что касается  ситуации в противоборствующих  лагерях, то в последнее время  в каждом из них наблюдается  некое подобие раскола. Среди израильтян набирает силу оппозиция, работа которой уже вылилась в появление Женевского соглашения, которое будет обнародовано 20 ноября этого года и предполагает многие уступки, на которые не хочет пойти Шарон. Оппозиция считает политику Шарона слишком радикальной. Есть еще одна группа недовольных политикой Шарона – те, кто считает ее слишком мягкой, предающей интересы Израиля и ставит в вину премьер-министру появление Женевского соглашения. Эта группа имеет претензии к следующим шагам Шарона и его правительства: 

1. Принятие  министерством внутренних дел  постановлений, фактически способствующих  получению гражданства Израиля  ещё большим количеством неевреев.  

2. Принятие  правительством плана «Карта  дорог», фактически очередной модификации  провалившихся соглашений, которые  довели страну до террористической  войны.  

3. Арест  группы еврейских поселенцев, обвиняемых  в членстве в подготовке терактов  против арабов. Большинство обвинений  не удалось доказать, остальные  базируются на более, чем сомнительных  доказательствах.  

4. Ведение  переговоров между Израилем и  террористической организацией  Хезболла об обмене похищенного израильского гражданина и тел 3-х израильских солдат, на более чем 400 арабских террористов, руки которых по локоть в еврейской крови, сидящих в израильских тюрьмах.  

5. Подготовка  «альтернативного Женевскому соглашению»  плана окончательного мирного  урегулирования между Израилем  и палестинцами. В соответствии  с этим планом, снова подтверждается  направление на создание на  Земле Израиля «Палестинского  государства». Первоначально такое  государство должно быть создано  на территории сектора Газы, что  означает вывод оттуда израильских  войск и демонтаж всех находящихся  там еврейских поселений.[23] 

 Характерный  пример раскола в израильском  лагере – «пилоты-отказники».  

25 сентября  группа из 27 летчиков израильских  ВВС направила командованию письмо  с заявлением об отказе от участия в операциях на территории автономии. Приказы бомбить жилые кварталы только потому, что там могут скрываться террористы, называются в письме преступными и аморальными. Президент Израиля Моше Кацав осудил действия пилотов. По словам Кацава, письмо пилотов с отказом выполнять приказы затрагивает не только моральные, но и политические вопросы. Главком ВВС Израиля Дан Халуц подписал постановление об отстранении девяти действующих из 27 пилотов, подписавших письмо с отказом выполнять боевые операции.[24] «Мы, пилоты-ветераны и действующие летчики, отслужившие и продолжающие служить государству Израиль много недель в году, отказываемся выполнять незаконные и аморальные приказы наподобие тех, что выполняют израильские солдаты на палестинских территориях. Мы не собираемся участвовать в операциях ВВС, проводимых в гражданских населенных пунктах», - было написано в послании.[25] Израильский министр обороны Шауль Мофаз объявил, что те из подписавших письмо пилотов, которые выразят сожаление о содеянном, не будут наказаны в уставном порядке. По его словам, каждый пилот будет вызван для беседы и те, кто раскается, будет прощен.  [26] 

Информация о работе Арабо-израильский конфликт (история противостояния)