Алексий 2. Русская православная церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 12:02, реферат

Описание

В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн. верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию. Юрисдикция РПЦ распространяется также на лиц православного исповедания в диаспоре. С 1589 РПЦ имеет статус Патриархата. Во главе РПЦ Святейший Патриарх Московский и всея Руси, избирающийся пожизненно (с 1990 Алексий II, 15-й со времени учреждения патриаршества и 5-й после восстановления патриаршества в 1917).

Содержание

1.Русская православная церковь (общее)………………………………………
2.История православия в России……………………………………….
3.Патриаршество в России……………………………………….
4.Поместный Собор 1990 г. Алексий II. Личность патриарха ……………………..
5.РПЦ в 1990-2008 гг. …………………………………..............
6.Воссоединение церквей………………………………………
7.Смерть Святейшего патриарха……………………………..
8.Кирилл – местоблюститель. Поместный Собор 2009 года……………………………………………………………...
9.Интересные факты из жизни Алексия II, его изречения………………………………………………………
10.Эпилог…………………………………………………….
11.Список литературы……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Реферат. Алексий II - патриарх Московский и всея Руси.doc

— 1.32 Мб (Скачать документ)

В конце 15 в. Рус. Церковь  потрясла антихристианская по своему существу ересь жидовствующих, приверженцами которой  оказались многие священнослужители (в  т. ч. митрополит Зосима) и придворные. Благодаря  деятельности архиепископа Геннадия Новгородского, в 1499 для обличения еретиков впервые собравшего воедино полный текст славянской Библии, и игумена Иосифа Волоцкого, настоявшего на проведении ряда церковных соборов в нач. 16 в., ересь была искоренена.

В это же время по вопросу церковных  имуществ в Церкви произошло разделение на нестяжателей (сторонников Нила Сорского) и иосифлян (последователей Иосифа Волоцкого, который настаивал на необходимости монастырских владений для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни), которому соответствовала различная монашеская практика: живший прежде на Афоне Нил Сорский был приверженцем «умной молитвы» и созерцательной жизни в скиту, идеалом Иосифа Волоцкого был общежительный монастырь со множеством трудовых послушаний. В то же время Иосиф Волоцкий высоко ценил духовный опыт Нила Сорского, направляя к нему своих учеников для обучения созерцанию и молитве.

Русская Церковь (в лице Ростовского  архиепископа Вассиана и др.) оказала  значительную поддержку  светской власти при  окончательном освобождении от татарского ига в 1480. Однако с этого времени и в течение всего 16 в. Церковь стала все более зависеть в своей административной деятельности от усилившейся власти великого князя и затем царя, которые нередко вмешивались в ее внутренние дела, смещали неугодных митрополитов и по своему усмотрению выбирали других. Исключением стала лишь 1-я половина царствования Ивана IV, когда Церковью управлял митрополит Макарий (1542-63), который смог добиться установления канонически разработанного в Византийской империи взаимодействия Церкви и государства —  симфонии. Благодаря деятельности митрополита Макария, был устранен хаос боярского правления, Московское великое княжество стало царством (1547), стали созываться Земские соборы (получившие свое наименование, а также ряд организационных и процедурных форм от Соборов церковных). Заботясь о самостоятельности Русской Церкви, митрополит Макарий провел церковные Соборы 1547 и 1549 гг., на которых было прославлено большое количество русских святых, местночтимым святым было установлено общероссийское почитание, что утвердило международный авторитет Русской Церкви. В 1551 для устранения церковных недостатков был проведен Стоглавый собор. В 1555 на землях покоренного Казанского ханства была учреждена новая епархия Русской Церкви. Опричнина, введенная Иваном IV после смерти митрополита Макария в 1565, отразилась и на Церкви. Был убит митрополит Филипп II (1567-68), не принявший опричных жестокостей и пытавшийся публично обуздать царя. Погибли многие другие священнослужители. Митрополиты стали вновь избираться и смещаться по воле царя.

Положение Русской Церкви изменилось в царствование Феодора  Иоанновича, когда  в отношениях между  Церковью и государством вновь установилась симфония. В 1589 при  содействии константинопольского патриарха Иеремии в России было учреждено патриаршество. Собор русских епископов и духовенства избрал на патриаршью кафедру Московского митрополита Иова. Константинопольские соборы 1590-93, на которых присутствовали все восточные патриархи, подтвердили патриаршьи права Иова и признали за ним 5-е место после восточных патриархов (хотя значение Русской Церкви на мировой арене среди других православных Церквей стало главенствующим). Патриарх Иов провел церковно-административную реформу, согласно которой в Русской Церкви было установлено 4 митрополии, 6 архиепископий и 8 епископских кафедр.

Русская Церковь сыграла  ведущую роль в  борьбе со Смутой 1605-12. В начале Смутного времени патриарх Иов рассылал по русским  городам грамоты, призывая дать отпор  войскам Лжедмитрия и полякам, защитить православную веру, за что в 1605 был свергнут самозванцем с патриаршьего престола. Патриотическая деятельность Иова была продолжена патриархом Гермогеном (1606-12), вставшим на сторону Василия Шуйского и после его свержения в 1610 призвавшим русских людей создать ополчение для освобождения Москвы и всей России от поляков (1-е ополчение). Заключенный интервентами под стражу Гермоген умер от голода в феврале 1612. Но усилия архимандрита Дионисия (руководившего обороной Троице-Сергиева монастыря в 1608-09), троицкого келаря Авраамия Палицына и др., привели к созданию 2-го ополчения (Минина и Пожарского), которое прекратило Смуту.

Патриарх  Филарет (1619-33), игравший значительную роль в  государственном  управлении (как отец царя Михаила Феодоровича), много сделал для церковного просвещения: учредил греко-латинскую школу в Москве, призывал к созданию бесплатных школ в епархиях. В 1620 им была открыта Тобольская епархия, простиравшаяся от Урала до Тихого океана.

Тем не менее впоследствии в жизнь Русской Церкви вошел ряд искажений, искоренить которые в сер. 17 в. поставили своей целью члены кружка ревнителей церковного благочестия (будущий патриарх Никон, боярин Ртищев, протопопы Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов, Аввакум и др.), стремившиеся восстановить обязательность проповеди, каноническое и единообразное совершение богослужений (что требовало и исправление церковных книг), социальное служение Церкви и др. С избранием Никона на патриаршество в 1652 им стала осуществляться задуманная «ревнителями» реформа Церкви. Однако из-за давления царя Алексея Михайловича реформа ограничилась преимущественно обрядовыми исправлениями в соответствии с обычаями греческой Церкви: царь не хотел иметь церковных отличий от греков — для проведения активной восточной политики и возможного восстановления Византийской империи с московским царем во главе. Поспешные действия вспыльчивого и несмиренного Никона вызвали протест со стороны ряда прежних «ревнителей» (одним из руководителей которых стал Аввакум), не принимавших, кроме того, греческие обычаи из-за их расхождения с нормами «русской старины», которые были закреплены Стоглавым собором. Собранный патриархом Никоном церковный Собор 1656 предал анафеме всех совершавших крестное знамение двумя перстами. От Церкви отделилось большое число старообрядцев.

Вслед за этим произошел  конфликт Никона с  Алексеем Михайловичем, вызванный нарушением последним принципов  симфонии (создание Монастырского приказа  для контроля над  церковными землями,1650, государственная  подсудность церковных людей и др.) и враждебным отношением окружавших царя бояр к «мужицкому сыну» (Никон был из крестьянской мордовской семьи). Обиженный на царя Никон в 1658 удалился в Воскресенский монастырь, откуда был вызван на церковный собор 1666-67, который лишил его патриаршества, но восстановил судебные привилегии Русской Церкви, упразднил Монастырский приказ, возобновил симфонию. Собор окончательно отлучил от Церкви всех противников проведенной реформы, отменив постановления Стоглавого собора. Окончательно утвердился церковный Раскол.

Несмотря  на то, что после  разделения Киевской и Московской митрополий в 1458 Юго-Западная Церковь  оказалась в юрисдикции Константинопольского патриарха, ее реальное положение зависело от внутренней политики литовско-польского  католического правительства. Православие в Литве стало испытывать на себе правовое, экономическое и политическое давление власти. В сочетании с активной проповедью католичества и униатства, начавшейся после Флорентийской унии 1437-39 и особенно усилившейся при поддержке ордена иезуитов во 2-й половине 16 в., это привело к принятию подавляющим числом епископов Киевской митрополии Брестской унии 1596, не поддержанной православным народом. В условиях начавшихся гонений на православие защитниками Церкви показали себя православные братства, организованные в 15-16 вв. во Львове, Вильне, Могилеве, Минске и др. городах и имевшие независимость от местного епископата. Когда в 1-й трети 17 в. сопротивление братств было сломлено, их дело было продолжено казачеством. В 1620, благодаря гетману Сагайдачному и еще сохранявшимся братствам, иерусалимским патриархом Феофаном IV была восстановлена прервавшаяся в результате гонений православная иерархия. Восстание гетмана Хмельницкого 1648-54 и русско-польская война 1654-67 привели к воссоединению Киевской митрополии с Московской, которое было закреплено «вечным миром » с Польшей 1686 и грамотой Константинопольского патриарха в 1687. «Вечный мир» предоставлял православным в Польше свободу вероисповедания и признавал подчинение польских православных епархий киевскому митрополиту, а через него московскому патриарху.

После смерти патриарха  Адриана (1690-1700) Петр I отказался от выборов  патриарха, утвердив митрополита Стефана  Яворского в должности  патриаршьего местоблюстителя. В 1701 был восстановлен Монастырский приказ. В 1721 издан «Духовный регламент», который упразднял патриаршество, ставя во главе Церкви «духовную коллегию» (позднее — Святейший Синод) во главе с гражданским чиновником — с 1722 обер-прокурором. «Крайним судией» в Синоде провозглашался сам император. Несмотря на свою неканоничность, церковная реформа Петра I в 1723 была утверждена восточными патриархами. В то же время, заботясь о развитии просвещения, Петр преобразовал Киево-Могилянский коллегиум (осн. в 1632) в Киевскую академию (1701), переустроил по ее образцу Славяно-греко-латинскую академию (осн. в 1687), основал многие духовные школы и семинарии; активно проводилась миссионерская деятельность в Сибири и Китае.

Продолжая политику Петра, императрица  Елизавета отказалась вывести из Синода гражданских лиц, а в 1744 для управления епархиями учредила консистории под властью светских чиновников.

В 1763-64 Екатерина II осуществила  секуляризацию церковных  земель, закрыв около 700 монастырей. Вместе с тем при Екатерине II в результате разделов Польши к России отошли западно-русские земли, на которых вернулось из унии (вновь насильственно навязанной после 1686-87) около 2 млн человек. По Кючук-Кайнарджийскому миру с Турцией 1774 Россия получила право покровительства православным христианам Османской империи.

Государственное давление на Церковь  в 18 в. привело к  падению авторитета священства, превратив  его в «запуганное  сословие» (исключение составляло лишь царствование императора Павла I, принявшего ряд мер  в пользу духовенства). Несколько обер-прокуроров Синода было вольнодумцами и атеистами. Поклонником мистицизма и «универсального христианства» являлся глава Министерства духовных дел, в 1817 подчинившего себе Синод, князь А. Н. Голицын. Его деятельность, приведшая к умножению числа сект и размыванию основ православия, была тем не менее прекращена Александром I в 1824. В царствование этого императора было совершено также преобразование духовных школ, основаны Санкт-Петербургская (1809) и Московская (1814) духовные академии; общее число духовных учебных заведений составило к 1824 344 (по сравнению со 150 в 1808); в 1811 организован Грузинский экзархат. Упрочению положения Православной Церкви содействовала победа в Отечественной войне 1812.

В царствование Николая I возобновилось абсолютистское давление на Церковь. Обер-прокурор Н. А. Протасов (1836-55), получивший министерские полномочия, проводил исключительно жесткую политику подчинения Церкви интересам государства. При нем была усилена роль консисторий, понижен образовательный уровень духовных школ. Однако жизнь Церкви оказывалась гораздо шире тесных синодальных рамок. Именно в николаевское время в Оптиной пустыни произошел расцвет старчества (связанного с именем подвижника 18 в. Паисия Величковского и представленного в 19 в. старцами Амвросием, Львом, Макарием, Моисеем и др., к которым обращались многие русские писатели и другие представители интеллигенции), совершал свой монашеский подвиг Серафим Саровский, осуществлялась миссионерская деятельность архимандрита Макария (Глухарева) на Алтае, священника, а затем епископа Иннокентия (Вениаминова) на Алеутских о-вах и в Северной Америке, в Якутии и на Дальнем Востоке; занимал московскую кафедру выдающийся проповедник митрополит Филарет (Дроздов). При Николае I в 1839 произошло присоединение к Русской Церкви около 1,6 млн униатов Юго-Западной Руси во главе с митрополитом Иосифом (Семашко).

При Александре II произошла  либерализация церковной  жизни: проведена  реформа духовных школ (1867-69), устроены женские епархиальные училища (1860-68), устранена замкнутость священнического сословия, поднят вопрос о восстановлении патриаршества, под руководством митрополита Филарета (Дроздова), наконец, осуществлен перевод Библии на русский язык (начавшийся еще при Александре I, но приостановленный при Николае I). Митрополит Филарет был также автором Манифеста об освобождении крестьян в 1861. При Александре II были открыты новые Таврическая, Уфимская, Якутская, Туркестанская и Алеутская епархии. Однако проводившаяся в то время политика укрупнения приходов и сокращения штатов священства привела к ряду затруднений в приходской жизни.

В царствование Александра III церковная политика осуществлялась обер-прокурором К. П. Победоносцевым (единственным в этой должности  выходцем из священнической семьи) (1880-1905). Новым явлением церковной жизни стали окружные Соборы архиереев, хотя необходимость Поместного собора Победоносцев отрицал, не доверяя способности епископата самостоятельно решать церковные вопросы. Многие приходы, закрытые в 1860-70-е гг. были открыты. С 1881 по 1894 гг. каждый год открывалось 250 новых храмов. Ратуя за то, чтобы начальная школа была «прежде всего школой добрых нравов и христианской жизни», Победоносцев активно создавал церковно-приходские школы, число которых к 1900 составило 42 600, а число учащихся 1,6 млн чел (при 273 с 13 035 учащимися в 1880).

При императоре Николае II значительно увеличилось  число канонизаций. Было прославлено  больше святых, чем  за два предшествующих века (в т. ч. патриарх Гермоген и преподобный  Серафим Саровский). В 1901-03 в Петербурге проводились Религиозно-философские собрания, пытавшиеся установить диалог между представителями Церкви и интеллигенции. В 1905 был вновь поставлен вопрос о восстановлении патриаршества и созыве Поместного собора, епархиальным архиереям была дана возможность представить в Синод свои соображения (отзывы) о желательных церковных преобразованиях. В 1906 Николай II утвердил состав Предсоборного присутствия, имевшего целью подготовку Поместного собора. Участники заседаний Присутствия, проходивших в Александро-Невской лавре с марта по декабрь 1906, единодушно высказались за восстановление патриаршества и освобождение Церкви от обер-прокурорской опеки. В этом же году правительство официально отказалось от преследования старообрядцев. Однако в апреле 1907 царь (во многом, под влиянием П. А. Столыпина) признал созыв Собора несвоевременным. В 1911 по инициативе нового обер-прокурора В. К. Саблера подготовка Собора была возобновлена. В 1912 указом императора было созвано Предсоборное совещание, работа которого была прервана начавшейся в 1914 Первой мировой войной.

Информация о работе Алексий 2. Русская православная церковь