Александр II и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:26, реферат

Описание

Александр II даже в долгом ряду российских монархов, в котором каждый - фигура завораживающе интересная, выделяется особо. На его царствование пришлась рубежная для страны пора -поворот от исчерпавшего себя феодального строя к капиталистическому, становление на месте старого общества, равно патриархального и жестко регламентированного, нового, буржуазного и, наконец, взлет российской культуры, разом ставшей важной частью культуры мировой и до сих пор питающей нас.

Содержание

Введение 1
Глава I. Личность императора Александра Николаевича
и первые годы его царствования 2
Детские и юношеские годы будущего императора 2
Вступление на престол 4
Глава II. Реформы Александра II 6
Отмена крепостного права 6
Буржуазные реформы Александра II 11
Глава III. Убийство императора 24
Заключение 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Александр II реферат.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

  Трудно  было не заметить кризиса в стране. Всю первую половину XIX в. Продолжались в той или иной форме массовые и групповые волнения крестьян, а всего по неполным данным, было 674 выступления. И все же не стихийное мужицкое недовольство было главной опасностью.

 Царствование  Николая I как раз совпало с моментом наибольшего обострения того хозяйственного кризиса, который уже со второй половины XVIII в. Начал обнаруживаться в русской крепостной деревне. Поражение в Крымской войне стало последней каплей. И именно выход из ненужной войны стал первым важным делом нового царствования.

 К этому  времени созрели и объективные  предпосылки для перемен. Так, в 1840-1850 гг. ввоз машин вырос более чем в 2 раза в денежном выражении, появились железные дороги, в то время главные ускорители социально- экономического развития.

   Летом и осенью 1858г. император совершил поездку по северным и центральным губерниям. В Твери, Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире и Москве он выступал перед дворянством, агитируя за освобождение, призывая к поиску общей пользы и общей выгоды. Поездка эта дала сильный толчок подготовляемым переменам. Подобно Петру Великому, Александр тряс за шиворот закоснелое, самодовольное российское дворянство, но не варварски пихая его в «прогресс», а твердою рукою направляя.

   Речи  Александра Николаевича послужили  началом вполне гласного выражения непременной воли государя, бесповоротной его решимости совершить освобождение крестьян. Упорной и открытой оппозиции он нигде не встретил, и это одобрило.

  С течением времени неизбежность освобождения крестьян стала очевидностью, и охранительная помещичья партия выдвинула свой план: безземельное освобождение крестьян с получением вознаграждения за личную свободу крепостных крестьян.

  Попытки разрешить вопрос исключительно  в дворянских интересах вызывали если не сочувствие, то понимание государя. Недаром, предлагая накануне освобождения ввести генерал -губернаторства, он писал: « Кто может поручиться, что, когда новое положение будет приводиться в исполнение и народ увидит, что ожидание его, т.е. свобода по его уразумению, не сбылось, не настанет ли для него минута разочарований?»

  Личная  позиция Александра в существовавшей политической структуре имела огромное, решающее значение. Справедливы в основном слова К.Д.Кавелина: « Русский царь - не дворянин, не купец, не военный, не крестьянин; он выше всех сословий, и в то же время всем нам близок. Сила вещей, нередко вопреки личным наклонностям, стремлениям и понятиям, непременно делает русского царя посредником, верховным, третейским судьей общественных интересов, справедливым мерилом притязаний всех классов и сословий» Именно поэтому он смог переступить через интересы своего класса, возможно, так понимая свой долг перед Богом и людьми.

  Именно  тогда Александру Николаевичу стало  ясно, что он приговорен с обеих сторон и приговор обжалован не будет. Можно было лишь попытаться отсрочить приведение его в исполнение. Так жизнь императора напрямую оказалось связанна с проводимыми реформами.

  Царь  был человек, хотел жить - такое, казалось бы, простое и естественное желание. Но он же был Помазанником Божиим и не мог бросить возложенный на него тяжкий крест ответственности за Россию. Это мучительное раздвоение, выбор между спасением жизни и Души терзал постоянно. 28 января 1861г. на обсуждение Государственного совета был вынесен выработанный Главным комитетом проект положений. Заседание открыл Александр II: « Дело об освобождении крестьян, -сказал он, - которое поступило на рассмотрение государственного совета, по возможности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю - и это моя непременная воля,- чтоб дело это теперь же было кончено». Пора было решаться. И Манифест был подписан 19 февраля, но из опасения крестьянских волнений в дни религиозных праздников обнародован был позднее, в воскресенье, 5 марта 1861г., в Петербурге, во всех церквях после обедни. В тот же день на разводе в Михайловском манеже государь сам прочитал манифест. В ответ раздались громовые и долго не смолкающие крики «Ура!».

   Высочайший  манифест был объявлен во всех губернских городах нарочно командированными генерал- майорами свиты государя и флигель- адъютантами с 7 марта по 2 апреля 1861г.

    Но  отзвучали радостные клики, и  по всем губерниям российским впали в глубокую задумчивость главные действующие лица реформы - крестьяне и помещики.

   По  манифесту крестьянин сразу получал  личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Однако за пользование выделяемой помещиком за выкуп надельной землей крестьяне должны были отбыть барщину или платить оброк и не иметь права отказа от нее в течение 9 лет. Цена земли по выкупу значительно превышала ее рыночную стоимость, в отдельных районах в 2-3 раза. В целом переход крестьян на выкуп растянулся на три с лишним десятилетия. Новая жизнь принесла им не столько радость, сколько чрезмерные тяготы. В царствование Александра II с крестьян взимались: подушная подать, государственный земельный сбор, оброчная подать, земельные сборы, выкупные платежи; питейный и соляный акцизы также в основном собирались с деревни. От исправного поступления   этих сборов зависело 56% доходов государства. Между тем через год- два «крестьянское дело» считалось законченным. В 1872г. сельскохозяйственная комиссия, явно настроенная на пользу помещиков, и та указала на тяжелое экономическое положение крестьянства, налоги на которых возрастали непрерывно. Но лишь через десять лет было проведено их облегчение.

   Так, преследуя, безусловно важные цели - личное освобождение крестьян, наделение их землей и взимание с них платежей, -правительство да и общественное мнение оставили в тени две другие важные для будущего страны цели. Проблемы личных прав крестьянства и утверждение земельной собственности были отодвинуты «на потом». Половинчатое, неполное решение крестьянского вопроса в конечном счете породило крестьянские революции 1905-1917 годов.

    Помещики, покорившись реформе, столкнулись  с необходимостью самим хозяйствовать без крепостных рабочих рук, как правило, и без своего инвентаря. Стремясь избавиться от долгов, часть поспешила получить от казны до 80% выкупной суммы деньгами и ценными бумагами (в дальнейшем эта сумма взыскивалась государством с крестьян с прибавкой 6% годовых) Но обычным явлением сделалась отдача имений под заклад, их продажа и поступление на службу на твердое жалованье. Перемена образа жизни, хотя и сулила в перспективе твердое положение, как и всякая перемена, вызывала недовольство и ворчание в адрес государя.

   Он  знал об этом. Недовольство дворян было серьезною угрозой. Александр Николаевич хорошо понимал историю своего дела. Надо было принимать меры.

   Государь  посетил Москву и Тулу, где выступал перед дворянством и крестьянской депутацией, прося первых о поддержке, а вторым указывал на необходимость подчинения властям. Он видел, что усилилась неопределенность. Многое менялось и еще не установилось. Перемены были необходимы, но как, меняя самые основы государства, сохранить его устойчивость, не дать пошатнуться самой царской власти, как обеспечить себе поддержку большинства в обществе, сохранив устойчивый баланс между новыми и старыми силами? Задача была не из легких.

   Преобразования, первым звеном в цепи которых было освобождение крестьян, продолжались. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2 Буржуазные реформы  Александра II.

а) Земское и  городское самоуправление.

  До  эпохи Александра II все органы самоуправления в императорской России носили сословный характер. После освобождения крестьян возникла потребность создать всесословные органы для заведования местными делами, и эти органы были созданы «Положением о губернских и уездных земских учреждениях», изданным 1 января 1864г. Согласно положению 1864г. органами земского самоуправления в уездах были « уездные земские собрания», состоявшие из «земских гласных», избираемых на 3 года тремя куриями избирателей: 1) местными землевладельцами, 2) крестьянскими обществами, 3) городскими избирателями ( владельцами «недвижимостей» и торговых промышленных предприятий). Уездное земское собрание (заседавшее под председательством уездного предводителя дворянства) избирало из своей среды, в качестве своего исполнительного органа, уездную земскую управу (в составе председателя, который за тем утверждался губернатором, и от 2 до 6 членов), а также «губернских земских гласных», составлявших губернское земское собрание ( заседавшее под председательством губернского предводителя дворянства); последнее избирало губернскую земскую управу в составе председателя и 6 членов (председатель подлежал утверждению министра внутренних дел)

   Надзор  администрации над деятельностью  «земств» по положению 1864г. ограничивался только наблюдением за тем, чтобы их действия не противоречили существующим законам; в случае споров между «земствами» и администрацией решение принадлежало сенату.

   Предметами  компенсации земских учреждений были: назначение денежных сборов на местные нужды, заведование земскими имуществами и капиталами; устройство и поддержание местных путей сообщения; «меры обеспечения народного продовольствия»; «попечение о развитии местной торговли и промышленности»; дела благотворительности; взаимное земское страхование имуществ от огня; «попечение» о построении церквей и школ, «участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении   о   народном   образовании»;   попечение   о   народном здравии; меры по охране скота от эпизоотии и растений от вредителей; содействие воинским и гражданским властям в их местных мероприятиях; представления правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах.

 Земские учреждения по положению 1864 г. были введены  в 33 губерниях Европейской России (их не было на окраинах государства). Впоследствии на первое место в работе земских учреждений выдвинулись заботы о народном образовании и организация медицинской помощи населению; земской врач стал типичным носителем неутомимого и самоотверженного служения народу; народное образование и земская медицина на рубеже XIX и XX вв. составляли главные расходные статьи земских бюджетов. В XX стала быстро развиваться агрономическая помощь населению, и земский агроном стал рядом с народным учителем и земским врачом.

    Земства были лишены каких-либо политических функций и занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения, но ведь именно это тогда и требовалось обществу и стране. С введением в 1870г. нового городового положения городские думы получили в свое распоряжение определенные источники дохода, позволившие самостоятельно решать нужды городского хозяйства и благоустройства. Все жители, платившие городские налоги, разделялись (по «прусской системе») на три класса соответственно сумме платимых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных (таким образом, голос небольшой группы богатых плательщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких). Гласные городской думы избирали из своей среды городского голову и членов городской управы. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях. 

    Б) Реформа просвещения

    Реформа начального и среднего образования  началась с издания в июне 1864г. «Положения о начальных народных училищах», а в ноябре того же года - нового устава гимназий. Демократизм  новых  законов  выразился  в  том,  что  начальные школы разрешалось открывать и содержать как общественным учреждениям (земствам), так и частным лицам, а контроль над их деятельностью осуществляли губернские и уездные училищные советы с непременным участием представителя земства. В среднем образовании был введен принцип формального равенства для всех сословий и вероисповеданий, хотя барьером для неимущих стала высокая плата за обучение. Но как бы то ни было, образование вошло в самый быт общества. Число начальных и средних учебных заведений выросло за 1856-1880 гг. с 8,2 тыс. до 22,7 тыс., численность учащихся - с 450 тыс. до 1141 тыс. человек.

    1 июня 1863 г. Александр Николаевич утвердил новый университетский устав, дававший университетам довольно широкую автономию. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно - финансовые вопросы. Устав предусматривал выборность ректора, проректора, деканов и профессоров с последующим их утверждением в должности министром народного образования. Женщины в университеты не допускались, но в обеих столицах появились женские курсы с изучением всех наук. Однако, учащиеся в университетах студенты рассматривались как «отдельные посетители», не имеющие права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций, в широких размерах практиковавшийся перед тем, был вовсе воспрещен. Такое положение студенчества вызвало в нем большое недовольство; в связи с университетскими делами и общеполитическим положением в царствование Александра II часто происходили «студенческие беспорядки», сопровождавшиеся уличными демонстрациями, столкновениями с полицией, арестами и исключениями студентов и даже временным закрытием высших школ.

   Напуганное  общественным брожением и студенческими  беспорядками правительство задумало произвести реформу средней школы, чтобы обеспечить для университетов более спокойный и более «благонадежный» контингент слушателей.

    70-е  годы XIX в. Ознаменовались в России началом высшего женского образования (в этом отношении Россия шла впереди других европейских стран). Средние женские школы дали уже достаточный контингент лиц, стремящихся к высшему образованию, и в 70-х гг. возникают высшие женские курсы с программами университетского преподавания; высшие женские медицинские курсы в Петербурге (превратившиеся впоследствии в женский институт)

Информация о работе Александр II и его реформы