Александр Бернштам и неотпразднованный 1100-летний юбилей эпоса «Манас»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:53, реферат

Описание

Изучение истории кыргызов и Кыргызстана в 20-м веке незыблемо связано с именем Александра Натановича Бернштама (1910-1956гг.), выдающегося русского советского ученого, археолога, этнолога и культуролога. Он был настолько привязан к кыргызской и тюркской истории и культуре, поэтому «легко было» обвинять его в начале 1950-х годов в кыргызском национализме и пантюркизме. В самый расцвет творческой жизни он на несколько лет был отстранен от преподавания и научно-экспедиционных работ. Лишь после смерти И.Сталина, в начальные годы хрущевской «оттепели», для его судьбы истина начала торжествовать. Увы, он скончался 10 декабря 1956 г., когда ему было всего 46 лет.

Работа состоит из  1 файл

Александр Бернштам и неотпразднованный 1100.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Александр Бернштам и неотпразднованный 1100-летний юбилей эпоса «Манас»

Тынчтыкбек Чоротегин 
 
Изучение истории кыргызов и Кыргызстана в 20-м веке незыблемо связано с именем Александра Натановича Бернштама (1910-1956гг.), выдающегося русского советского ученого, археолога, этнолога и культуролога. Он был настолько привязан к кыргызской и тюркской истории и культуре, поэтому «легко было» обвинять его в начале 1950-х годов в кыргызском национализме и пантюркизме. В самый расцвет творческой жизни он на несколько лет был отстранен от преподавания и научно-экспедиционных работ. Лишь после смерти И.Сталина, в начальные годы хрущевской «оттепели», для его судьбы истина начала торжествовать. Увы, он скончался 10 декабря 1956 г., когда ему было всего 46 лет.

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье проливает свет на попытки А.Н.Бернштама связать празднование эпоса «Манас» с эпохой Кыргызского великодержавия.

Александр Бернштам


Конечно, нельзя сказать, что Александр Бернштам был одинок в усилиях организовать условное празднование тысячестолетия эпоса «Манас» в далеких 1940-х  годах советского Кыргызстана.



Ведь  мы знаем, что еще с 1922 года начались систематические записи вариантов  эпоса «Манас» по решению комиссии по науке советского Туркестана. В 1935-39 гг., параллельно со сталинскими  репрессиями против выдающихся ученых-кыргызоведов и манасоведов (в том числе Е.Д.Поливанова, блестящего переводчика эпизодов эпоса, и Касыма Тыныстанова, первого кыргызского профессора в полном смысле слова и др.) шли и обсуждения о дальнейшем углубленном изучении эпоса «Манас». А 23 марта 1940 года на заседании Совета Народных Комиссаров Кыргызской ССР была обсуждена подготовка к празднованию кыргызского героического эпоса «Манас».

Тогда шли первоначальные рекогносцировки кыргызских интеллектуалов для создания художественного фильма о Манасе. Поэт и драматург Джоомарт Боконбаев (1910-1944), ровесник Александра Натановича, погиб во время автокатастрофы, когда посещал разные места Прииссыккулья для съемки художественного фильма по эпизодам эпоса «Манас».

Кстати, данный эпос был важен для повышения патриотизма  и национальной гордости не только у граждан советского Кыргызстана. Лидеры Туркестанского легиона, сателлита другой тоталитарной империи – гитлеровской Германии, также опубликовали в годы Второй мировой войны многотиражное издание частей эпоса «Манас» на кыргызском языке. (См. эпос «Семетей» по варианту Тыныбека Джапы уулу, записанного Эшенаалы Арабаевым; этот эпизод был издан Сатаром Алмамбетовым (Бет-Алман) в 1943 г. в Берлине латинским шрифтом: http://www.bizdin.kg/elib/kitepter/pdf/smt.pdf ).

Именно в те военные  годы А.Н.Бернштам жил и работал в Кыргызстане. Он, наряду с археологическими экспедициями и организацией работ по созданию Кыргызского филиала АН СССР (будущей Национальной академии Кыргызстана), осуществил колоссальную работу по изучению материалов письменных источников на разных языках по истории кыргызов и Кыргызстана.

Именно в те годы А.Н.Бернштам был самым авторитетным ученым-историком, который предложил  связать условное празднование юбилея дастана «Манас» с эпохой возвышения Великого Кыргызского каганата (по выражению академика В.В.Бартольда – «Кыргызского великодержавия»).

Поэтому он предложил  датировать эпос именно 1100-летием, а  не просто 1000-летием, и связал происхождение  данного эпоса с событиями 840-847 гг., когда относительно локальный (южносибирский  каганат) кыргызов стал огромной кочевой державой, объединившей широкие просторы Внутренней и Центральной Азии середины 9-го – начала 10-го веков. (Этот тезис об условной датировке эпоса 1100-летием, кстати, был поддержан впоследствии и казахским академиком, манасоведом М.О.Ауэзовым).

«Эпос, - отметил А.Н.Бернштам, - эта  устная летопись народа, чрезвычайно  богат как в смысле отложившихся в нем исторических фактов, так и в смысле отражения народной мудрости» (См.: Бернштам А.Н. Эпоха возникновения киргизского эпоса «Манас» // «Манас» - героический эпос киргизского народа. – Фрунзе, 1968. – С. 177).

Эта мысль Александра Натановича перекликается и с мнением музыковеда В.Власова, который писал, что с именем Манаса у кыргызов с давних пор связаны лучшие надежды на будущее. А одной из надежд было восстановление утраченной государственности, и народ уповал на дух Манаса, олицетворявшего собой прекрасные качества государственных мужей и богатырей многих поколений кыргызской нации, поколений, рассыпанных во тьме более чем двух тысячелетий.

8 сентября 1945 года Бюро ЦК КП Кыргызстана  решило праздновать юбилей эпоса  «Манас» в 1947 году. К сожалению, через некоторое время после окончательной победы над нацизмом в 1945 году, особенно в 1947 году, когда продолжали преследовать «пантюркистов», «националистов» и их «приспешников», видимо, отпала необходимость всенародного празднования условного юбилея героического эпоса «Манас». Тем более, цензоры не захотели связать это с памятью об ушедших временах, когда кыргызы были независимы не только от восточных славян и имели свою государственность и руноподобную енисейскую письменность. В 9-м веке не было и следа от весьма позднего понятия «россиянин», а Южная Сибирь была завоевана будущей тогда Россией лишь в 17-18 вв.

Полагаю, А.Н.Бернштам с досадой прочел бы сентенции некоторых современных  политиков, сладко говорящих, типа «Манас – это россиянин». Мы же не называем Будду или Бабура «великими британцами».

Хотя  некоторые тезисы А.Н.Бернштама (в частности, его попытки связать личность Манаса с предложенным им «Йаглакар-ханом» («Яглакар-ханом») из-за неточной интерпретации надписи эпохи Великого Кыргызского каганата, найденной в местности Суджийн-Даван на севере нынешней Монголии) были справедливо раскритикованы последующими учеными-тюркологами, но его видение одной из важных эпох истории кыргызов – возвышение Великого Кыргызского каганата, как одну из отправных точек истории создания эпоса «Манас» - до сих пор остается популярным. Оно противоречит тому, как в 1995 году спешно отпраздновали у нас условное тысячелетие эпоса «Манас» (в 1994 году, когда шли подготовительные мероприятия к данному юбилею, многие наши земляки и не догадывались, что на носу были важные президентские выборы после «умерщвления» «легендарного Жогорку Кенеша»).

Если  бы тогда, в далеком 1947 году, в советском  Кыргызстане условно отпраздновали  бы 1100-летие эпоса «Манас» по предложению  А.Н.Бернштама и его соратников, то тогда, конечно, косвенным путем  отметили бы юбилей Кыргызского великодержавия, т.е. Великого Кыргызского каганата. (Напомним, что российский ученый-кыргызовед, археолог Юлий Сергеевич Худяков назвал эту эпоху «звездным часом» в истории раннесредневековой кыргызской государственности.

Лишь  в ноябре 2012 г., т.е. спустя 70 лет, ученые-кыргызоведы  и общественность Кыргызстана смогли отметить 1170-летний юбилей образования  Великого Кыргызского каганата, но теперь не было необходимости связать это с эпосом «Манас». Ведь, как утверждали манасоведы еще в советское время, многие ранние эпизоды эпоса «Манас» восходят аж к эпохе древних хуннов – к 3-1 векам до нашей эры, а самые поздние – к 16-18-м векам нашей эры!

Как говорят  наши земляки, видимо, дух Александра Бернштама, кыргызского националиста, оборачивался с облегчением, когда наконец-то свободно отметили в Ала-Тоо эту дату из истории кыргызской государственности под эгидой президента суверенного Кыргызстана. 

 

 

 

Массовая репрессивная компания в СССР и ее отражение в Кыргызстане.

Массовые репрессии  в Кыргызстане начинаются во время  гражданской войны, а затем и  в 1920-е годы в связи с разгромом  в Средней Азии политических партий, некоммунистических движений и общественных организаций.

Компания по очистке партии от врагов. Ликвидация кулачества как класса. В рез-те перегибов, просчетов в ходе коллективизации – снижение уровня жизни населения, рост недовольства. С целью отвлечения внимания людей была взята политика, внушающая, что в трудностях виноваты «враги народа». Это создало условия для продолжения репрессий, устранения неугодных.

Репрессированы  мн.извест.деятели: учены-лингвист Поливанов (как троцкист), нач.сельхозотдела  облком.партии Тынаев (прав.оппортунист), ученый Тыныстанов (бурж-националист, враг народа.). в сент.1933 г. Ю. Абдрахманов обвинен в национализме и снят с работы. В июне 1937 г. –разоблачен «антисоветчик» А. Сыдыков. За 8 лет регион.самостоятельности – 4 чистки, множество талант людей, науки и культуры репрессированы. Другие – от страха – безинициативны, несамостоятельны.

До 1934 г. наказание  – снятие с должности, после 17 сьезда – физич.уничтожение, поводом послужило  убийство Кирова 1 дек.1934 г.. в августе  к расстрелу приговорены 16 быв.соратников Сталина.

В 1938 г. по обвинению в создании «Социал-Туранской партии» расстреляны Ю. Абдрахманов, И.Айдарбеков, Т.Айтматов, Б.Исакеев, Э.Эсенаманов, А.Орозбеков, Ж.Саадаев, К.Тыныстанов, О.Алиев, А.Жээнбаев, О.Тынаев.

В конце 1940-х  и начале 1950-х годов были репрессированы многие деятели науки и культуры. По обвинению в национализме подвергнуты аресту литераторы и ученые Т. Байджиев, Т. Саманчин, 3. Бектенов и многие другие.

Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 года прервала полосу репрессий. В СССР началась работа по реабилитации жертв массовых репрессий. По некоторым данным количество репрессированных в Кыргызстане составило примерно 40 тысяч человек (на 2 млн. жителей Кыргызстана), на сегодняшний день реабилитировано более 15 тысяч. Где находятся захоронения многих, неизвестно. А место захоронения 137 видных государственных и партийных деятелей, расстрелянных в ноябре 1938 года в урочище Чон-Таш - Ж. Абдырахманова, Т. Жолдошева, Х. Шорукова, М. Белоцкого, Э. Эсенаманова, К. Тыныстанова, А. Орозбекова, М. Амосова, Б. Исакеева, Ж. Саадаева, Т. Айтматова, Х. Жеенбаева и других обнаружено только весной 1992 года

 

     


Информация о работе Александр Бернштам и неотпразднованный 1100-летний юбилей эпоса «Манас»