Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:38, реферат

Описание

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных и излишне взысканных налога, сбора, пеней, штрафа установлен ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" были внесены изменения в указанные статьи НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2007 г. (два изменения вступают в силу с 1 января 2008 г. - об этом мы расскажем далее).

Работа состоит из  1 файл

ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ И ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Из этого следует, что арбитражные суды в случае сомнений в правомерности проведения зачета излишне уплаченных сумм налога в счет погашения недоимки и задолженности  по пеням должны установить, исследовать  и оценить всю совокупность имеющих  значение для правильного разрешения дела обстоятельств.

Таким образом, сама по себе часть 4 статьи 200 АПК Российской Федерации не может рассматриваться  как нарушающая конституционные  права и свободы заявителя. Проверка же законности и обоснованности вынесенных в каждом конкретном деле решений является прерогативой вышестоящих судов и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственна.

Исходя из изложенного  и руководствуясь пунктом 2 части  первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии  к рассмотрению жалобы ОАО  "Ростелеком", поскольку она  не отвечает требованиям Федерального  конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного  Суда Российской Федерации по  данной жалобе окончательно и  обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного  Суда

Российской  Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного  Суда

Российской  Федерации 
 
 

Зачет и возврат налогов

Что изменится в 2007 году

Ирина Черник, член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов

  "Российская Бизнес-газета" №572 от 19 сентября 2006 г.

 

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установил, в частности, новые правила зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов (ст. 78, 79 НК РФ), которые вступят в силу с 1 января 2007 года, а частично - с 1 января 2008 года.

С нового года сумма  излишне уплаченного налога будет  подлежать зачету в счет:

- предстоящих платежей  налогоплательщика по этому или  иным налогам, 

- погашения недоимки  по иным налогам, 

- задолженности по  пеням и штрафам за налоговые  правонарушения.

Так же как и в  настоящее время, излишне уплаченный налог может быть возвращен налогоплательщику.

Однако зачет по всем видам налогов будет возможен только до конца 2007 года.

С 1 января 2008 года зачет  излишне уплаченных сумм будет производиться  по соответствующим видам налогов  и сборов, а также по пеням, начисленным по этим налогам и сборам.

С учетом внесенных  поправок налогоплательщики получают право в случае обнаружения фактов излишней уплаты налога обратиться по своей инициативе в налоговый  орган для проведения совместной сверки расчетов. Сверка, как и ранее, может быть произведена и по предложению налогового органа.

В статьях 78 и 79 Налогового кодекса РФ унифицированы сроки  принятия решений налоговым органом. Этот срок составляет 10 дней. В результате такой "унификации" увеличен срок принятия решения налоговым органом о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей с пяти до десяти дней. Этот срок будет исчисляться со дня получения письменного заявления налогоплательщика или подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки.

Зачет суммы излишне  уплаченного налога в счет погашения  недоимки по иным налогам, задолженности  по пеням и (или) штрафам налоговые  органы должны будут производить  самостоятельно, принимая соответствующее  решение в течение 10 дней со дня  обнаружения факта излишней уплаты налога или со дня подписания с налогоплательщиком акта совместной сверки или со дня вступления в силу решения суда. При этом налогоплательщик не лишен права также подать заявление о зачете.

В отношении возврата излишне уплаченных налогов установлено, что он будет осуществляться не только после погашения недоимок по налогам соответствующего вида и пеням по ним, как в настоящее время, но и после погашения также задолженности по штрафам.

Срок для подачи заявления о возврате не изменился, заявление по-прежнему можно будет подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Уточнена процедура  осуществления возврата - налоговый  орган должен принять решение  в течение 10 дней со дня получения  заявления налогоплательщика или  со дня подписания акта совместной сверки расчетов. При этом до истечения этого срока налоговый орган должен направить в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат соответствующей суммы.

С 2007 года вводится обязанность  налоговых органов в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) в течение пяти дней со дня его принятия, передав сообщение руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим дату и факт получения (п. 9 ст. 78 НК РФ в новой редакции). Как известно, в настоящее время налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о принятом решении в течение двух недель. Однако форма информирования не установлена, в связи с чем эта обязанность часто не соблюдается налоговыми органами. С учетом внесенных Федеральным законом N 137-ФЗ изменений форма взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами в плане информирования о принятых решениях по заявлениям о зачете (возврате) налогов получила принципиально новое урегулирование.

При исчислении сроков в днях следует учесть, что с 1 января 2007 года в соответствии с  новой редакцией статьи 6.1 НК РФ под  днем в налоговых отношениях будет  пониматься рабочий день, если в тексте соответствующей статьи не сделана оговорка "календарный день". Поскольку такой оговорки в новой редакции статей 78, 79 НК РФ нет, то реальные сроки принятия решений и извещения налогоплательщиков будут значительно больше, чем можно предположить при первом прочтении норм.

С нового года в законодательном  порядке установлена обязанность  органов Федерального казначейства уведомлять налоговые органы о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику  денежных средств.

В новой редакции ст. 78 НК РФ сохранено положение, согласно которому в случае нарушения установленного срока возврата излишне уплаченного налога налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Согласно новой  редакции ст. 79 НК РФ возврат сумм излишне  взысканных платежей (налогов, сборов, пеней, штрафов) должен будет осуществляться на основании решения налогового органа, принятого в течение 10 дней со дня получения соответствующего письменного заявления налогоплательщика.

Сокращен срок для  информирования налоговым органом  налогоплательщиков об обнаружении  фактов излишнего взыскания налога налоговым органом самостоятельно. В настоящее время этот срок составляет месяц. С 1 января 2007 года он не может превышать 10 дней со дня установления этого факта налоговым органом.

Введена обязанность  территориального органа Федерального казначейства, осуществившего возврат  суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, об уведомлении налогового органа о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В случае если проценты уплачены налогоплательщику не в  полном объеме, налоговый орган принимает  решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства и до истечения трехдневного срока отправляет поручение на возврат оставшейся суммы процентов в территориальный орган Федерального казначейства.

С 1 января 2008 года вводится положение, согласно которому возврат  налогоплательщику суммы излишне  взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 НК РФ.

С 1 января 2007 года должен был измениться порядок возмещения НДС в соответствии с отдельными поправками, внесенными Федеральным  законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ. Но этого  не произошло. Федеральным законом N 137-ФЗ утверждена новая редакция ст. 176 НК РФ, устанавливающая единый алгоритм возмещения налога на добавленную стоимость как при совершении экспортных, так и иных операций.

В настоящее время  действует правило, согласно которому налогоплательщик имеет право на возврат соответствующей суммы  НДС по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. То есть эта норма напрямую не связана с проведением камеральной проверки. С 2007 года право на возврат НДС может быть реализовано после проведения налоговым органом камеральной проверки.

Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то по окончании  проверки в течение семи дней налоговый  орган обязан принять решение  о возмещении соответствующих сумм. В противном случае составляется акт налоговой проверки с последующим его рассмотрением и вынесением решений налогового органа.

При отсутствии у налогоплательщика  недоимки по налогу на добавленную  стоимость, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Налогоплательщик  имеет право подать письменное заявление  о том, чтобы суммы, подлежащие возврату, были направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по этому или иным федеральным налогам.

При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной  налоговой проверки, по итогам которой  было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.

www.palata-nk.ru

 

"Российская Бизнес-газета" №572 от 19 сентября 2006 г.

В разных по времени  подписания и региону  распространения  выпусках газеты текст  статьи может различаться. Для получения  полного текста газетной публикации  
 

Вопрос:

Порядок возврата излишне уплаченных сумм налога определен положениями статьи 78 НК РФ. В соответствии с пунктом 7 соответствующей статьи Налогового Кодекса РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.  
В связи с разъяснениями Конституционного Суда РФ, данными в Определении от 21.06.2001 №173-О, а также позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 №6219/06, возникает вопрос: с какого момента исчислять трехлетний срок, предусмотренный для подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога - со дня уплаты налога, либо с момента, когда налогоплательщик узнал о наличии переплаты? 
 

Ответ:  

Порядок возврата излишне  уплаченных сумм налога определен положениями  статьи 78 НК РФ. В соответствии с  пунктом 8 данной статьи налоговые органы не имеют законных оснований для  возврата из бюджета переплаты по налогам в случае обращения налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм по истечении трех лет, исчисляемых с момента уплаты налога. В связи с чем, основания для признания незаконными действия налоговых органов, выразившиеся в отказе возвратить из бюджета излишне уплаченных сумм, отсутствуют.

Пропуск трехлетнего  срока подачи заявления в налоговый  орган не препятствует обращению  в суд с иском о возврате из бюджета переплаченных сумм в  порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

По вопросу исчисления срока подачи заявления в суд высказал свою позицию Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 № 173-О, в соответствии с которым, в данном случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Данная позиция изложена и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06.

Информация о работе Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и сборов