Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 14:16, реферат

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение некоторых проблем, связанных с применением налогоплательщиками упрощенной налоговой системы, уяснение преимуществ и недостатков данного вида специального налогового режима. Для достижения указанных целей нами были рассмотрены и изучены помимо положений законодательства, регулирующего упрощенную систему налогообложения, статьи ученых, занимающихся изучением проблем «упрощенки», а также судебная практика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§1.Упрощенная система налогообложения: понятие и назначение 5
§2.Достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа состоит из  1 файл

упрощенка реферат.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)
 
 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

     Представленная работа посвящена рассмотрению упрощенной системы налогообложения, являющейся одним из четырех действующих  в настоящее время в Российской Федерации специальных налоговых режимов.

     Выбор данной темы обуславливается  несколькими обстоятельствами: во-первых, проблемностью  многих вопросов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения,  а во-вторых, заинтересованностью законодателя  в  дальнейшем регулировании и совершенствовании рассматриваемого нами специального налогового режима, что можно проследить в «Основных направлениях налоговой политики Российский Федерации на плановый период 2010 года и на плановый период 2011 и 2012 годов. Несмотря на то, что этот документ не являются нормативным правовым актом, он представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.  Так, согласно этому документу, принятые в последние шесть лет меры по совершенствованию специальных налоговых режимов, к которым относится помимо иных и упрощенная система налогообложения позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса. За 2003 - 2008 гг. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы, увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.), или в 1,9 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов, выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб., или в 4,2 раза. Дальнейшая работа по совершенствованию специальный налоговых режимов позволила усилить стимулирующее и социальное значение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых режимов.

     По мнению законодателя, дальнейшее совершенствование упрощенной системы налогообложения помимо принятия иных мер может способствовать противодействию последствиям экономического кризиса, а также созданию условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

     Целью настоящей  работы является рассмотрение некоторых  проблем, связанных с применением  налогоплательщиками упрощенной налоговой  системы, уяснение преимуществ и недостатков данного вида специального налогового режима. Для достижения указанных целей нами были рассмотрены и изучены помимо положений законодательства, регулирующего упрощенную систему налогообложения, статьи ученых, занимающихся изучением проблем «упрощенки», а также  судебная практика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.Упрощенная система налогообложения: понятие и назначение

     Правовому регулированию такому виду специального налогового режима  как упрощенная система налогообложения посвящена  специальная глава 26.2 Налогового кодекса РФ.

     Из анализа положений  указанной главы НК РФ можно определить, что  сущность и привлекательность  упрощенной системы налогообложения  заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой  единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период, а также в том, что применение этой системы налогообложения дает налогоплательщикам дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

     Упрощенная система  налогообложения представляет собой  специальный налоговый режим, носит  согласно налоговому законодательству добровольный характер и  может применяться  как организациями, так и индивидуальными предпринимателями при соблюдении установленных условий.

     Упрощенная  система налогообложения применяется  организациями и индивидуальными  предпринимателями наряду с иными  режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

     Положения главы 26.2 НК РФ позволяют организациям и индивидуальным предпринимателям совмещать уплату единого налога на вмененный доход по отдельным  видам деятельности с применением  упрощенной системы налогообложения  в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 346.12 НК РФ).

Как верно  отмечает Сланевская А.Ю.,  правило  п. 1 ст. 346.11 НК РФ не означает, что упрощенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками одновременно с общей системой налогообложения. Поскольку общая система налогообложения, так же как и упрощенная, распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды, то упрощенная система, как пояснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.10.2007 N 667-О-О, не может применяться одновременно с общей системой налогообложения.

     Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной  главой 26.2 Налогового кодекса РФ, подразумевает замену единым налогом целого ряда налогов. Так, вместо налога на прибыль( на доходы физических лиц, полученных в результате предпринимательской деятельности), налога на имущество организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, рассчитывают и перечисляют в бюджет единый налог. Организации и индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, когда налог подлежит уплате в при ввозе товаров на территорию России,  а также  НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 1741 НК РФ.

     Кроме единого налога, организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны платить  иные налоги (это акцизы, водный, транспортный, земельный и другие налоги), а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

§2.Достоинства и недостатки упрощенной  системы налогообложения

     Сытова  Е.В. отмечает, что прежде чем отдать предпочтение упрощенной системе налогообложения, хозяйствующему субъекту следует оценить соотношение предполагаемых выгод и возможных рисков. Так, автор выделяет следующие недостатки и достоинства упрощенной системы налогообложения.

     Одним из преимуществ  УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. В абз. 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ прямо закреплено, что переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

     Таким образом, если организация или индивидуальный предприниматель  хочет перейти на "упрощенку", то они вправе это сделать. И наоборот: если они решили, что УСН им не подходит, то могут перейти с нее на иной налоговый режим.

     Однако при этом нужно учитывать, что переход  к УСН, равно как и переход  с нее на иные системы налогообложения, осуществляется по особым правилам.

     Во-первых, установлен целый ряд ограничений на применение "упрощенки". И чтобы начать ее применять, необходимо все их соблюсти.А во-вторых, порядок перехода подчинен строгим правилам. Например, нельзя перейти с УСН на другой режим налогообложения до окончания налогового периода, за некоторыми исключениями (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).  Так, ФНС в Письме от 7.04.2010 года N 3-2-07/20 «О применении упрощенной системы налогообложения»  разъясняет, что к исключениям относятся случаи, когда по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктом 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса.

        К существенным недостаткам следует отнести возможное сокращение числа клиентов. Если клиентами организации большей частью являются организации и предприниматели, исчисляющие налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, то вполне вероятно, что часть клиентов может отказаться от услуг организации, применяющей "упрощенку", в связи невозможностью принять НДС к вычету. В данном случае есть несколько вариантов выхода из этой ситуации, одним из которых может стать снижение цен на сумму НДС, что  несмотря на резкий скачок конкурентоспособности субъекта не будет для него приемлемым. Другим возможным вариантом является выставление счетов-фактур с выделенной суммой НДС. Однако этот вариант является наиболее рискованным. Во-первых, налог на добавленную стоимость, указанный в таких счетах-фактурах, "упрощенцу" придется отразить в налоговой декларации за соответствующий налоговый период и перечислить в бюджет. Во-вторых, как финансовое ведомство, так и налоговые органы придерживаются той позиции, что организация-покупатель не имеет права на вычет НДС по счету-фактуре, полученному от поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения (например, письмо Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-07-11/126, письмо Минфина России от 24 октября 2007 г. N 03-07-11/516, письмо ФНС России от 6 мая 2008 г. N 03-1-03/1925). Главным доводом органов контроля в этом вопросе является то, что выставление самого счета-фактуры поставщиками, применяющими специальные режимы налогообложения, является неправомерным. Как следствие и право на вычет НДС по такому счету-фактуре также отсутствует. Однако в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2009 г. N ВАС-535/09 указано, что в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ условиями для вычета НДС являются наличие правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов, а также принятие приобретенных товаров на учет. Но, несмотря на то что арбитры однозначно высказались по этому вопросу, налогоплательщику, настаивающему на выставлении счета-фактуры его контрагентом-"упрощенцем" с выделенным НДС, нужно готовиться отстаивать свое мнение в судебных органах.

     Таким образом, субъекту, перешедшему на упрощенную систему налогообложения, особое внимание следует отнести вопросу ценообразования на свои товары, работы и услуги, а также больше внимания уделить работе с клиентами и заинтересовать их в своих услугах.

     Еще одним из недостатков упрощенной системы налогообложения являются существенные ограничения возможности учета затрат. Перечень расходов, подлежащих учету при применении упрощенной системе налогообложения, закреплен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ и является закрытым, что не позволяет однозначно говорить о правомерности учета некоторых видов расходов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации. В ряде случаев при отсутствии прямого упоминания того или иного вида расхода в перечне приходится изыскивать возможность учета понесенных расходов по иным статьям затрат. Например, расходы по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду прямо не поименованы в списке расходов, принимаемых для исчисления налоговой базы, в ст. 346.16 НК РФ, однако согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, являются материальные расходы. Следует напомнить, что материальные расходы в целях исчисления единого налога принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. А поскольку согласно нормам ст. 254 Кодекса к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы, то платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у налогоплательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в составе материальных расходов, учитываемых при определении налоговой базы, несмотря на то, что указанные платежи признаны платежами неналогового характера. Такая позиция изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 мая 2005 г. N 03-07-03-04/20. Также в составе материальных расходов могут быть учтены расходы на оплату услуг сторонних организаций по печати газеты и по ее доставке до читателей, осуществляемых на основании договоров оказания услуг (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 июля 2009 г. N 03-11-09/239).

     При применении упрощенной системы налогообложения  могут возникнуть сложности с  определением доходов, попадающих в  налоговую базу. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ в составе доходов, учитываемых для целей налогообложения при применении "упрощенки", учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, но не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Налогового кодекса, в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.

     Применение  упрощенной системы имеет ряд  преимуществ перед общим режимом  налогообложения. В частности, отсутствует необходимость уплаты целого ряда налогов. На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, находящиеся на УСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество и налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ. Именно эти налоги составляют основную часть налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Особо стоит отметить отсутствие обязанности по исчислению и уплате НДС. В тех организациях, где основную долю в составе затрат составляют расходы на оплату труда (научные, образовательные и т.п. организации), сумма НДС к уплате может достигать внушительных размеров по причине слишком маленькой суммы налога, принимаемого к вычету, или полного отсутствия такового.

     Для тех субъектов, которые находятся  на упрощенной системе налогообложения, в течение 2010 г. предусмотрены пониженные ставки взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование. Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "упрощенцы" исчисляют и уплачивают только взносы в Пенсионный фонд РФ по ставке 14 процентов. Несмотря на то что такое положение будет действовать только в 2010 г. и с 2011 г., субъекты, применяющие УСН, будут уплачивать страховые взносы в полном объеме (кроме тех, кто имеет статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, общественных организаций инвалидов и т.д.), повышение ставок страховых взносов все равно позволит снизить налоговую нагрузку. Уменьшить налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, можно на сумму страховых взносов, уплаченных за соответствующий отчетный (налоговый) период, но не более чем на 50%.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения