Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение транспортного налога, а также проведение сравнительного анализа норм, регулирующих налогообложение владельцев транспортных средств, с действующими нормами, регулирующими соответствующие отношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Анализ изменений налогового законодательства России на примере транспортного налога……………………………………………………...5
Порядок исчисления и взимания транспортного налога…………………………………………………..………
Заключение……………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

транспортный налог.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

         Согласно абзаца первого ст. 357 НК РФ обязанность  по уплате налога лежит на лице, на которое  зарегистрировано транспортное средство.

         Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в  Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 «О порядке регистрации транспортных средств», транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства (п. 1.3).

         Вместе с тем  установлено, что при изменении  места эксплуатации транспортного  средства осуществляется временная  регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.

         Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.2

         В случае, если у транспортного  средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении  обязанности уплаты налога. По моему мнению, для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст. 357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех собственников) одновременно.

         Таким образом, проведенный  анализ позволяет сделать вывод  о том, что не может быть несколько  лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.

         Считаю, что такое  правило в большей степени  отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает возможные  споры между участниками долевой  собственности по уплате транспортного  налога. 
 
 
 
 

______________________

2 Сафронов К. Новые налоги – новые сюрпризы // Налоги и платежи. - № 2. – 2003 г.

         Объект  налогообложения

         Объектом налогообложения  в соответствии с действующим  законодательством являются транспортные средства, в том числе водные и  воздушные, зарегистрированные в установленном порядке.

         Согласно ст. 130 ГК РФ подлежащие государственной регистрации  воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические  объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной  регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.01 г. N 144, а правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах – приказом Госкомрыболовства России от 31.01.01 г. N 30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 г. N 145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.

         В соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» приказом МВД России от 26.11.96 г. N 624 утвержден Порядок регистрации транспортных средств.

         Объектами налогообложения  признаются:

      • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
      • самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

         Приведенный список транспортных средств, собственники которых  уплачивают транспортный налог, с некоторыми дополнениями (гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда) объединил два  перечня: объектов налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР») и частично объектов налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц). Список объектов транспортного налога конкретизируется перечнем транспортных средств, не облагаемых налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).

         Согласно ст. 358 НК РФ Транспортные средства, освобождаемые  от налогообложения; не являются объектом налогообложения:

      • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
      • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;
      • промысловые морские и речные суда;
      • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
      • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
      • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органом исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
      • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
      • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
      • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

         Представляется, что  это объединение является необходимым  следствием объединения ранее существовавших налогов, связанных с обладанием транспортными средствами, в один – транспортный налог.

         Особую значимость здесь имеет то, что действующим  законодательством в качестве объекта  налогообложения предусмотрено  только транспортное средство (все, что  признано транспортным средством в соответствии с законодательством). Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего налога на пользователей автодорог, согласно которого объектом налогообложения являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Полагаю, что такое изменение отражает, прежде всего, единый подход к определению объекта налогообложения, а во-вторых, такой порядок исчисления налога является более удобным и простым, чем его исчисление исходя из выручки от реализации продукции, которая в зависимости от конкретных целей и обстоятельств может быть рассчитана по-разному. Наконец, это является более справедливым по отношению к налогоплательщикам.

         Помимо выше сказанного, думаю, что при рассмотрении вопроса  об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере, относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым.

         Я полагаю, это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может  не вызвать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств.3

         Согласно статьям 14, 357 НК РФ транспортный налог отнесен  к региональным. В соответствии с  п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ объект является одним из элементов налогообложения, которые должны быть четко определены, иначе налог не считается установленным. При этом объект налогообложения должен быть четко определен в самом НК РФ. Региональные законодатели лишены возможности устанавливать или каким-либо образом корректировать объект налогообложения. Это следует из п. 3 ст. 12 НК РФ.

         Таким образом, в  главе 28 НК РФ должен быть исчерпывающе установлен перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом. Отнесение  этого вопроса на уровень регионального, а тем более ведомственного регулирования противоречит приведенным положения НК РФ.

         При рассмотрении вопроса  об объекте налогообложения представляет интерес вопрос о порядке налогообложения  транспортного средства, числящегося  на балансе у организаций, но не прошедшего государственную регистрацию. Такой вопрос нередко возникал при применении налога с владельцев транспортных средств. Его решение предложено  МНС   России  в  п.  48  Инструкции  N 59,  согласно   которому

____________________________

3 Разгулин С. Транспортный налог // Финансовая газета от 25.09.2002

налогом с владельцев транспортных средств  облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в органах Госавтоинспекции, военной автоинспекции, Госсельхознадзора  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.94  N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Анализ неналоговых  доходов федерального  бюджета Российской Федерации.

         Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

         Большинство неналоговых  платежей имеет сравнительно небольшой  удельный вес в доходах бюджета, но порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций

         Роль и значение неналоговых доходов в консолидированном  бюджете отражены в таблице 1., Приложение 1.

         В таблице 2, Приложение 2 представим удельный вес по видам  доходов в общей сумме доходной части консолидированного бюджета

         На рис. 1 (Приложение 3) представим структуру доходов консолидированного бюджета в общем виде.

         Следует отметись, что  наибольший удельный вес занимают налоговые  доходы. При этом, доля доходов консолидированного бюджета Российской Федерации занимает более 65%, и уменьшается за анализируемый период.

         Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются с уровня в 61,4% в 2005 году, до 60,9% в 2007 году.

         Следует отметить рост в структуре доходов неналоговых  доходов федерального бюджета и  консолидированного бюджета субъектов  Российской Федерации.

         Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет составили 6,7% в доходах на 2005 год, далее происходит падение до уровня 5,5% в 2007 году по утвержденному  бюджету.

         Доходы от предпринимательской  деятельности занимают очень малую  часть в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, и занимают порядка 0,7% в 2005 году, и 0,8% в 2007 году. При этом доходы от предпринимательской деятельности сформированы за счет поступлений в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, в то время как данные доходы в федеральный бюджет не поступают.

         Таким образом, отметим, что неналоговые доходы в структуре  консолидированного бюджета Российской Федерации приходятся в большей  части на федеральный бюджет Российской Федерации.

Информация о работе Транспортный налог