Развитие налоговой системы России с конца XIX в. до октября 1917 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:14, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение становления и развития налоговой системы России с конца XIX века до октября 1917 г., выявление и определение закономерностей изменения в налоговой сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Налоговая система России с конца XIX века до 1914 года………4-5
Глава 2. Развитие налоговой системы России с 1914 г. до начала 1917 г…6-8
Глава 3. Налоговая система России с февраля до октября 1917 г………….9-10
Заключение……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы……………………………………...….12

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова

Юридический факультет

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: «Развитие налоговой системы России с конца XIX в. до октября 1917 г.»

 

 

Выполнил:

Студент группы ЮФ 11-08

Ластухин Павел Александрович

 

Проверила:

Чинчикова Г.Б.

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Налоговая система России с конца XIX века до 1914 года………4-5

Глава 2. Развитие налоговой системы России с 1914 г. до начала 1917 г…6-8

Глава 3. Налоговая система России с февраля до октября 1917 г………….9-10

Заключение……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы……………………………………...….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Развитие налоговой системы России с конца XIX века до октября 1917 г. происходило неравномерно. Поэтому условно этот период можно разграничить на три стадии которые были связаны как с существенными преобразованиями общественной жизни, экономики, так, соответственно, и с изменением налоговых рычагов. Конечно, они не равнозначны по времени, но довольно существенны по различиям и направленности тенденций, характеризующих финансовую систему:

Конец XIX века - 1914 год;

1914 год — начало 1917 года;

начало 1917 года — октябрь 1917 года.

   Целью данной работы является изучение становления и развития налоговой системы России с конца XIX века до октября 1917 г., выявление и определение закономерностей изменения в налоговой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Налоговая система России с конца XIX века до 1914 года.

 

    Первая стадия характеризовала сформировавшуюся налоговую систему Российской империи. Преобладающее место между прямыми налогами занимала подушная подать, сосредоточенная на обложении низшего крестьянского сословия, тогда как землевладельческий и промышленный классы обложены были слабо. В системе косвенных налогов преобладал питейный сбор. В основном вся налоговая система основывалась на трех налогах (к началу XX века): подушной подати — 11,82 % налоговых поступлений и 9 % дохода бюджета государства; питейного сбора — 47,4 % всей суммы налогов и 35,38 % доходов бюджета; таможенных пошлин — 20 % налоговых отчислений и 15,14 % бюджетных доходов. В целом эти три налога составляли 78,82 % всей суммы налогов и покрывали 59,52 % доходов бюджета[1].

     С 1898 года начинает действовать промысловый налог, просуществовавший до Октябрьской революции. Согласно Положению о Государственном промысловом налоге, утвержденном Николаем II, Промысловые свидетельства должны были выдаваться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как юридическое, так и физическое лицо.

     Промысловый налог делился на основной и дополнительный. Основной состоял из налога с торговых заведений, складских помещений и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю.

     Дополнительный промысловый налог зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и нередко по размеру превышал основной. В основе его дифференциации лежал и характер предприятия:

 

купеческие предприятия платили его в виде раскладочного сбора (определялся раз в три года и законодательно раскладывался по губерниям) и также процентного сбора с прибыли (3,33 % с той части прибыли, которая в 30 раз превышала размер основного промыслового налога);

 

акционерные общества уплачивали дополнительный промысловый налог как налог с капитала (0,15 % с капитала, превышающего 100 рублей) и процентного сбора с прибыли (рассчитывалась в процентах к основному капиталу).

     Наиболее крупным из прямых налогов, обеспечивавших поступления в доходы городов, был налог с недвижимого имущества взимавшийся по ставке 9 %. Так, он обеспечивал в 1890 г. 2,3 млн. рублей поступлений из 4,14 млн. рублей прямых налогов в бюджет города Москвы. В течение следующих пятнадцати лет ставка колебалась от 9 до 10 %[2] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие налоговой системы России с 1914 г. до начала 1917 г.

 

   Вторая стадия (1914-1916 гг.) характеризовалась финансовым положением России. Первая мировая война потребовала небывалого до этого напряжения всех ресурсов (в том числе и финансовых) Российской империи.

    Перед мировой войной состояние российских финансов было устойчивым. Золотой запас прочно обеспечивал денежную массу в обороте. По его размерам Россия занимала второе место в мире после США, соответственно, 1,2 тыс. т. и 1,5 тыс. т.[3] По данным Министерства финансов и Госконтроля, доходы государственного бюджета (общий бюджет) составляли 3452,5 млн. руб., расходы — 3382,9 млн. руб.[4] Это легло в основу отказа правительства от заключения займов для покрытия бюджетного дефицита.

    За время войны эмиссия Государственного банка непрерывно расширялась. До 1 января 1916 г. трижды увеличивался размер эмиссии (на сумму 3200 млн. руб.) сверх установленной эмиссионным законом 1897 г. В течение 1916 г. размер эмиссии возрос на 3 млрд. руб. Всего за период с 1 января 1914 г. по 1 января 1917 года сумма кредитных билетов, находившихся в обращении, повысилась с 1,5 млрд. до 9,1 млрд. руб.[5]

     Резко таял золотой запас. Примечателен факт, широко известный фалеристам (коллекционерам наград). С начала Первой мировой войны многие российские награды чеканятся не из золота, а из недрагоценных металлов. Появляются ордена Святой Анны, Святого Станислава, Святого Георгия из бронзы, а на солдатских георгиевских крестах возникают две буквы: «ЖМ» — желтый металл для первой и второй степени (взамен золота) и «БМ» — белый металл для третьей и четвертой степени (взамен серебра). Правда, в соответствии с Указом Николая II, после войны эти награды должны были быть обменены на полноценные — золотые и серебряные.

     Для покрытия растущих военных расходов был введен контроль над экспортом, определена квота сдачи валюты правительству, усилена интервенция за счет заграничных займов, установлен контроль за движением счетов иностранцев в банках, валютными операциями и деятельностью банков[6]. Интенсивно пересматривалась и формировалась система налоговых рычагов. Ужесточался механизм используемых акцизов, вводились новые налоги и сборы.

       27 июля 1914 года был принят закон «О некоторых методах к усилению средств казны ввиду обстоятельств военного времени», устанавливающий уровень предельных цен на ряд товаров, регулирующий механизм акцизного сбора. С 1915 года повышаются на 50 % оклады основного промыслового налога на торговые предприятия I, II и III разрядов, на промышленные предприятия I-V разрядов[7]. Возрос государственный налог с недвижимого имущества в городах, поселках с 6 % до 8 % со средней чистой доходности соответствующего имущества, а в городах губерний Царства Польского — до 10 %. На 50 % увеличились оклады государственного квартирного налога, выросли оклады государственного поземельного налога. С 4 до 8 рублей с кибитки выросли оклады кибиточной подати с кочевых инородцев Акмолинской, Уральской, Тургайской, Ферганской, Самаркандской областей и с 6 до 8 — с кочевых инородцев Ставропольской губернии[8].

      С 26 октября 1914 года возросли ставки акциза с сахара и нефтяных продуктов, 11 ноября 1914 года увеличился акциз с табачных изделий, а немного ранее акциз с прессованных дрожжей и зажигательных спичек. 5 октября 1914 года было Высочайше утверждено Положение Совета Министров «Об установлении налога на русский хлопок».

       Появляется система единовременных налогов. 6 сентября 1914 года было утверждено положение «О введении единовременного налога на телефоны», в соответствии с которым все телефоны в Империи (за исключением телефонов Финляндии и служебных бесплатных) облагались в 1914 году единовременным налогом в размере десяти рублей с каждого аппарата. Был введен временный налог с проезжающих по железным дорогам пассажиров, с пассажирского багажа и перевозимых грузов[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Налоговая система России с февраля до октября 1917 г.

 

     Третья стадия охватывает незначительный временной промежуток, с февраля по октябрь 1917 г. Временное правительство не смогло справиться с финансовыми трудностями. Во всю мощь раскрутился маховик эмиссии, породивший печально известные «керенки».

      В начале 1917 года вводится карточная система. Два жестоких механизма, в которых обвиняли большевиков (карточная система и продразверстка) в период «военного (государственного) коммунизма» родились при царском правительстве, разворачивались при Временном и стали нормой при Советском правительстве.

       Февральская революция не изменила основных тенденций в финансовой сфере. В Петрограде отток кредитных билетов из касс Государственного банка составил всего 40 млн. рублей. Частные банки позаимствовали в Государственном банке и предъявили к оплате краткосрочные обязательства на сумму всего около 65 млн. рублей, тогда как за первую неделю после объявления войны ими было изъято из Государственного банка 225 млн. рублей[10].

      Временное правительство сделало попытку поправить финансовое положение увеличением прямых налогов, подоходного налога и налога на сверхприбыли (временный налог на прирост прибылей). Однако предпринимательские круги отрицательно отнеслись к изменению размеров временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий, предпочитая использовать займы как способ мобилизации крупных сумм для государства. Так, в проекте докладной записки Комитета представителей акционерных коммерческих банков министру финансов А. Шингареву от 27 июня 1917 г. отмечалось: «Новые налоги падают как на всех граждан, так и на торгово-промышленные предприятия, причем уплата их грозит серьезным расстройством и даже гибелью многих предприятий, а равно тяжелым ударом экономическому достатку средних и имущих классов… Единственным средством получения для государства в краткий срок значительных сумм является займ. Налоговые источники при нынешнем расстройстве административного аппарата на местах вряд ли дадут казне в скором времени неотложно ей нужные большие средства... Однако новые фискальные мероприятия правительства ставят серьезные препятствия дальнейшему успешному размещению «Займа свободы»[11]. Буржуазия не хотела увеличения налогового бремени даже в условиях войны и надвигающейся революции, ограничивая этим возможности финансового маневрирования правительства [12].

      Со второй половины 1917 года основное напряжение в области налогообложения переносится на косвенные налоги и установление государственной монополии на продукты и товары широкого потребления. Идеи министра финансов Н. Некрасова были поддержаны на Московском совещании общественных деятелей (8 — 10 августа 1917 года). Несмотря на радикальное изменение ориентации налоговой системы, главным выходом проблемы финансирования оставалось расширение эмиссии. С марта по октябрь 1916 года она составила 2184 млн. рублей, а в 1917 году, соответственно 8967 млн. рублей. Усилившийся развал хозяйства и кризис власти привел к переходу предпринимателей к наличным расчетам, утвердившимся во второй половине 1917 года и явившимся одной из главных причин эмиссии. Причем новые выпуски оседали у населения и выпадали из оборота. Тезаврирование денег имущими классами осенью 1917 года достигло примерно 13-14 млрд. рублей[13].

 

 

Заключение.

 

     Таким образом, процесс становления налоговой системы, в более менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течении 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет.

      В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличии от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве человек редко когда скажет: «Я гражданин этой страны», скорее он скажет: «Я налогоплательщик». Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России. Именно вокруг налогов, в странах западной Европы, разгоралась борьба между королём и парламентом. Парламент именно тогда получил законодательную власть, когда получил сначала власть в области финансов, т. е. соглашаться или не соглашаться с королём по вопросам установления и сбора налогов. К тому же, у российского законодателя всегда была склонность к достаточно большим ставкам налогов, что в свою очередь, опять же, не прибавляло популярности налогам. И не всегда налоги использовались (и используются) в качестве источника доходов для бюджета. Например, в период Новой Экономической Политики налоги использовались больше, как орудие борьбы с буржуазией.

Информация о работе Развитие налоговой системы России с конца XIX в. до октября 1917 г