Понятие и виды налоговых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:00, курсовая работа

Описание

Цель исследования - определение содержания понятий «налоговое правоотношение», «налогообложение», установление их особенностей, признаков, функций, принципов и источников (форм) регулирования, а также механизма реализации, а также выявление недостатков нормативно-правовой регламентации и формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
- раскрыть понятие налогового правоотношения и налогообложения, участников и источников налогового правоотношения, их взаимосвязи;
- исследовать признаки налогового правоотношения, отличающие его от иных видов правоотношений;
- проанализировать источники, выявить критерии выявления и выделения принципов регулирования налоговых правоотношений;
- провести исследование видов налоговых правоотношений, исследовать особенности механизма регулирования налоговых деликтных, договорных и иных правоотношений;
- выявить проблемы и перспективы совершенствования российского законодательства о налогах и сборах, а также их теоретического обоснования.

Содержание

Введение........................................................................................................... стр.3
§1.Понятие и виды налоговых правоотношений…………………………...стр.5
§2.Объективный состав налогового правоотношения…………………....стр.10
§3.Субъектный состав налогового правоотношения……………………...стр.13
§4.Содержание налогового правоотношения:
права и обязанности субъектов…………………………………………….стр.20
Заключение…………………………………………………………………..стр.28
Библиография….…………………………………………….........................стр.30

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 50.91 Кб (Скачать документ)

     представлять  в налоговый орган по месту  учета в установленном порядке  налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах, а также бухгалтерскую  отчетность;

     представлять  налоговым органам и их должностным  лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

     выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений  законодательства о налогах и  сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных  лиц налоговых органов при  исполнении ими своих служебных  обязанностей;

     предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и  порядке, предусмотренном НК РФ;

     в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций  — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

     Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, кроме вышеназванных  обязанностей, обязаны письменно  сообщать в налоговый орган по месту учета:

     об  открытии или закрытии счетов —  в десятидневный срок;

     обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях —  в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

     обо всех обособленных подразделениях, созданных  на территории Российской Федерации, —  в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации  или ликвидации;

     об  объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации или реорганизации —  в срок не позднее трех дней со дня  принятия такого решения;

     об  изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента  такого изменения.

     Плательщики сборов обязаны уплачивать законно  установленные сборы, а также  нести иные обязанности, установленные  законодательством о налогах  и сборах.

     За  невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

     с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

     с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности  по уплате данного налога и сбора;

     со  смертью налогоплательщика или  с признанием его умершим в  порядке, установленном гражданским  законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным  налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

     с ликвидацией организации-налогоплательщика — после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

       Исходя из конституционной нормы (ст. 57 Конституции РФ) о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

     Обязанность по уплате налога должна быть выполнена  в срок, установленный законодательством  о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

     В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика  в банке, а также путем взыскания  налога за счет иного имущества налогоплательщика  в порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах.

     Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

     Обязанность по уплате налога считается исполненной  налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. При уплате налогов наличными денежными средствами обязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи.

     Если  обязанность по исчислению и удержанию  налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность  налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

     В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок данная обязанность исполняется принудительно  путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

     Решение о взыскании налога, сбора, пени принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

     Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее  пяти дней после вынесения решения  о взыскании необходимых денежных средств.

     Помимо  прав и обязанностей налогоплательщиков содержание налогового правоотношения включает в себя права и обязанности  иных субъектов правоотношения, в  частности налоговых органов.

     На  налоговые органы возлагаются обязанности, исполнение которых служит гарантией реализации прав налогоплательщиков. Основные обязанности следующие:

     соблюдать законодательство о налогах и  сборах;

     осуществлять  контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с ним  нормативных правовых актов;

     вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

     бесплатно информировать (в том числе в  письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

     осуществлять  возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

     соблюдать налоговую тайну;

     направлять  налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а  также требование об уплате налога и сбора.

     Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах  и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств  направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

     Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными  федеральными законами.

     Органы  внутренних дел не являются налоговыми органами, на них возложено выполнение функций по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них законодательством. Названные органы вправе:

     производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению:

     проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности;

     по  запросу налоговых органов участвовать  в налоговых проверках;

     осуществлять  иные полномочия.

     Органы  внутренних дел при выявлении  обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям  налоговых органов, обязаны в  десятидневный срок со дня выявления  таких обстоятельств направить  материалы в соответствующий  налоговый орган для принятия по ним решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

             Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов, реализации их как управленческой функции государства, высокой доле экономико-финансовых параметров, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

                     Подробно были рассмотрены участники налоговых правоотношений, специфика их деятельности в Российской Федерации, а также выявлено и определено материальное содержание налоговых правоотношений, однако представляется, что исследование его характерных черт (признаков) и выработка интегрированного определения рассматриваемого понятия представляется невозможным без рассмотрения несущих конструкций налогового правоотношения, коими выступают центральные налогово-правовых категории: налог и налогообложение.

                     Ведь будучи комплексными экономико-правовыми  явлениями, они и составляют  фактическое содержательное ядро  налогового правоотношения. Причем  налог является объектом, из-за  которого стороны вступают в  правоотношение налогово-правового  характера, а налогообложение  может быть охарактеризовано  как экономический процесс и  одновременно - экономическая функция  государства, реализация которой  и осуществляется в ходе налогового  правоотношения.

                     Налоговое правоотношение можно  определить как урегулированное  нормами законодательства о налогах  и сборах имущественно-организационное  публичное властное общественное  отношение, складывающееся в сфере  налогообложения между субъектами, наделенными налоговой правосубъектностью, обязательным участником которого  является публично-правовое образование.

                   Большинство исследователей, признающих налоговое право подотраслью финансового права, естественно, согласны с точкой зрения о том, что налоговое правоотношение представляет собой один из видов финансового правоотношения.                  

                    Сторонники отраслевой самостоятельности налогового права (в том или ином виде), как правило, придерживаются других позиций. Но единого непротиворечивого определения исследуемого понятия финансово-правовой наукой так и не выработано. Нет единства и по вопросу о качественных характеристиках (признаках) налогового правоотношения.

                    В сфере налогового правоотношения много спорных и неизученных вопросов, вызванных возросшей значимостью этих отношений, их публично-правовым характером, взаимодействием экономического и правового аспекта данных отношений, взаимосвязью налоговых отношений с иными видами правовых отношений. Теоретическое исследование этих проблем призвано разрешить существующие коллизии и развить институт налогового правоотношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ (по состоянию на 26.04.2007) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// Российская газета. - 2002. - 13 июля; 2007. - 28 апр.

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. №506 (по состоянию на 22.02.2008 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»// Российская газета. - 2004. - 6 окт.

Информация о работе Понятие и виды налоговых правоотношений