Понятие и виды налоговых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:00, курсовая работа

Описание

Цель исследования - определение содержания понятий «налоговое правоотношение», «налогообложение», установление их особенностей, признаков, функций, принципов и источников (форм) регулирования, а также механизма реализации, а также выявление недостатков нормативно-правовой регламентации и формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
- раскрыть понятие налогового правоотношения и налогообложения, участников и источников налогового правоотношения, их взаимосвязи;
- исследовать признаки налогового правоотношения, отличающие его от иных видов правоотношений;
- проанализировать источники, выявить критерии выявления и выделения принципов регулирования налоговых правоотношений;
- провести исследование видов налоговых правоотношений, исследовать особенности механизма регулирования налоговых деликтных, договорных и иных правоотношений;
- выявить проблемы и перспективы совершенствования российского законодательства о налогах и сборах, а также их теоретического обоснования.

Содержание

Введение........................................................................................................... стр.3
§1.Понятие и виды налоговых правоотношений…………………………...стр.5
§2.Объективный состав налогового правоотношения…………………....стр.10
§3.Субъектный состав налогового правоотношения……………………...стр.13
§4.Содержание налогового правоотношения:
права и обязанности субъектов…………………………………………….стр.20
Заключение…………………………………………………………………..стр.28
Библиография….…………………………………………….........................стр.30

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 50.91 Кб (Скачать документ)

     3) по хозяйственной обособленности  — на единые и консолидированные  (взаимозависимые лица);

     4) по характеру деятельности —  на общие и специальные, к  которым могут быть отнесены  сельхозпроизводители, лица, добывающие  полезные ископаемые и т.п.

     Законодательство  помимо основных субъектов налоговых  отношений, к которым относятся, как отмечалось, налогоплательщики  и плательщики сборов — с одной  стороны, и государство (муниципальные  образования) в лице налоговых органов  — с другой стороны, определяет и  иных участников налоговых правоотношений.

     В НК РФ дается понятие налогового агента, который может, как отмечалось, быть субъектом налогового правоотношения. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены, в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К ним относятся, в частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, которые должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы своего работника.

     Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность  привлечения к уплате налогов  и сборов не только налогоплательщиков, определенных законодательством о  налогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводится понятие «взаимозависимые лица», которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

     1) одна организация непосредственно  и (или) косвенно участвует  в другой организации, и суммарная  доля такого участия составляет  более 20 процентов; 

     2) одно физическое лицо подчиняется  другому физическому лицу по  должностному положению; 

     3) лица состоят в брачных, родственных  отношениях, отношениях свойства, усыновителя  и усыновленного, а также попечителя  и опекаемого.

     В НК РФ с учетом норм Гражданского кодекса  РФ предусмотрена возможность использования  института представительства в налоговых правоотношениях. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство.

     Личное  участие налогоплательщика в  отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя  не лишает налогоплательщика права  на личное участие в указанных  правоотношениях. Указанные положения  распространяются на плательщиков сборов и на налоговых агентов.

     Законными представителями налогоплательщика-организации  признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании  закона или ее учредительных документов.

     Законными представителями налогоплательщика  — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации.

     Уполномоченным  представителем налогоплательщика  признается физическое или юридическое  лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

     Не  могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственного внебюджетного фонда, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

     Уполномоченный  представитель налогоплательщика организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

     Уполномоченный  представитель налогоплательщика  — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

     В законодательстве выделяются лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могут быть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и т.п. Суды, например, не принимают к рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина. Нотариусы также осуществляют контроль за уплатой налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, при осуществлении нотариального оформления соответствующих сделок.

     К лицам, обязанным информировать  налоговые органы о фактах, имеющих  важное значение для налогообложения, относятся нотариусы, которые обязаны информировать о совершенных сделках по оформлению перехода права собственности на имущество в порядке наследования или дарения, не позднее пяти дней (п. 6 ст. 85 НК РФ).

     НК  РФ в ряде случаев устанавливает  обязанность соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога, а также для организации налогового контроля. К ним могут быть отнесены органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество, транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения (п. 4 ст. 85). Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации или предпринимателю в пятидневный срок (ст. 86 НК РФ).

     В процессе проведения контрольных мероприятий  налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Права и обязанности этих лиц определены ст. 95—97 и 129 НК РФ. Помимо названных лиц, налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФ ответственность свидетеля за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания.

     К этой же категории лиц могут быть отнесены и понятые, которые привлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещения или территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ).

     Особое  положение в налоговых правоотношениях  занимают банки. Эти субъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, и сборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера. За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ. К этим обязанностям можно отнести:

     1) соблюдение порядка открытия  счета налогоплательщику; 

     2) соблюдение срока исполнения  поручения о перечислении налога  или сбора; 

     3) обязанность исполнять решение  налогового органа о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента;

     4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

     5) обязанность по представлению  налоговым органам сведений о  финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщиков — клиентов  банка.

     В налоговом правоотношении помимо плательщиков налогов и (или) сборов участвуют  и налоговые органы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§4. Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов. 

     Под содержанием налогового правоотношения понимаются корреспондирующие, взаимные права и обязанности сторон конкретного  правоотношения. Поскольку отношения  по уплате налога являются основными, рассмотрим сначала права и обязанности  налогоплательщиков, плательщиков сборов.

     Правам  и обязанностям налогоплательщиков и плательщиков сборов посвящена  гл. 3 НК РФ. В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:

     получать  от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

     получать  от Министерства финансов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и  сборах, от финансовых органов в  субъектах РФ и органов местного самоуправления — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов  РФ о налогах и сборах и нормативных  правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах  и сборах;

     использовать  налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

     получать  отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

     на  своевременный зачет или возврат  сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

     представлять  свои интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

     представлять  налоговым органам и их должностным  лицам пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по актам  проведенных налоговых проверок;

     присутствовать  при проведении выездной налоговой  проверки;

     получать  копии акта налоговой проверки и  решений налоговых органов, а  также налогового уведомления и  требования об уплате налогов;

     требовать от должностных лиц налоговых  органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

     не  выполнять неправомерные акты и  требования налоговых органов и  их должностных лиц, не соответствующие  НК РФ или иным федеральным законам;

     обжаловать  в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

     требовать соблюдения налоговой тайны;

     требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных  незаконными решениями налоговых  органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

     Налогоплательщики имеют также иные права, установленные  Налоговым кодексом РФ и другими  актами законодательства о налогах  и сборах.

     Плательщики сборов имеют те же права, что и  налогоплательщики.

     Законодательство  не только закрепляет соответствующие  права, но и гарантирует их. Так, в  соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов.

       Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

     Налогоплательщики (плательщики сборов) как субъекты налоговых правоотношений не только имеют права, но и несут определенные обязанности.

     Налогоплательщики обязаны:

     уплачивать  законно установленные налоги;

     встать  на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена  НК РФ;

     вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах;

Информация о работе Понятие и виды налоговых правоотношений