Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:09, реферат

Описание

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России, издавна, широко использовались акцизы на предметы массового потребления.

Содержание

Введение.
1. Общие требования налогового законодательства
2. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу
3. Налоговые вычеты
4. Налогооблажение алкогольной продукции
5. Контрабанда при осуществлении импортных операций
6. Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 33.31 Кб (Скачать документ)

Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных  товаров либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого  сырья (материалов) при его производстве, либо фактически уплаченные при ввозе  подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение. 

В случае если в качестве давальческого сырья использовались подакцизные товары, по которым на территории Российской Федерации уже  был уплачен акциз, налоговые  вычеты производятся при представлении  налогоплательщиками копий платежных  документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты акциза владельцем сырья (материалов) либо факт оплаты владельцем стоимости  сырья по ценам, включающим акциз. 

4. Налогообложение  алкогольной продукции 
 

Производство и  оборот алкогольной продукции вправе осуществлять лишь организации - юридические  лица. 

Лицами, ответственными за уплату акцизов в связи с  перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, являются: 

декларанты - лица, которые  декларирует товары либо от имени  которого декларируются товары; 

таможенные брокеры - то посредники, совершающие таможенные операции от имени и по поручению  декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать  таможенные операции; 

5. Контрабанда при  осуществлении импортных операций 
 

Особое место в  этой группе преступлений занимают деяния, связанные с незаконным ввозом и  реализацией на территории страны автомобилей  иностранного производства. Этот бизнес связан с деятельностью устойчивых преступных групп с распределением функций по скупке и перевозке  машин, обеспечению растаможивания, хранению и сбыту, изготовлению фиктивных  документов, печатей и штампов. 

Предметом контрабандных  операций, осуществляемых физическими  лицами, чаще всего выступают автотранспортные средства иностранного производства. К основным методам их незаконного  импорта относятся: 

обход таможенных постов; 

изготовление и  использование поддельных личных номерных печатей и штампов таможенных органов для оформления товаросопроводительных документов; 

проведение неправомерного растаможивания; 

перемещение немаркированных  подакцизных товаров под прикрытием части маркированных; 

использование фальшивых  акцизных и специальных марок; 

Предметом контрабандных  операций, осуществляемых юридическим  лицами, являются в значительной степени  товары, подлежащие обложению акцизами и таможенными пошлинами. К ним относятся в основном потребительские товары импортного производства - алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, мебель, бытовая техника, одежда. Особенно много правонарушений выявляется при ввозе таких товаров как алкоголь и табачные изделия. 

По данным Министерства внешних экономических связей РФ объем импорта алкоголя приближается к 50% от производимого внутри страны, что может составить угрозу отечественному производству. 

Беспрецедентных результатов  достигли злоупотребления в процессе ввоза в Россию и реализации на ее территории автомобилей иностранного производства после введения таможенных пошлин в размере 5 ЭКЮ за 1 куб. см. объема двигателя, что по существу составляет 100 процентов их стоимости. 

К основным методам  незаконного импорта подакцизных  товаров юридическим лицами относятся: 

обход таможенных постов; 

сокрытие от таможенного  досмотра; 

использование подложных  документов; 

ввоз товаров под  видом транзита с последующей  его реализацией внутри страны;  

перемещение немаркированных  товаров под прикрытием части  маркированных;  

использование фальшивых  акцизных и специальных марок;  

незаконное использование  льгот, предоставляемых отдельным  категориям лиц при ввозе автомобилей. 

Импортные операции, связанные с незаконным автомобильным  бизнесом, осуществляются устойчивыми  преступными группировками, уклоняющимися  от выполнения установленных требований по уплате таможенных и иных платежей. 

Целям обеспечения  уголовно-правовой охраны предусмотренного законом порядка и условий  перемещения через таможенную границу  РФ товаров и иных объектов и связанных  с этим законных прав и интересов  государства, юридических и физических лиц служат правовые нормы. 

6. Особенности применения  импортных акцизов в торговле  со странами СНГ 
 

Подобно практике применения различных ставок импортных пошлин, механизм и ставки взимания акцизов  с ввозимых подакцизных товаров  также дифференцированы в зависимости  от страны происхождения товаров. 

Если импортные  пошлины в торговле со странами СНГ  не применяются, то практика взимания акцизов, напротив, существует, что  в принципе не противоречит принятым взаимным договоренностям о зоне свободной торговле между Россией  и бывшими республиками. Как указывалось  выше, конкретные механизмы взаимной торговли определяются двусторонними  соглашениями, при этом национальная акцизная политика значительно различается  по странам Содружества не только по величине ставок на аналогичные  товары, но и по используемой налоговой  базе. К сожалению, до сих пор не выработаны единые правила в отношении  применения акцизов. 

Последовательно проводя  политику импортных преференций  в отношении сопредельных государств, Россия в торговле с ними не использовала механизм акцизов. Так, в первом федеральном  Законе “Об акцизах” декларировалось, что товары, происходящие с территории государств бывшего СССР, при ввозе  в Россию акцизами не облагаются. 

В последующих нормативных  актах это преимущество для указанных  товаров сохранялось. В принятом Законе РФ “О внесении изменений в  закон РФ “Об акцизах” указывалось, что подакцизные товары, происходящие с территории стран-членов СНГ при  ввозе на территорию РФ акцизами не облагаются, при этом происхождение  товара должно было быть подтверждено специальным сертификатом. 

Партнеры по СНГ  нередко в одностороннем порядке  вводят меры, прямо противоположные  межгосударственным Соглашениям, и  Россия вынуждена реагировать на эти меры, как например, было в  отношении отмены акцизов на экспорт  со стороны Украины и Казахстана. 

Украина отменила взимание акцизов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при  ввозе в Российскую Федерацию. В  целях защиты отечественных производителей и на основании Закона Российской Федерации “Об акцизах”, а также  с учетом решений Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании положений учредительных  документов Содружества относительно статуса Украины как государства-участника  Содружества Независимых Государств был подписан Указ Президента РФ от “О взимании акцизов с подакцизных  товаров, происходящих с территории Украины, при ввозе на таможенную территорию РФ”. При этом импортные  акцизы на соответствующие украинские товары взимались по ставкам, установленным  для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации  из стран дальнего зарубежья. Тем  не менее Кабинету Министров Украины  было предложено провести переговоры по вопросам налогообложения товаров, происходящих с территории Украины  и ввозимых на территорию Российской Федерации, а также товаров, происходящих с территории Российской Федерации  и ввозимых на территорию Украины. Этот Указ действовал только несколько месяцев  и был отменен следующим Указом как несоответствующий новой  редакции Закона “Об акцизах”. 

Для реализации нового порядка взимания акцизов с подакцизных  товаров из сопредельных стран, ГТК  России было принято решение о  том, что зачет акцизов не разрешается  производить до выработки соответствующего порядка проведения зачета по каждой отдельной стране. 

Учитывая разногласия  в проводимой национальной политике акцизов и номенклатуру основных импортных поставок из различных  стран СНГ, дополнительно были приняты  специальные нормативные акты о  взимании акцизов с товаров, поступающих  из разных стран СНГ, в частности  с Украины и из Казахстана. Так, Указание ГТК РФ “О зачете сумм акцизов” определяло, что при таможенном оформлении товаров, происходящих и ввозимых с  территории Украины, следует принимать  к зачету суммы акцизов, уплаченные в стране происхождения. 

Однако в связи  с изменениями акцизной политики (в том числе уровня ставок акцизов) Украины и Казахстана, для товаров, происходящих с их территории, временно было приостановлено действие механизма  зачета акцизов при их ввозе в  Россию и сейчас при импорте подакцизных  товаров из этих стран взимаются  акцизы в тех же размерах, что  и с импортируемых подакцизных  товаров из третьих стран. 

Особый режим существует в отношении импортируемых товаров  из Белоруссии. Россия и Белоруссия подписали Соглашение о Таможенном союзе. Конкретный механизм таможенного  оформления товаров, перемещаемых между  Россией и Белоруссией был  определен, в частности, в Указании ГТК РФ “О таможенном оформлении товаров”. 

При решении вопроса  о необходимости производства таможенного  оформления и проведении таможенного  контроля в отношении товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь и  в соответствии с Указом Президента РФ “Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации  с Республикой Беларусь” и  Постановлением Правительства РФ от “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации” не осуществляется таможенное оформление и не производится таможенный контроль (следовательно, импортные  акцизы не взимаются) только в отношении  товаров, страной происхождения  которых является Республика Беларусь, либо выпущенных для свободного обращения  на территории Республики Беларусь. 

Как следует из вышеизложенного, в правовом регулировании акцизных сборов в торговле между странами СНГ существует значительная неопределенность. В соответствии с российской Конституцией, нормы международных договоров  имеют приоритет над нормами  внутреннего законодательства. Поэтому  оптимальной была бы ситуация, при  которой внешнеторговый режим в  рамках Содружества максимально  полно регулировался бы многосторонними  и двусторонними международными соглашениями. На сегодняшний день формально действуют бессрочные Договоры о свободной торговле между  странами СНГ и Соглашение о Таможенном Союзе России и Белоруссии, к которому в дальнейшем присоединились Казахстан, Киргизия (Соглашения “О Таможенном союзе”). Однако нормы этих документов сформулированы недостаточно конкретно и многие из них фактически не применимы в  отсутствие унифицированного таможенного  законодательства, особенно в части  акцизных сборов. 

Как уже указывалось  выше, новая редакция Закона “Об  акцизах” гласит, что акцизы с импорта  из стран СНГ могут взиматься  при условии, что акцизы на экспортируемые товары в стране происхождения не выше чем в России. При этом величина российских акцизов должна уменьшаться  на величину акцизов, уплачиваемых в  стране происхождения товаров. 

Стремясь способствовать интеграции в рамках Содружества  и одновременно защитить своей внутренний рынок, Россия последние годы пыталась осуществлять дифференцированную политику по отношению к своим основным партнерам из ближнего зарубежья. 

В отношениях между  Россией и Белоруссией проблему акцизов можно было бы считать  снятой, поскольку между двумя  странами нет таможенной границы. Однако на деле ситуация осложняется тем, что  через Белоруссию в Россию ввозятся значительные объемы товаров, произведенные  на территории третьих стран, причем на практике их не всегда легко выделить из всего объема российского импорта  из Белоруссии. Поэтому обоснованной представляется норма новой редакции закона “Об акцизах”, предписывающая взаимозачет акцизов при импортно-экспортных операциях между Россией и  Белоруссией. Подобный порядок будет  применяться и по отношению к  российским товарам в Белоруссии.  

В торговле России с  Казахстаном, Киргизией и Молдавией  действовал механизм взаимозачетов  акцизов несмотря на то, что первые две из названных стран являются членами Таможенного союза. Это  объясняется тем, что Соглашение о таможенном союзе, как и двусторонние Соглашения о свободной торговле, содержит лишь общую норму о невзимании эквивалентных налогов. Поскольку  налоговое законодательство, и в  первую очередь, акцизное законодательство с этими странами не унифицировано, то отдельные государства сохраняют  в этой области практически неограниченную свободу действия. При этом взаимозачет  акцизов периодически приостанавливается как на определенный срок, так и  в отношении отдельных позиций  товарной номенклатуры, обычно в случае изменения национальной акцизной политики. 

Особенно ущербна  правовая база в торговле между Россией  и Украиной. Как известно, членство Украины в СНГ носит особый характер, поскольку эта страна не присоединилась ко многим важным соглашениям  в рамках. Механизм взаимозачетов  акцизов в российско-украинской торговле действовал только в короткий период. 

В настоящее время  ситуация такова, что субъекты внешнеэкономических  связей не имеют четких правовых ориентиров и многие выражают недовольство тем, что импортируемые в Россию из сопредельных государств подакцизные  товары могут облагаться акцизами дважды, причем законность двойного налогообложения  вызывает сомнения. 

Информация о работе Особенности применения импортных акцизов в торговле со странами СНГ