Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Для достижения цели дипломной работы автором будет исследована сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля, сущность выездной проверки как составляющей налогового контроля, определен порядок проведения выездной налоговой проверки.

Содержание

Введение

§1. Понятие, виды, методы и формы налогового контроля.

§2. Налоговые проверки, как основной метод налогового контроля.

§3. Правовые основы проведения камеральных проверок.

§4. Правовые основы проведения выездных проверок.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

    4.  Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой9.

    Обязательный  контроль над финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю над целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

    Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

    Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

 
 
 

_________________________________________________________________________________________________________ 

9. Малышева В.И. Казначейство: цель, виды, задачи, функции. // Финансы. – М., 2001. - №12. – c. 24-26.

    Предварительный финансовый контроль - проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п.

    Текущий финансовый контроль - проводится в процессе исполнения финансов, то есть, когда запланированные проекты начинают внедряться в жизнь. Само название «текущий» говорит о сущности этой формы контроля.

    При текущем финансовом контроле проверяются  практически те же стороны деятельности объекта контроля, что и при  предварительном, но только сам контроль уже носит не превентивный, а корректирующий характер. То есть, текущий финансовый контроль позволяет выявить не желательные отклонения от запланированного процесса, и провести корректировку самого процесса.

    Данная  форма контроля подразумевает проверку соблюдения норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, их соответствие плану расходов. Текущий финансовый контроль осуществляется повседневно финансовыми службами организации или государственными органами финансового контроля. Одной из целей текущего финансового контроля является исключение нарушений финансовой дисциплины, в частности, по вопросам расчёта (налоговые платежи) с бюджетом.

    Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

    Последующий финансовый контроль - неотъемлемая часть  внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Он отмечается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Он «сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств, осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях».

    Последующий финансовый контроль осуществляется различными методами (приемами, способами и  средствами его осуществления).

    К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, анализ, надзор, проверки и др.

    Наблюдение направлено на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности (с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос). Обследование опирается на более широкий круг показателей (что и отличает его от проверки). Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.

    Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта на основании отчётных, балансовых и первичных документов (счета-фактуры, накладные, платёжные поручения и требования, кассовые документы и др.). При проверке выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Таким образом, проверки носят тематический характер, например, проверка правил начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и т.д. Анализ нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др. Следует понимать, что финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности, поэтому речь здесь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

    Обследование подразумевает охват более широкого спектра финансово-экономических показателей хозяйствующего субъекта, определение его финансового состояния и перспектив развития. При обследовании могут производиться контрольные замеры расходования материалов, топлива и т.д14.

    Под надзором понимается контроль со стороны компетентных органов за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности, которым выдана лицензия на определённый вид деятельности. Наличие лицензии подразумевает соблюдение определённых условий лицензирования, то есть, правил осуществления конкретной деятельности. При надзоре проверяется соблюдение этих правил. Если правила нарушаются, орган надзора может отозвать лицензию, тем самым запретить определённый вид деятельности.

    Под наблюдением (мониторингом) понимается постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и за финансовым состоянием предприятия-дебитора.

    Например, неэффективное использование полученной ссуды, а также ухудшение финансового состояния дебитора, может стать основанием для ужесточения условий кредитования (обеспечение дополнительным залогом

______________________________________________________________ 
 

14. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.

 или др.) или для требования досрочного возврата ссуды.

    Ревизия - это самый дорогостоящий и самый всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизия представляет взаимосвязанный комплекс проверочных мероприятий в отношении конкретного хозяйствующего субъекта или группы субъектов. Цель проведения ревизии вытекает из целей финансового контроля.

    §2. Налоговые проверки как основной метод  налогового контроля.

 

    Налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений – государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который в конечном счете обеспечил бы надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.

    Очевидно, что для охраны своих имущественных  интересов в налоговой сфере  государство должно, во-первых, создать  специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы; во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых изъятий в соответствующий бюджет. При этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщиков должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интересов, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъектов налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики.

    Формируя  особый организационно-правовой механизм взаимоотношений с обязанными лицами, государство определяет основные элементы этого механизма: субъекты, объект, методы, формы, порядок и характер деятельности уполномоченных органов. Указанный механизм представляет собой не что иное, как налоговый контроль, который осуществляется созданными государством уполномоченными органами, прежде всего налоговыми органами. Таким образом, налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

    Основными элементами налогового контроля являются:

  • субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);
  • объект контроля;
  • формы и методы контроля;
  • порядок осуществления налогового контроля;
  • мероприятия налогового контроля;
  • направления налогового контроля;
  • техника и технология налогового контроля;
  • категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;
  • периодичность и глубина налогового контроля;
  • и другие.

    Весь  перечисленный комплекс элементов  налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.

    Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в  широком, так и в узком смысле6. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные

с уплатой  налогов и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение  

_______________________________________________________________________________________________________ 

6. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. С. 116-139.

сроков  и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

    Взаимодействие  государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений – контрольных налоговых правоотношений. При этом для контрольных налоговых правоотношений характерно то, что они являются по существу управленческими правоотношениями, которые в конечном итоге призваны обеспечить надлежащую реализацию других общественных отношений – налоговых правоотношений имущественного характера, связанных с осуществлением налоговых изъятий. Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д6.

    Как и любое другое правоотношение, контрольное  налоговое правоотношение содержит в своем составе следующие элементы:

  1. субъект;
  2. содержание;
  3. объект.

    Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты,  
 

Информация о работе Налоговый контроль