Налоговый Кодекс Российской Федерации в системе источников российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс РФ - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, В Налоговом кодексе РФ действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и классификация источников финансового права………………..5
2. Законодательство о налогах и сборах в РФ………………………………..12
3. Основные начала законодательства о налогах и сборах………………….19
4. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени и пространстве…………………………………………………………………29
Заключение……………...………………………………………………………34
Список использованных источников…...……………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Нал. Кодекс РФ в системе источн...Ваулин.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

При применении норм об обратной силе актов законодательства о налогах  и сборах суды учитывают, что п. 3 ст. 5 НК РФ придает обратную силу не любым актам, улучшающим положение  налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а лишь тем из них, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав названных выше лиц.

При этом к нормам, устанавливающим  дополнительные гарантии защиты прав, могут быть отнесены, в частности, п. 7 ст. 3, ст. ст. 6, 108, 109, 111, п. 1 ст. 112, ст. 115 НК РФ [32 С. 142].

Обратную силу могут  приобретать акты законодательства о налогах и сборах:

а) отменяющие налоги и  сборы;

б) снижающие размеры  ставок налогов (сборов);

в) устраняющие обязанности  налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение. Однако для того чтобы перечисленные  акты законодательства о налогах  и сборах приобрели обратную силу, необходимо, чтобы соответствующая норма содержалась непосредственно в самом акте.

Положения, касающиеся действия актов законодательства о налогах  и сборах во времени, распространяются и на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов  и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Обобщив вышесказанное, необходимо отметить, что акты налогового законодательства начинают действовать:

1) на основе общего  правила (через 10 дней после  опубликования или немедленно) либо

2) со специально названного  в этом акте или в ином  законе срока. Таким иным законом  к кодексам является вводный  закон к нему, а к актам специального  налогового законодательства - НК  РФ.

НК РФ предусматривается, что акты специального налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Это правило установлено в отношении актов, изменяющих условия взимания установленных налогов.

Что касается федеральных  законов, устанавливающих новые  налоги и сборы, а также актов  законодательства субъектов Федерации  и органов местного самоуправления, вводящих налоги и сборы, то они могут  вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Таким образом, налоги, налоговый  период по которым равняется календарному году, могут быть изменены в течение  года, однако все изменения будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года при условии, что такие изменения официально опубликованы до 1 декабря текущего года. Если же публикация состоялась только после 1 декабря, то срок вступления изменений в силу сдвигается на год. Например, закон, официально опубликованный в «Российской газете» в середине декабря 2004 г., может вступить в силу не ранее 1 января 2006 г.

Порядок правового регулирования  налогов с коротким налоговым  периодом  может изменяться чаще.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ изменения порядка правового регулирования сборов (разовых платежей, применительно к которым налоговый период не устанавливается) могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства. Однако следует учитывать, что существуют определенные особенности пределов действия во времени и порядка вступления в силу актов налогового законодательства, которым в установленном порядке придана обратная сила.

Тогда общие правила вступления в силу применимы к ним, если иное не оговорено в самом таком законодательном акте.

Действие норм налогового законодательства РФ распространяется на всю территорию РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ действуют на территории данного субъекта Федерации. Действие нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления, распространяется на территорию данного муниципального образования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, целью моей работы являлось рассмотрение Налогового Кодекса Российской Федерации в системе источников финансового права РФ.

В заключение я бы хотел  сделать некоторые выводы.

Источники финансового  права Российской Федерации - это  правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главным источником финансового  права, как и большинства иных отраслей права, является Конституция  РФ, а также конституции и уставы субъектов Российской Федерации.

Данные источники устанавливают  основы правовой организации финансовой деятельности Российской Федерации (ее субъектов) как в целом, так и  по ее отдельным направлениям, то есть имеют прямую финансово-правовую направленность. Так, например, в статье 57 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В ней также говорится, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Федерации и ее субъектов согласно статье 72 Конституции РФ относится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Часть 5 статьи 101 Конституции РФ устанавливает право Счетной палаты осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета и т.д.

Значительную группу источников финансового права представляют законодательные акты Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, которые регулируют различные виды финансовых отношений.

Наиболее же важное место  в системе источников финансового  права занимают кодексы, поскольку  они наиболее полно регулируют определенный круг общественных отношений. К числу  кодифицированных актов в области  финансового права следует отнести  Бюджетный кодекс Российской Федерации  и Налоговый кодекс Российской Федерации.

Центральное место в  системе налогового права занимает законодательство о налогах и  сборах. В силу п. п. 1, 4 и 5 ст. 1 НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает:

    • во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов;
    • во-вторых, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
    • в-третьих, нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Основные начала законодательства о налогах и сборах содержатся в статья 3 Налогового кодекса РФ. Данная статья содержит наиболее важные положения налогового законодательства и определяет основные принципы построения и функционирования налоговой системы Российской Федерации. Базовые начала законодательства о налогах и сборах соответствуют положениям Конституции РФ, поэтому любое их  нарушение представляет собой несоблюдение Основного закона.

Принципы, закрепленные в статье 3 НК РФ, имеют крайне важное значение для формирования правоприменительной практики.

В статье 3 НК РФ закреплено семь принципов законодательства о  налогах и сборах.

В ст. 5 НК РФ перечислены  основные принципы действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Эти принципы таковы:

  • немедленное действие налогового законодательства, выражающееся в том, что новый закон воздействует на ранее возникшие правоотношения и изменяет права и обязанности участников этих правоотношений с даты вступления нового закона в силу;
  • особый порядок вступления в силу акта законодательства о налогах и сборах. Во-первых, акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу по истечении определенного времени с момента их официального опубликования. Это время должно обеспечивать возможность ознакомления с актом законодательства о налогах и сборах всех заинтересованных лиц. Во-вторых, законы о налогах и сборах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода или 1-го числа календарного года;
  • запрет придания обратной силы акту законодательства о налогах и сборах, ухудшающему правовое положение граждан и юридических лиц;
  • акт законодательства о налогах и сборах, ухудшающий правовое положение граждан и юридических лиц, имеет перспективное действие в отношении длящихся правоотношений;
  • акт законодательства о налогах и сборах, улучшающий положение граждан и юридических лиц, по общему правилу имеет обратную силу.

Акты налогового законодательства, принятые федеральными органами власти, действуют на всей территории Российской Федерации. При  этом к государственной территории РФ относятся суша, воды, недра и воздушное пространство.

Акты налогового законодательства субъектов и органов  местного самоуправления распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008 г.).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ//Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ//Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ//Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.
  6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
  7. Федеральный закон от 09.07.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации//Российская газета, № 134, 14.07.1999.
  8. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»//Российская газета, № 209-210, 02.11.2002.
  9. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»//Собрание законодательства РФ, 20.06.1994, № 8, ст. 801.
  10. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 167.
  11. Федеральный закон 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»//СПС КонсультантПлюс.
  12. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Российская газета, № 202, 08.10.2003.
  13. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»//Российская газета, № 134, 14.07.1999.
  14. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»//Российская газета, № 41-42, 04.03.1999.
  15. Закон РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»//СПС КонсультантПлюс.
  16. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»//Российская газета, № 161, 21.08.1997.
  17. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»//Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ», № 12, 2005.
  18. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»//Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 1996.
  19. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»// Вестник Конституционного Суда РФ, № 5, 1996.
  20. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»//Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 2003.
  21. Бодров С.Ю. Судебный прецедент в системе источников российского права: вопросы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ульяновск, 2005 г.
  22. Бондаренко Т.А. Особенности введения в действие актов законодательства о налогах и сборах в РФ//Финансовое право, 2006, № 10.
  23. Борисов А.Н. Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Юстицинформ, 2006.
  24. Брызгалин А. В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. № 1. 2000 г.
  25. Волков К.А. Роль судебного прецедента в обеспечении судебно-правовой реформы // Юрист. - 2007. - № 5.
  26. Демин А.В.Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав, проблемы//Финансовое право, 2007 г, № 7.
  27. Еремин  С. Судебный прецедент в финансовом праве//Право и экономика, № 3, март 2010 г.
  28. Еремин С.Г. Теоретические аспекты к пониманию источника финансового права // Российская юстиция. 2010. № 2. С. 28 - 31.
  29. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный): Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп./Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов. - М.: МЦФЭР, 2000 г.
  30. Налоговое право/Под ред. проф. М.М. Рассолова, проф. Н.М. Коршунова. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004 г.
  31. Налоговый кодекс РФ. Общая часть (проект). Комментарии С. Д. Шаталова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996 г.
  32. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие. Под ред. С.Г. Пепеляева - М.: Инвест Фонд, 1995 г.
  33. Пепеляев С.Г. Налоговое законодательство должно быть понятным. М.: Статут, 2002 г.
  34. Правоведение: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев, Ю.В. Берладир, М.В. Колганова и др.; под ред. М.И. Абдулаева. М.: Магистр-Пресс, 2004.
  35. Разгулин С.В. О порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах//Финансы, № 11, 2000.
  36. Ручкин О.Ю.Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники финансового права//Международное публичное и частное право, 2005 г, № 4.
  37. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М. 2004 г.
  38. Ялбулганов А.А. Федеральные источники финансового права: вопросы систематизации и классификации//Финансовое право. 2007. № 2.



Информация о работе Налоговый Кодекс Российской Федерации в системе источников российского права