Налоговые правоотношения: понятие, юридический состав,виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:27, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. дать определение объекту налогового правоотношения – налогу, перечислить основные его виды;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 38.06 Кб (Скачать документ)

     Главным интегрирующим  фактором организации обычно  признается цель. При этом зачастую  проводится различие между целями, поставленными перед данной организацией, и целями, присущими всем организациям  как таковым. Последние цели  считаются обусловленными внутренними  потребностями роста и выживания.

     Таким образом,  сущность "системного подхода"  заключается в исследовании наиболее  общих форм организации, которое  предполагает, прежде всего, изучение  системы как целого, взаимодействия  между частями, исследование процессов,  связывающих части системы с  ее целями. Основными частями  организационных систем оказываются  индивидуумы, формальные структуры,  неформальные факторы, группы, групповые  отношения, типы статусов и  ролей в группах. Связь между  частями системы осуществляется  посредством сложных комплексов  взаимодействий, которые вызывают  изменение поведения людей в  организации. Основные части системы  связаны определенными организационными  формами, к которым в первую  очередь относятся формальные  и неформальные структуры, каналы  коммуникации и процессы принятия  решений. На этой основе достигается  преодоление центробежных тенденций  со стороны отдельных частей  системы и направление всех  ее составных частей к конечным  целям организации.

     С учетом  вышеназванных теоретических установок  можно утверждать, что теорию  системного подхода можно применять  к построению налоговой системы  РФ.

     Во-первых, как  уже было сказано, главным интегрирующим  фактором всех подразделений  организации является цель. Всех  участников налоговых правоотношений  объединяет единая цель - выполнение  налогового законодательства.

     Во-вторых, в  любой организации значительную  роль играют связи, как в  целой системе, так и в подсистемах.  Эти связи устанавливаются нормативными  правовыми актами, при разработке  которых учитывается единая концепция, то есть главная цель, ради которой создается эта организация и в соответствии с которой действуют все подразделения, входящие в эту организацию.

     В-третьих,  следуя теории системного подхода,  эффективность функционирования  организации обеспечивается соблюдением  принципа иерархичности структуры,  централизованного управления всеми  структурными подразделениями.

     На данный  момент в России фактически  отсутствует налоговая система  в ее классическом понимании.  Существующую организацию можно  рассматривать как систему налогов  и сборов, которая представляет  собой законодательно закрепленные  виды налогов и сборов, их ставки, объекты налогообложения и налогоплательщиков. Что же касается других участников  налоговых правоотношений, то их  статус, организация и полномочия  определены отдельными законодательными  актами, порой не связанными между  собой, а в отдельных случаях  и противоречащими друг другу.  Примером может служить регулирование  статуса филиала (как плательщика  или неплательщика налога на  прибыль) акционерным законодательством  и актами государственных налоговых  органов.

     Характерен  пример коллизии норм таможенного  и налогового законодательства, когда неясно, что же такое  НДС по действующему законодательству - налог или таможенный платеж? На практике несовершенство понятийного  аппарата, двусмысленное толкование  одних и тех же понятий приводит  к двойному налогообложению, что  недопустимо.

     Таким образом,  очевидно, что законодательная деятельность - основной механизм, с помощью  которого возможно объединить  всех участников налоговых правоотношений  в налоговую систему, включающую  в себя подсистемы:

  • налогоплательщиков (физических и юридических лиц);
  • налогов, сборов и пошлин (налоговое законодательство);
  • налоговых органов (органов Министерства РФ по налогам и сборам, муниципальных налоговых органов и таможенных органов);
  • правоохранительных органов (органов Федеральной службы налоговой полиции, и других органов, осуществляющих борьбу с налоговыми правонарушениями, судов, адвокатуры);
  • кредитных организаций (банков, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов).

Только осуществляя системный  подход, можно избежать противоречий в налоговом законодательстве, дублирования функций участников налоговых правоотношений и обеспечить координацию их деятельности.

 

2.2. Виды налоговых  правоотношений

 

Законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также  отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.5

       Налоговое  правоотношение – это общественное  отношение, возникающее на основе  реализации норм налогового права.

       Ориентируясь  на действующее налоговое законодательство, концепцию НК, можно выделить  несколько типов отношений, регулируемых  налоговым правом.

К ним относятся:

      1) отношения  между субъектами государственной  власти, находящимися на различном  уровне, выступаю­щими носителями  полномочий по реализации совместной компетенции федерации и ее субъектов в области налогообложения;

        2) отношения  между государственными органами  по налоговому регулированию  и контролю и налого­плательщиками  при определении налогооблагаемой  базы и экономической эффективности  по конкретному виду налога;

      3) отношения  между различными видами налогоплательщиков  и органами налогового регулирования  и контроля при реализации  прав и обязанностей этих участников  налоговых правоотношений;

      4) отношения  между налогоплательщиками и  органами налогового регулирования  и контроля, связанные с определением  сроков, места, источника получения  доходов;

      5) отношения  между налогоплательщиками и  органами налогового регулирования  и контроля по исполнению налоговых  обязанностей;

     6) отношения  между субъектами налогового  контроля (органами исполнительной  власти) и налогоплатель­щиками  по осуществлению налогового  контроля;

     7) отношения  между налоговыми органами и  их должностными лицами и налогоплательщиками  по порядку обжалования действий  или бездействия налоговых органов;  отношения в области применения  мер ответственности со стороны  налоговых и судебных органов,  орга­нов государственной власти  и местного самоуправления нарушение  норм налогового законодательства

    

2.3.Состав налоговых  правоотношений

 

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности  субъектов правоотношения. Налоговые  отношения могут существовать исключительно  в правовой форме. Большинство налоговых  правоотношений возникает на основании действия норм налогового права. Если правоотношения в других отраслях права в основном возникают по инициативе самих субъектов, то в налоговом праве — на основании прямого предписания закона. Некоторые налоговые отношения возникают в результате волеизъявления одной из сторон (например, подача налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога). Кроме того, налоговые отношения могут возникать на основании решений правоприменительных органов (например, решение Банка России о приостановлении операции кредитной организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Российское законодательство в сфере исчисления налогов, неустанно  совершенствуются, в этом плане и  совершенствуются налоговые правоотношения между их субъектами. Однако качественно  налоговое законодательство не развивается. В процессе взимания налогов возникают  налоговые отношения между государством в лице органов законодательной  власти, управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых  отношений - это совокупность законодательных  и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов  и актов субъектов РФ, ведомственных  нормативных актов и актов  местного самоуправления. На сегодняшний  день в нашей стране существует огромное количество налогов, что для налогоплательщика  вызывает определенные сложности когда  и какие налоги уплачивать. Налоговый  кодекс должен быть простым и понятным налогоплательщику. Когда каждый месяц  выходят новые инструкции, дополнения и письма к законам о налогах, отменяющие предыдущие инструкции и  дополнения возникает путаница и  прекрасная возможность для налоговых  служб налагать дополнительные штрафы на налогоплательщиков.

       России  для нормального экономического  развития необходим новый налоговый  кодекс понятный и более упрощенный, необходимо существенно снизить  налоги и ввести более жесткий  контроль за их уплатой. Налоги  должны стимулировать развитие  бизнеса, а не отбивать у  людей желание предпринимательства.  В данной курсовой работе раскрыты  такие вопросы, как понятие  налоговых правоотношений, сущность  налоговых правоотношений, система  налоговых правоотношений. Особо  важную роль в налоговых правоотношений, играет их система, потому что  именно четко определенная система  является эффективным процессом  становления всех налоговых процедур.

 

Список литературы:

 

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Налоговый кодекс РФ (Часть 1; 1998 года N 146-ФЗ)
  3. В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/ Серия "Учебники, учебные пособия" .-Ростов н/Д: "Феникс", 2002 г.
  4. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю.н. М., 2003.
  5. Правовая информационная система Консультант Плюс: Версия проф.
  6. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001
  7. Н.А.Шевелева «Налоговое право России. Особенная часть» -М:, «Юрист» 2004г.
  8. С.Г.Пепеляева «Налоговое право» -М:, «Юрист» 2004г.
  9. Ю.А.Крохина «Налоговое право России» - М:, «Норма» 2003г.
  10. М.В.Романовский, О.В.Врублевская «Налоги и налогообложение»- «Питер» 2000г.
  11.   Е.Ю.Жидкова «Налоги и налогообложение»- «Эсмо» 2009г.
  12. В.Г.Пансков «Налоги и налогообложение в Российской Федерации»- М.; «МЦФЭР» 2004г.
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Налог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/ Серия "Учебники, учебные пособия" .-Ростов н/Д: "Феникс", 2002 г.

2 Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю.н. М., 2003. С. 184.

3 Правовая информационная система Консультант Плюс: Версия проф.

4 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001 С. 236

5 Н.А.Шевелева «Налоговое право России. Особенная часть» -М:, «Юрист» 2004г.

 


Информация о работе Налоговые правоотношения: понятие, юридический состав,виды