Налоговые правоотношения: понятие, юридический состав,виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:27, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. дать определение объекту налогового правоотношения – налогу, перечислить основные его виды;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 38.06 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения.

Реформирование экономики  России было нацелено на переход к  рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию  роли налогов и их воздействия  на различные стороны жизнедеятельности  общества и государства. Налоги выступают  основным источником доходов бюджетной  системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой  для выполнения социально-экономических  и других задач государства, в  том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и  гражданина.

Механизм налогообложения  приводится в действие с помощью  правовых норм, совокупность которых  именуется налоговым правом. В  современных условиях - это крупная  отрасль права, имеющая свои особенности  предмета и метода правового регулирования. Именно поэтому исследуемый в  курсовой работе вопрос "Налоговое  правоотношение" является актуальным. Значение налоговых правоотношений также обусловлено значением  налогов для жизни общества и  государства. В той или иной мере нормы налогового права затрагивают  интересы каждого человека, каждой организации.

Целью курсового исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. установить, что такое  правоотношение вообще применительно  ко всем отраслям права;

2. дать определение объекту  налогового правоотношения –  налогу, перечислить основные его  виды;

3. определить, что такое  налоговая система и система  налогообложения, и какое место  они занимают в налоговом правоотношении;

4. дать определение налоговому  правоотношению, установить его  особенности по сравнению с  правоотношением в других отраслях  права;

5. определить состав и  структуру налогового правоотношения;

6. установить основных  участников налоговых правоотношений  в РФ.

Объектом исследования выступают  налоговые правоотношения, к ним  относятся общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов и действий или бездействия  их должностных лиц и привлечения  к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов  и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов и действий или бездействия  их должностных лиц и привлечения  к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, научные взгляды и теоретические  исследования налоговых правоотношений.

При проведении курсового  исследования были использованы различные  методы исследования. Среди использованных методов можно выделить: аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно-правовой базы и библиографических  источников, метод обобщения. Теоретической  основой для написания курсовой работы послужили различные литературные источники, полный список которых приведён в конце работы.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и содержание налоговых правоотношений

 

1.1 Понятие налоговых  правоотношений в аспекте современного  налогового права

         Налоговое правоотношение является одной из центральных категорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовой системе Российской Федерации.

В отношениях по уплате налогов  государство выступает заинтересованной стороной, но не берет под свой контроль некие сложившиеся общественные отношения, а изначально моделирует их в правовой норме. Элементами этой модели выступают две большие  группы субъектов – налогоплательщики  и публичные институты (государство  и наделенные им властными полномочиями государственные органы). Под воздействием налогово-правовых норм между ними создаются новые связи и, таким  образом, эти субъекты вовлекаются  в новые отношения, до этого фактически между ними не существовавшие –  налоговые правоотношения.

Общественные отношения, возникающие на основе реализации норм налогового права. Налоговое правоотношение является разновидностью правоотношения финансового, ибо налоговое право  является подотраслью финансового  права1. В связи с этим характеристика налогового правоотношения в основных чертах сходна с характеристикой финансового правоотношения.

       Во-первых, налоговое правоотношение возникает,  развивается в сфере финансовой  деятельности государства и муниципальных  образований. Однако лишь в  той части финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований, которая обеспечивает  собирание государством и муниципальными  образованиями денежных средств  в казну государства и муниципальных  образований. В этом смысле  сфера возникновения и развития налогового правоотношения опосредует не всю финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а только ее часть.

     Во-вторых, налоговое  правоотношение является формой  реализации публичных интересов,  в связи с чем оно является, по сути, публично-правовым отношением. Это следует из того, что налоговое  правоотношение возникает на  основе реализации нормы налогового  права, которая является средством  реализации в первую очередь  интересов государства, всего  общества.

     В-третьих,  налоговое правоотношение является, в сущности, отношением экономическим.  Это следует из того, что финансовые, в том числе налоговые, отношения  являются видовой характеристикой  отношений экономических, так  как последние имеют не только  натурально – вещественную, но  и стоимостную форму. Налоговые  правоотношения и представляют  собой как раз экономические  отношения в стоимостной форме,  т. е. денежной форме.

     В-четвертых,  важнейшей характеристикой налоговых  правоотношений является их имущественный  характер. В качестве имущественных  благ в налоговых правоотношениях  выступают денежные средства (финансовые  ресурсы). В рамках налоговых правоотношений  денежные средства (финансовые ресурсы)  переходят от различных субъектов  к государству или муниципальному  образованию. Однако, подчеркивая  имущественный характер налогового  правоотношения, надо помнить, что  налоговые правоотношения неоднородны.  Среди них выделяют материальные  и процессуальные правоотношения. В рамках материальных налоговых  правоотношений непосредственно  происходит движение финансовых  ресурсов от одних субъектов  (налогоплательщиков, налоговых агентов  и т. д.) в распоряжение других (государства и муниципальных  образований). Процессуальные налоговые  правоотношения обеспечивают реализацию  материальных налоговых правоотношений. Они возникают в связи с  осуществлением налогового контроля, принудительной уплатой налогов, привлечением к налоговой ответственности и т. д. Безусловно, эти отношения не являются в строгом смысле слова имущественными, ибо они не опосредуют движение финансовых ресурсов.

     В-пятых, налоговое  правоотношение, в сущности, является  властеотношением. Это обусловлено  тем, что оно является формой  реализации налогово - правовой нормы,  имеющей императивный характер. Императивный характер налогово-правовой  нормы проявляется в правоотношении  таким образом, что оно реализуется  по принципу «команда – исполнение»,  где команды издает государство  (или муниципальное образование), уполномоченный государством орган,  а исполняют их налогоплательщики,  налоговые агенты, сборщики налогов  и другие субъекты. В связи  с этим одной из сторон налогового  правоотношения всегда является: а) государство (Российская Федерация  в целом, субъекты РФ), б) муниципальное  образование или в) уполномоченный  государством орган.

       Центральной  категорией налогового права  является экономическая категория  «налог», которая воплощается  в распределительных общественных  отношениях, в конкретной системе  налогообложения.

 

Сущность налога состоит  в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам  денежных средств2. Известно, что еще Фома Аквинский определял налог как дозволенную законом форму грабежа. По-средством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части внутри валового продукта для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.

        Определение  налога как основанную на законе  денежную форму отчуждения собственности  с целью обеспечения расходов  публичной власти впервые сформулировал  Конституционный суд РФ. Налогоплательщик  не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. В этом состоит одно из существенных отличий налогового права от гражданского, которое согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ[15] основывается на признании неприкосновенности собственности.

 

Налогообложение представляет собой совокупность экономических  и правовых отношений, возникающих  в области перераспределения  бремени государственных расходов за счет части доходов юридических  и физических лиц для удовлетворения общенациональных потребностей. 3

Данные особенности объективно предопределяют включение отношений  по поводу налогообложения в сферу  правового регулирования.

 

Объективность и существенность данных черт предопределяет необходимость  их учитывать при подготовке и  принятии актов законодательства о  налогах и сборах. Законодатель в  процессе правотворческой работы более  точно очерчивает границы налогово-правового  регулирования. Поэтому закрепленный в ст. 2 НК РФ перечень отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, является производным от сущностных свойств налоговых правоотношений. Этот перечень предназначен для реализации в правоприменительной практике и не претендует на теоретическую  законченность.

     Налоговые  правоотношения основаны не на  равенстве сторон, не на автономии  их воль, а на властном подчинении  налогоплательщиков органам государства  и местного самоуправления. В  силу указанных обстоятельств  законодатель называет отношения,  в которых физическое лицо  или организация обязаны уплатить  налог (сбор) в пользу государства  или муниципального образования, не налоговым обязательством, а налоговой обязанностью.

      Налоговые  правоотношения представляют собой  разновидность финансовых правоотношений, и поэтому им присущи особенные  признаки финансовых правоотношений.

      Наиболее  распространен в специальной  литературе взгляд на финансовые  правоотношения как на общественные  отношения, характеризующиеся четырьмя  специфическими признаками:

1) возникают и развиваются  в сфере финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований;

2) одной из сторон всегда  является государство, уполномоченный  государством орган или муниципальное  образование, что придает этому  правоотношению властный характер;

3) характеризуются публичным  характером;

4) являются имущественными, т.е. в конечном счете, всегда  возникают по поводу денежных  средств.

 

1.2. Классификация  налоговых правоотношений

 

В соответствии со ст.2 Налогового кодекса РФ «законодательство о  налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в  Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления  налогового контроля и привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения». Нетрудно заметить, что перечисленные в  данной статье отношения, регулируемые законодательством о налогах  и сборах, в основном соответствуют  структуре Кодекса. При этом первые две группы отношений наряду с  НК РФ регулируются иными актами законодательства о налогах и сборах, к которым  в настоящее время относятся  отдельные федеральные законы о  налогах, устанавливающие порядок  уплаты конкретных видов налогов, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах[40]. При этом необходимо учитывать, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное специально не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

          Системный анализ данной нормы,  на наш взгляд, позволяет говорить  о том, что термины «налоговые  отношения» и «отношения, регулируемые  законодательством о налогах  и сборах» тождественны и равнозначны. 

        Иначе  говоря, если попытаться классифицировать  те отношения, которые регулируются  Налоговым кодексом РФ и законодательством  о налогах и сборах, и входящие  в предмет регулирования налогового  права, то они могут быть  представлены в следующем виде:

Информация о работе Налоговые правоотношения: понятие, юридический состав,виды