Налоговое правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Налоговое право. Налоговые правонарушения..docx

— 52.52 Кб (Скачать документ)

За  налоговые правонарушения с материальным составом ответственность может  наступить только при наличии  негативных последствий, возникающих  в результате деяния правонарушителя. Некоторые авторы предлагают и иные основания классификации составов налоговых правонарушений, например, в зависимости от степени общественной опасности, подразделяет составы налоговых  правонарушений на основной (простой), квалифицированный и привилегированный.      

Исходя  из изложенного, можно сделать вывод, что  налоговым правонарушением  считается только деяния, предусмотренное  законодательством о налогах  и сборах, никакое другое деяние налоговым правонарушением признано быть не может.      

Однако, не смотря на свои высказывания, представляется, что для рассмотрения основных положений  применения ответственности, за совершение налоговых правонарушений, выше представленные виды и основания полностью раскрывают все их видовое многообразие.

 

      § 2. Разграничение налоговых  правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

 

      

Совершаемые в обществе правонарушения не однородны  по своему характеру, однако по степени  общественной опасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две группы: преступления и  проступки.      

В сфере налоговых правоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, все правонарушения можно подразделить на налоговые преступления (меры ответственности, за которые предусмотрены нормами уголовного права) и правонарушения, которые не имеют характера налогового преступления.     

Среди  оснований привлечения к ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах можно выделить:     

налоговые правонарушения;     

нарушения законодательства о налогах и  сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);     

преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые  преступления).7      

Термин "налоговое правонарушение" может  использоваться и пониматься в двух смыслах - в "широком" и "узком".     

Одним из основных показателей степени  и характера общественной опасности  налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги. Общественная опасность налоговых  преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности  платить законно установленные  налоги и сборы.8     

Налоговые преступления, в отличие от налоговых  проступков, не просто наносят ущерб  и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.      

Гражданско-правовая ответственность характерна для  отношений юридически равных сторон и при неравенстве субъектов  отношений, какая-либо ответственность  не может иметь гражданско-правового  характера. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.     

Таким образом, думается, что правонарушения, совершаемые в сфере налоговых  правоотношений, по степени общественной опасности и иным критериям, можно  разделить на налоговые правонарушения, имеющие уголовно-правовую природу  и налоговые правонарушения, которые  таковой не имеют, т.е. налоговые  преступления и иные налоговые правонарушения.      

Налоговое правонарушение в "узком" смысле представляет собой виновно совершенное  в сфере налогообложения противоправное (т.е. в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена  юридическая ответственность законодательством  о налогах и сборах (НК РФ)9     

Во-первых, одним из основных признаков, указывающих  на однородность административных и  налоговых правонарушений, является общая сфера правового регулирования  и однородность тех общественных отношений, для нормального и  эффективного функционирования которых  и предназначены данные меры ответственности.      

Во-вторых, в теории административного права  обязательными признаками административного  правонарушения являются общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.10 Те же самые признаки характерны и для налоговых правонарушений.     

Также и налоговое правонарушение представляет собой акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под  бездействием здесь понимается воздержание  от действий, когда налоговый закон  предписывает их совершение).

 

      

Глава 2. Налоговая ответственность  как разновидность  юридической ответственности

 

      § 1. Понятие и юридическая  природа налоговой ответственности 

 

      

Правовое  регулирование ответственности  за нарушение порядка реализации налоговых отношений относятся  к объектам законодательства о налогах  и сборах, и составляет институт налогового права. Понятия налоговой  ответственности – одна из основных категорий налогового права: ее конструкция  во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых  отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения  законодательства о налогах и  сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней  в системе юридической ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется  всеми признаками, свойственными  финансово-правовой ответственности.      

Поскольку нормы налогового права, как и  другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, то и налоговая  ответственность имеет две формы  реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную (государственно-принудительную, ретроспективную).     

Для позитивной ответственности достаточно формального (нормального) основания, поскольку она возникает в  силу добровольного выполнения субъектом  налогового права своих обязанностей.      

Одним из важнейших условий налоговой  деятельности государства является добровольное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и  реализация возможных обязанностей11.      

В налоговом праве позитивная ответственность  основывается на принципах добровольности предпринимательской деятельности и социальной справедливости, к сожалению, большинство налогоплательщиков имеют  низкую правовую культуру и соблюдение законодательства о налогах и  сборах не является для них типичным правилам поведения. Нарушение норм налогового права обуславливают  существование негативной налоговой  ответственности, которую можно  рассматривать: во-первых, в качестве реакции государства на нарушение  законодательства о налогах и  сборах, выражающейся в обязанности  виновного лица, карательные меры государственно-принудительного воздействия  за совершение деяния в форме имущественных  лишений, во-вторых, налоговая ответственность  может определиться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.      

Таким образом, негативная налоговая ответственность  существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).      

Негативная  налоговая ответственность имеет  три основания:  нормативное, т.е. система норм, ее регулирующих; фактическое, т.е. деяние  конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые мерами ответственности (налоговые  правонарушения); процессуальные, т.е. акт компетентного органа о положении  конкретного взыскания за конкретное налоговое правонарушение12.      

Налоговая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в налоговом  законодательстве не указаны, но выводят  из целей и задач самого НК РФ. Предостерегая  организации и  физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая  ответственность преследует следующие  две цели:      

- охранную, посредством которой общество  от нежелательной ситуаций, связанных  с нарушением имущественных интересов  государства;      

- стимулирующую, посредством которой  поощряется правомерное поведение  субъектов налогового права.13     

На  основе данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:      

- материальные, характеризующие налоговую  ответственность в качестве охранительного  налогового правоотношения. Материальные  признаки налоговой ответственности  включают два аспекта: установление  составов налоговых правонарушений  и санкций за их совершение  НК РФ; определение вида и меры  государственно-властного принуждения  через охранительные налоговые  правоотношения. Санкции за нарушения  законодательства о налогах и  сборах дифференцированы, носят  имущественный характер, выражаются  в денежной форме и высказываются  только в судебном порядке;     

- процессуальные, характеризующие механизм  реализации материального охранительного  налогового правоотношения посредством  производства по делу о налоговом  правонарушении, осуществляемого компетентным  органами согласно нормам НК  РФ;      

-      функциональные, отражающие целенаправленность  существования и применения налоговой  ответственности.       

Принципы  налоговой ответственности –  это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную  сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых  правоотношений.14      

Нормы – принципы налоговой ответственности  закреплены в ст. 108 НК РФ и названы  общими условиями привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся:     

- Законность, означающая недопустимость  привлечения к ответственности  за налоговое правонарушение  иначе, как по основаниям и  в порядке, которые предусмотрены  НК РФ.      

В состав принципа законности привлечения  к налоговой ответственности  также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность  за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством  Российской Федерации. 15     

Принцип однократности привлечения к  налоговой ответственности означает, что никто не может быть привлечен  повторно к ответственности за одно и тоже налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная  законодателем, является исчерпывающей  и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. -  Разграничение налоговой санкции  и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой санкции  не освобождает от исполнения налоговой  обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика  и налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает  собой уплату налога и пени.      

- Презумпции невиновности является  налогово-правовой  конкретизацией  ч. 1 ст. 49 Конституции  РФ и означает, что лицо считается невиновным  в совершении налогового деликта,  пока его виновность не будет  доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу  решением суда. Для российского  налогового права презумпция  невиновности является новым  принципом.       

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые  могут отвергнуть презумпцию невиновности.      

Составным элементом принципа презумпция невиновности является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция правом налогоплательщика. Она означает, что неустановленные сомнения в  виновности лица, привлекаемого к  ответственности, толкуются в пользу этого лица.      

Согласно  п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновности имеет обратную силу, поскольку учитывает  положение налогоплательщиков. К  процедуре доначисления налога (налоговой  недоимки) данный принцип не применяется.      

Принцип справедливости налоговой ответственности  включает требования:     

1) обоснованности; 2) соразмерности; 3) дифференциации;      

4) индивидуализации; 5) неотвратимости; 6) гуманизма.      

Принципа  обоснованности и соразмерности  при ограничении субъективных прав, в самом общем виде он сформулирован  в ч.3 ст.55 Конституции РФ: права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства.      

Требование  дифференциации ответственности предполагает нормативное установление различных  видов ответственности и налоговых  санкций за различные налоговые  правонарушения. Таким образом, дифференцирование  ответственности осуществляется по двум направлениям:     

- установление за те или иные  нарушения налогового законодательства  налоговой, административной, уголовной  либо дисциплинарной ответственности;     

- нормативное определение разновидности  и масштаба налоговых санкций,  устанавливаемых за тот или  иной состав налогового правонарушения.      

Индивидуализация  налоговой ответственности предполагает главным образом установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность  за совершение налогового правонарушения. Отметим, что до вступления в силу НК РФ такого рода обстоятельства законодательством  не предусматривались. Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, закреплен в п.1 ст.112 НК РФ и является открытым.      

Информация о работе Налоговое правонарушение