Налоговая реформа РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание

налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное изменение налоговых отношений в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой системы с одновременным преобразованием прежнего механизма - системы управления налогами, представляет собой тоже систему, причем особую - экономическую.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Объект исследования - налоговая реформа в Республике Казахстан.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая реформа в РК.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Налогообложение - как экономическая категория  имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.

Сдвиг условной точки в ту или иную сторону  порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная  для плательщиков и государственной  казны доля валового национального  продукта, перераспределяемого через  бюджетную систему.

3. Принцип  максимального учета интересов  и возможностей налогоплательщиков.

В соответствии данным принципам налогообложение  должно характеризоваться определенностью  и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства.

Налогоплательщик  должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления уплаты налога

4. Принцип  экономичности (эффективности).

Он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Налоговая  система РК 
 

В Республике Казахстан обязанность платить  налоги возведена в ранг конституционной  обязанности граждан. Конституция  Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи. К "другим обязательным платежам", которые упоминаются в статье 35 Конституции Республики Казахстан, относятся в первую очередь: отчисления, взносы, плата и пошлина См. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан. - Алматы «ЖЕТI ЖАРFЫ», 1998 г.с.31.

Из числа  отчислений в настоящее время  в настоящее время применяются "отчисления пользователей автомобильных  дорог" в Дорожный фонд, которые  являются типичным налогом.

Термин  взносы связан с платежами в фонды  обязательного страхования См. Закон  Республики Казахстан от 18 июля 1996 г. «Об обязательном социальном страховании»..

Согласно  Конституции Республики Казахстан  государственные налоги и сборы  может устанавливать только Парламент или в предусмотренных Конституцией случаях - Президент Республики. Плату же - в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке - может устанавливать любой местный орган.

1. В  Республике Казахстан действуют  общегосударственные налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

2. Налоги, действующие на территории Республики  Казахстан, подразделяются на  прямые и косвенные. К косвенным  налогам относятся налог на  добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

3. Налоги  исчисляются и уплачиваются в  тенге, за исключением случаев,  когда налоговым законодательством  Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

4. Освобождение  от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

Запрещается предоставление налоговых льгот  другими актами, в том числе  льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

Построение  налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и региональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Реформа налоговой системы РК, и этапы ее развития 
 

2.1. Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в РК. 

Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.

Особое  внимание современных экономистов  чаще всего уделяется изучению и  обобщению соответствующего опыта  развивающихся стран, где многообразие индивидуальных подоходов и специфических условий проведения таких реформ позволяет лучше изучить их динамику, точней определить основные параметры происходящих при этом процессов, добиться большей сопоставимости полученных результатов. Сделанные, таким образом, оценки и выводы призваны помочь властным структурам других развивающихся стран принимать в аналогичных обстоятельствах, при необходимости, более взвешенные, то есть более экономически мотивированные и только строго научно обоснованные решения, исключающие любые проявления дилетантства, субъективизма и волюнтаризма, повторения допущенных предшествующими реформаторами ошибок.

Насколько это важно, можно судить хотя бы по тому, что всего за полстолетия, прошедшие  после Второй Мировой войны, практически  ни одна страна, оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, неудержимой, пагубной для экономики инфляции и отсутствия других, сколько-нибудь приемлемых для ее оздоровления альтернатив, не сохранила налоговых систем образца довоенных лет. С 1945 года в Азии, Африке и Латинской Америки, а с некоторых пор и в Восточной Европе, сделано свыше ста попыток проведения крупных налоговых реформ, ставших особенно актуальными и массовыми за последние десятилетия.

Настоящее исследование является результатом  обобщения и системного анализа богатого опыта послевоенных налоговых реформ в развивающихся странах, в том числе начатых сравнительно недавно в бывших республиках Советского Союза и прежде всего - в самом Казахстане. Несмотря на значительные отличия идеологии и механизмов реализации этих реформ, разную стадию их развития, а порой даже полную приостановку, недостаток по некоторым из них достоверных документальных источников, нам все же удалось выявить то общее, что делает возможным предоставить налоговую реформу как протяженный во времени многовариантный и многоцелевой процесс.

Именно  этим во многом объясняется то, что  далеко на все послевоенные программы  налоговых реформ в развивающихся  странах оправдали амбициозные  ожидания своих создателей, а некоторые  даже попросту провалились или, в лучшем случае, имели кратковременный успех, после чего постепенно сошли на нет.

Как известно, понятие «налоговая реформа» имеет  несколько значений. Это и сам  факт, и, в то же время, способ кардинального  изменения налоговой системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, - и определенная нестатичность (не путать с нестабильностью) - вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики. Но следует иметь в виду, что если эти изменения лишь уточняют либо дополняют отдельные положения действующего налогового законодательства, включая предусмотренные им административные правила и процедуры, однако в целом оставляют его в силе, они оцениваются только как налоговые поправки.

Налоговая система Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый  этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

В республике функционировали более 40 видов налогов:

общегосударственные налоги;

общеобязательные  местные налоги;

местные налоги.

Второй  этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

В этот период количество налогов сократилось  до 11. Они были подразделены на общегосударственные  и местные налоги. С 1996 года внесены  более 30 изменении дополнения в Закон  «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

Количество  налогов и сборов увеличилось  до 18 видов.

Третий  этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).

Разработка  налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

1 этап.

Из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой  системы Казахстан в основе использован  опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически  Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

Она включала в себя три группы налогов:

1. общегосударственные;

2. общеобязательные  местные налоги и сборы;

3. местные  налоги и сборы.

Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.

В истории  развития налоговой системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны  первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись  двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц». С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов.

Так, в  подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен  переход от идедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.

В части  юридических лиц изменения коснулись  следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% - для всех юридических лиц и 45% - для банков и страховых компаний.

Впервые к числу налогоплательщиков стали  относиться бюджетные организации  в части доходов, полученных от предпринимательской  деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.

Исходя, из того в качестве основных целей  налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы  были выдвинуты:

Информация о работе Налоговая реформа РК