Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:12, реферат

Описание

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

Содержание

Введение
1). Понятие налоговой системы государства и методов ее осуществления.
2). Критерии оптимальности.
3). Стратегические цели и тактические задачи налоговой политики.
4). Конституционный принцип единства налоговой политики.
5). Налоговое регулирование и его особенности в России.
6). Налоговый механизм.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат статистика.docx

— 35.48 Кб (Скачать документ)

 

 

4). Конституционный принципе единства налоговой политики.

 

 

Конституционный принцип единства налоговой политики обусловливает  принцип единства системы налогов. Однако его значение этим не ограничено. Он предъявляет определенные требования не только к перечню налогов, но и  к содержанию законов о налогах, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях.

Согласно ст. 8 Конституции РФ в  Российской Федерации гарантируется  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка  конкуренции, свобода экономической  деятельности. Единство экономического пространства — непременный атрибут  государства с рыночной экономикой, условие свободного и динамичного  развития общества.

Принцип единства экономического пространства реализуется посредством различных  механизмов, в том числе и финансовых.

Реализация данных принципов —  одно из направлений деятельности Правительства  РФ. Статья 114 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации  единой финансовой и денежной политики.

Как следует из приведенных статей Конституции РФ, содержание принципа единой финансовой политики состоит  не в сосредоточении у федерального центра всех финансовых полномочий, а  в разработке им единых обязательных стандартов финансовой деятельности, обеспечивающих условия формирования бюджетов Федерации и территорий при поддержании баланса прав и интересов всех участников финансовых отношений.

Указанные статьи Конституции РФ лежат  в основе сформулированного КС РФ принципа единой финансовой политики, включающей и единую налоговую политику.

Содержанием единой налоговой патетики является недопущение установления налогов, нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации.

Конституция РФ не исключает принятия субъектами Федерации налогового законодательства, направленного на создание более  привлекательных условий хозяйствования по сравнению с другими территориями. Такие действия могут иметь место  исключительно в пределах, установленных  федеральным законодательством. Так, субъекты Федерации могут снизить ставки налога на прибыль по сравнению с установленными в федеральном законе (в отношении части налога, зачисляемой в региональный бюджет).

Ограничение политики налоговых льгот  может происходить и от налогового, и от бюджетного законодательства. Чрезмерная увлеченность созданием  льготных условий налогообложения  подрывает доходную базу территории и вызывает потребность в дополнительных дотациях и субсидиях из федерального бюджета.

Политика расширения налоговых  льгот может привести к созданию условий, позволяющих формировать  бюджеты одних территорий за счет доходов других территорий. Вероятность  этого особенно велика при существующей несовершенной системе налоговой  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности.

Единство налоговой предполагает, что условия налогообложения, устанавливаемые  в регионах и местностях, не будут  действовать искажающе на объективно складывающиеся рыночные отношения, не будут приводить к снижению доходов других регионов и местностей.

Не всякое снижение уровня налогообложения  приводит к нарушению этого принципа. Можно выделить несколько признаков, которые свидетельствуют о недобросовестной налоговой политике региона:

• условия налогообложения таковы, что особые выгоды получают только нерезиденты или же эти выгоды возникают в связи с операциями с нерезидентами;

• условия налогообложения препятствуют регионам, откуда происходят получатели выгод, учитывать при формировании налоговой базы результаты их деятельности в данном регионе;

• налоговые преимущества предоставляются, если налогоплательщик не ведет реальной экономической деятельности в данном регионе или ведет ее в минимальном  объеме;

• правила определения налогооблагаемой базы отличаются от общепринятых;

• принимаются меры «неразглашению конкретных условий налогообложения; практикуется при внешнем соответствии налогового законодательства общепринятым правилам, изменение условий налогообложения  по договоренности, достигнутой на административном уровне, т.е. скрыто.

Законы субъектов Федерации, нарушающие принцип единства налоговой политики, решениями судебных органов могут  быть признаны недействительными.

В Постановлении от 21 марта 1997 г. КС РФ отметил, что «единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов».

Этот принцип построения системы  налоговых органов определяется принципом единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства требуется наличие одного контрольного органа. Поэтому Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) в качестве единой системы  контроля за соблюдением налогового законодательства осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

По предметам совместного ведения  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные акты субъектов  Федерации.

МНС России является независимой системой контроля за соблюдением налогового законодательства. Независимость понимается прежде всего как независимость от местных органов власти и управления. Это конкретное проявление принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов": праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые инспекции имеют право выполнять только те решения и постановления по налоговым вопросам региональных и местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Региональные и местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

МНС России — централизованная система  контроля за соблюдением налогового законодательства.

 

5). Налоговое регулирование и  его особенности в России.

 

Налоговое регулирование — совокупность мер косвенного воздействия государства  на развитие производства путем изменения  нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения. Это ставки прямого индивидуального подоходного  налога, налогу на прибыль, косвенных  налогов, налоговых скидо^ на инвестиции («налоговый кредит») разнообразных специальных налоговых льготу поощряющих деловую активность.

Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, стремится  к достижению:

— постоянного устойчивого экономического роста;

— стабильности цен на основные товары и услуги;

— полной занятости трудоспособного  населения;

— определенного минимального уровня доходов населения;

— социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

— равновесия во внешнеэкономической  деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически  невозможно. Так, если начинают расти  цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка  приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью  приведет к повышению цен, ибо  надо выплачивать заработную плату  большему количеству людей и к  тому же снизится конкуренция на рынке  труда. Рост заработной платы стимулирует  ускорение автоматизации производства и увеличивает безработицу. Снижение налогов, увеличение государственных  расходов на социальные цели порождает  бюджетный дефицит, инфляцию, рост цен. Таким образом, сбалансированность, оптимизация налоговых регуляторов  — первейшая задача налоговой  политики государства.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая  политика и финансовое воздействие  на частное предпринимательство. При  помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству (налогообложение, кредитование, инвестирование), государство побуждает осуществлять хозяйственную деятельность, удовлетворяющую  общественные потребности. Наряду с  выполнением чисто фискальной функции  система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия  на общественное производство, его  структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Основные направления воздействия  финансово-бюджетного механизма государства  на процесс расширенного воспроизводства  следующие:

— бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных  цен;

— государственные инвестиции в  экономику;

— прямое субсидирование предприятий  в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение  государственных кредитов избавляет  от риска и высвобождает собственные  средства компаний;

— введение при необходимости денежно-кредитных  ограничений: регулирование цен, условий  потребительского кредита, ограничение  кредита, валютный контроль;

— лицензирование;

— совершенствование законодательства о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;

— финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ;

— осуществление эффективной налоговой  политики.

 

6). Налоговый механизм.

 

 

Ст. 57 Конституции РФ коротко и  ясно гласит: «каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы». Налоговым Кодеком Российской Федерации определены такие налоги и сборы, которые не препятствуют реализации гражданами своих конституционных  прав.

В налоговой политике любой страны важную роль играет налоговый механизм, который представляется как совокупность правил налогообложения, устанавливаемых  государством законодательным путем. Налоговый механизм определяет: кто  уплачивает налог, в каком объеме, что подлежит налогообложению, в  каких единицах измеряется объект налогообложения, из каких доходов уплачивается налог, поэтому все налоги имеют экономическое  обоснование. Все налоги и сборы, определенные Налоговым Кодексом Российской Федерации, не ограничивают свободное  перемещение по всей территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), денежных средств и не препятствуют законной деятельности налогоплательщика.

Вся совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в  данном государстве, прядок их взимания и регулирующие отношения, связанные  с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств — это  налоговое право. Налоговое право  определяется общественно-экономическим  строем государства, его задачами и  функциями. Налоговое право содержит специальные нормы (элементы закона о налоге или налоговую модель), устанавливающие по каждому налогу субъектов налогообложения или основание для взимания налога, ставку налога или его норму, порядок исчисления и взимания налога, сроки уплаты, льготы по налогу, ответственность плательщиков, порядок обжалования действий органов взыскания, связанных с исчислением и взиманием налогов.

За налогоплательщиком закреплено право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам законодательства о налогах и сборах (ст. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации). Данная норма вменена в обязанность налоговых органов.

Специальные налоговые режимы

Специальным налоговым режимом  признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в  течение определенного периода  времени, применяемый в случаях  и в порядке, установленных Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  принимаемыми в соответствии с ним  федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов  элементы налогообложения, а также  налоговые льготы определяются в  порядке, предусмотренном Налоговым  Кодексом Российской Федерации. К специальным  налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов  малого предпринимательства, система  налогообложения в свободных  экономических зонах, система налогообложения  в закрытых административно - территориальных  образованиях, система налогообложения  при выполнении договоров концессии  и соглашений о разделе продукции.

Информация о работе Налоговая политика