Налоговая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:40, контрольная работа

Описание

Актуальность заявленной темы обусловлена следующим условиями. Во-первых, сбор налогов и сборов необходим для обеспечения финансовыми ресурсами первоочередных задач жизни государства и общества. Срыв данного процесса грозит социальной нестабильностью и другими негативными последствиями.
Во-вторых, недостаточные или, наоборот, излишне жесткие меры в сфере налогового администрирования могут приводить к широким протестным акциям.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства 5
2. Ответственность законодательства о налогах и сборах, содержащая признаки административного правонарушения 13
3. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства 16
Заключение 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

Конрольная Леканов А.К. налоговое право.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Ответственность за грубое нарушение  организацией правил учета доходов  и (или) расходов и (или) объектов налогообложения  установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти  деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 5 тыс. руб. Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. рублей. Если при этом они повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей.

6) Неуплата или неполная уплата  сумм налога. Если налогоплательщик  не уплатил или не полностью  уплатил налог в результате  занижения налоговой базы, иного  неправильного исчисления налога  или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

7) Невыполнение налоговым агентом  обязанности по удержанию и  (или) перечислению налогов. Если  налогоплательщик, являющийся налоговым  агентом, не удержал и (или) не перечислил налог, то он понесет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ: неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

8) Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения  имуществом, на которое наложен  арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей.

9) Непредставление налоговому органу  сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Если налогоплательщик не представил в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, он будет оштрафован в размере 50 руб. за каждый не представленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если налогоплательщик откажется представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа, будет уклоняться от представления таких документов, либо представит документы с заведомо недостоверными сведениями, штраф составит 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

10) Ответственность свидетеля налогового  правонарушения. В соответствии  со ст. 90 НК РФ налоговые органы  при проведении мероприятий налогового  контроля имеют право вызвать  в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. рублей.

11) Отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия  в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения  или осуществление заведомо ложного  перевода влечет взыскание штрафа  в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. рублей.

12) Ответственность за  неправомерное несообщение сведений  налоговому органу установлена  ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом, статья 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которые возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Например, пункт 2 статьи 375 НК РФ9 предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. рублей. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штраф составит 5 тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ответственность законодательства о налогах и сборах, содержащая признаки административного правонарушения

 

В связи с введением  в действие с 01.07.2002 Кодекса об административных правонарушениях РФ10, из НК РФ и ряда нормативных правовых актов иного уровня исключен ряд норм, устанавливавших ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения. Нормы, включенные в главы 15 и 16 КоАП РФ, предусматривают составы противоправного поведения, которые условно можно разделить на следующие группы:

1)  Нарушения, заключающиеся в неисполнении налоговых обязанностей или противодействии контрольной деятельности налоговых органов;

2)  Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка работы с денежной наличностью и применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

3)  Нарушения банками обязанностей, связанных с исполнением обязанностей по содействию в сборе налогов;

4)  Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка производства и оборота подакцизной продукции;

5)  Нарушения таможенных правил.

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи определенные свойства:

1)  Ее основанием является административное правонарушение;

2)  Она состоит в применении к нарушителям административных взысканий, является карательной ответственностью, мерой принуждения;

3)  К административной ответственности вправе привлекать органы, которым такое право предоставлено законом (суды, органы исполнительной власти);

4)  К административной ответственности в области налогов и сборов привлекаются следующие должностные лица (руководители; главные бухгалтеры; другие работники организаций, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями)11.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ налоговый орган составляет протокол об административном правонарушении немедленно после выявления совершения такового. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Протокол подписывают должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, и должностное лицо налогового органа. Налогоплательщику должна быть вручена копия протокола под расписку. В течение суток с момента составления протокола инспектора направляют его в районный суд или мировому судье. Суд (или мировой судья) должен рассмотреть дело в течение 15 дней.

В случае поступления  ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о назначении административного взыскания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Уголовная  ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой являются типичным явлением, и поэтому  для защиты от нарушений налогового законодательства за уклонение от уплаты налогов используются в том числе  и меры уголовно-правового характера. В странах с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия) уголовные санкции за налоговые преступления устанавливаются нормами налогового, а не уголовного законодательства. В Российской Федерации уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов закреплена в статьях Уголовного кодекса РФ13.

В уголовном законодательстве нашей страны содержится три состава  налоговых преступления, за которые  предусмотрена ответственность.

1) Уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с  организации (ст. 199 УК РФ). Объектом преступного посягательства являются финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться  оправдательными документами, которые  являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате и фактически перечисленных налогов и сборов.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации является предельный размер неуплаченных налогов и сборов, устанавливаемый дифференцированно в зависимости от суммы неуплаты за период трех финансовых лет подряд от общей суммы, подлежащих уплате платежей.

Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов  и (или) сборов либо превышает 1500 тыс. рублей.

2) Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ). Объект преступного посягательства – финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которых обеспечивается налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются организации и физические лица, которые являются участниками  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, и осуществляют в установленном порядке обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов.

Преступление считается  оконченным по истечении установленного налоговым законодательством срока, в который налоговый агент  обязан перечислить налоги и (или) сборы.

Субъект преступного посягательства – физическое лицо, достигшее 16 лет, являющееся индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным (старшим) бухгалтером организации, на которых возложено исполнение обязанностей налоговых агентов.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотив – личные интересы (коммерческий расчет и выгода, корысть и т.д.)14.

3) Сокрытие денежных  средств либо имущества организации  или индивидуального предпринимателя,  за счет которых должно производиться  взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ).

Объект преступного  посягательства – финансовые интересы государства, общественные отношения  в сфере формирования бюджета  и государственных внебюджетных фондов за счет денежных средств и  имущества налогоплательщиков-недоимщиков.

Предмет посягательства – денежные средства в валюте РФ и (или) иностранной валюте (статья 140 ГК РФ) как наличные, так и безналичные (на счетах в банках), а также иное имущество (статья 128 ГК РФ)15.

С объективной стороны, преступление выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Под сокрытием следует понимать любые формы их утаивания от налоговых органов и судебных приставов. Например, фиктивная передача имущества, раздел имущества собственниками, различные способы перевода денежных средств на разнообразные услуги, имитация преступления или несчастного случая (пожара), внесение в бухгалтерские и иные учетные документы заведомо ложных сведений и т.д.

Обязательным элементом  объективной стороны является крупный  размер сокрытых денежных средств либо имущества, который согласно примечания к статье 169 УК РФ по стоимости должен превышать 250 тыс. рублей.

Информация о работе Налоговая ответственность