Налоговая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:40, контрольная работа

Описание

Актуальность заявленной темы обусловлена следующим условиями. Во-первых, сбор налогов и сборов необходим для обеспечения финансовыми ресурсами первоочередных задач жизни государства и общества. Срыв данного процесса грозит социальной нестабильностью и другими негативными последствиями.
Во-вторых, недостаточные или, наоборот, излишне жесткие меры в сфере налогового администрирования могут приводить к широким протестным акциям.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства 5
2. Ответственность законодательства о налогах и сборах, содержащая признаки административного правонарушения 13
3. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства 16
Заключение 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

Конрольная Леканов А.К. налоговое право.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

 

Юридический факультет

Заочное отделение

Специальность «Юриспруденция»

 

Кафедра административного и финансового права

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по учебной дисциплине

 

«Налоговое  право»

 

 

на тему: «Налоговая ответственность»

 

 

 

                                                                                    Преподаватель:

                                                                                    к.ю.н., доцент

                                                                                    Тория Р.А.

                                                                                    Исполнитель: студент

                                                                                    юридического факультета

                                                                                    группа № 6340 Леканов А.К.

 

                                                                                    дата регистрации работы

 

                                                                                    «___»____________2013 г.

 

 

Сыктывкар 2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начало 90-х годов явилось периодом формирования налоговой системы Российской Федерации нового типа - рыночного.

Как известно, в условиях рыночной экономики налоги - это  основной источник доходов государственного бюджета. Например, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США - свыше 90%, в ФРГ - около 80%, в Японии – 75 процентов1. При этом возможности государства влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний существенно меньше, чем в условиях господства государственной собственности.

По мнению Н.И. Химичевой, в условиях рыночных отношений метод  прямых директивных воздействий  на экономику должен быть заменен  преимущественно косвенными методами, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм налогообложения. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления2.

Быстрого преобразования налоговой системы на этой основе ожидать не приходится, поскольку налоговая система построена на противоречии интересов государства и общества. С одной стороны, рост государственных расходов требует наибольшей степени обобществления финансовых ресурсов страны через налоги, с другой - налоговое бремя имеет верхний предел, определяемый финансовыми возможностями налогоплательщика. Поэтому любые попытки реформирования налогового законодательства во всех современных государствах сводятся к решению проблемы соотношения интересов государства и налогоплательщика3. Таким образом, совершенная налоговая система должна быть основана на разумном компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Создание такой системы требует комплексной, всеобъемлющей реформы, охватывающей все элементы налоговой системы: по установлению и введению налогов, по уплате налогов, по налоговому контролю, по правовой основе ответственности лиц, виновных в совершении налогового правонарушения.

Актуальность заявленной темы обусловлена следующим условиями. Во-первых, сбор налогов и сборов необходим для обеспечения финансовыми ресурсами первоочередных задач жизни государства и общества. Срыв данного процесса грозит социальной нестабильностью и другими негативными последствиями.

Во-вторых, недостаточные  или, наоборот, излишне жесткие меры в сфере налогового администрирования могут приводить к широким протестным акциям.

Предметом исследования являются неправомерные действия (бездействие) лиц, которые влекут за собой наступление  ответственности за нарушение налогового законодательства. 

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с ненадлежащим исполнением (неисполнением) налогового законодательства, которые приводят к возникновению ответственности за его нарушение.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: раскрыть понятие  и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства, рассмотреть виды ответственности.

1. Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства

 

Ответственность за нарушение  налогового законодательства можно  определить как реакцию государства на налоговое правонарушение, которая фактически выражается в праве налогового органа через судебную систему предъявить обвинение налогоплательщику (как физическому, так и юридическому лицу) и применить к виновному лицу наказание в пределах санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Воздействуя на имущественные отношения хозяйствующих субъектов посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по уплате установленных налогов и сборов. Данная обязанность обеспечивается принудительными мерами со стороны государства.

Согласно статье 57 Конституции РФ4, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При нарушении налогоплательщиком своих обязанностей государство применяет меры к восстановлению собственных имущественных прав, что помимо штрафных санкций влечет за собой в ряде случаев применение санкций правовосстанавливающего характера. В налоговом законодательстве присутствует имущественная правовосстановительная ответственность, формой проявления которой является пеня.

Налоговое правонарушение нарушает установленный порядок  общественных отношений по взиманию налогов и сборов. У правонарушителя  с момента совершения налогового правонарушения возникает обязанность подвергнуться неблагоприятным последствиям, после чего нарушенные общественные отношения восстанавливаются. Таким образом, обязанность возместить причиненный ущерб одновременно является и обязанностью способствовать восстановлению нарушенных общественных отношений в сфере взимания налогов. Одним из аспектов мер налоговой ответственности является компенсация потерь государства, возникших из-за неуплаты установленных налогов, а другим аспектом – принуждение правонарушителя к правомерному варианту поведения5.

Ответственность за нарушение  налогового законодательства имеет  определенную специфику, обусловленную  особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового  регулирования налоговых отношений. В широком смысле институт налоговой ответственности является межотраслевым правовым институтом, который состоит из отдельных элементов – отраслевых институтов ответственности за нарушение налогового законодательства, регулирующих конкретные виды правоотношений в сфере налоговой ответственности в финансовом, административном, уголовном, таможенном праве. Данные элементы института налоговой ответственности являются самостоятельными институтами названных отраслей права. Совершение налогового правонарушения регулируется институтом финансовой ответственности, нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения, - институтом административной ответственности, а налоговые преступления – институтом уголовно-правовой ответственности6. В зависимости от вида правонарушения меры ответственности за нарушение налогового законодательства содержатся в Налоговом кодексе, Кодексе РФ об административных правонарушения или Уголовном кодексе.

Применение мер различных  институтов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, входящих в систему межотраслевого института налоговой ответственности, определяется в зависимости от квалификации правонарушения, субъекта совершившего данное нарушение, а также общественной степени опасности.

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное деяние (действие или  бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса РФ7. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Привлечение налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в  совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности)8.

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена статьями 116-129.2 Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим вкратце каждое правонарушение.

1) Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговом органе установлена при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. В соответствии со статьей 116 НК РФ при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней налогоплательщику грозят штрафные санкции в сумме 10 тыс. рублей.

2) Уклонение от постановки на  учет в налоговом органе. В  соответствии со ст. 117 НК РФ  ведение деятельности организацией  или индивидуальным предпринимателем  без постановки на учет в  налоговом органе влечет взыскание  штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей. Если срок составил более 90 дней, то штраф составит 20% от доходов, полученных после 90-го дня деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тыс. рублей.

3) Нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке. Налогоплательщик  обязан информировать налоговый  орган об открытии или закрытии  счета в банке (п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение  7 дней. Если данный срок нарушен, то наступает ответственность в соответствии со ст. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к  счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Налоговые органы исходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговый орган.

4) Непредставление налоговой декларации. Для каждого вида налога установлен  свой срок подачи декларации. Если налогоплательщик не подаст декларацию в срок, на него будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ налоговая  декларация представляется в налоговый  орган по месту учета налогоплательщика  по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц  со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Если декларация не представлена в  налоговый орган в течение  более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах  срока, следует взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

5) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения подразумевается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Информация о работе Налоговая ответственность