Место и роль налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание

Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта.

Содержание

Введение с. 1
Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права. Его
основные понятия с. 3
Глава 2. Налоговые правоотношения с.8
Глава 3. Принципы и нормы налогового права .с.12
Глава 4. Источники налогового права с.18
Список литературы с21

Работа состоит из  1 файл

Место и роль налогового права.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

12



и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ , либо установленные в ином порядке, чем это сделано кодексом.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения.

Данный принцип является конституционным, и закреплен в ст. 5 7 Конституции РФ, согласно этой статье: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч.2 ст.8 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Принцип равенства налогообложения является принципом формального, а не фактического равенства и заключается в том, что плательщики определенного вида налога или сбора, по общему правилу, должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях.

Принцип справедливости налогообложения.

В российской юридической науке данный принцип нередко именуют принципом равного налогового бремени. После принятия первой части НК РФ принцип справедливости налогообложения нашел свое закрепление п.1 ст.З НК РФ : «... При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т.е. налоги должны быть справедливыми.

Принцип взимания налогов в публичных целях.

Т.е. налоги и сборы взимаются с целью финансового обеспечения деятельности публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления).Следует отметить, что этот принцип напрямую связывает налоговое право с бюджетным правом. Ведь именно в рамках бюджетных процедур парламентарии как представители налогоплательщиков одобряют планы расходования бюджетных средств и контролируют выполнение органами исполнительной власти бюджетных планов предыдущего финансового органа.

Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре.

Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом., а в ряде государств - специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч.З ст104 Конституции РФ.

Принцип экономического обоснования налогов (сборов)

13



Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (т.е. не быть произвольными). В соответствии с п.З ст.З НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

Данный принцип закреплен в п.7 ст.З НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия м неясности о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Принцип определенности налоговой обязанности.

Он закреплен в п.6 ст.З НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Кроме того, при установлении налогов должны быть определены все обязательные элементы налогообложения, указанные в п.1 и 2 ст. 17 НК РФ.

Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики.

Данный принцип является конституционным, закреплен в ч.1 ст.8 Конституции РФ, п.З ст.1 ГК РФ и п.4 ст.З НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается установления налогов и сборов, нарушающего единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.

Принцип единства системы налогов и сборов.

Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унификации налоговых изъятий собственности. Такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги - с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст.34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства - с другой.

14



Поэтому закрепленный налоговым законодательством РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит -исчерпывающий характер.

Нормы налогового права.

В соответствии с положениями общей теории права норма права - это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях действовать как субъекты определенных прав и обязанностей, под угрозой наступления неблагоприятных для них правовых последствий.

В свою очередь, норма налогового права представляет собой
санкционированное              государством              общеобязательное              социально

определенное, обязательное право поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений и являющиеся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

Нормы налогового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. Под структурой нормы права понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.

По своей структуре норма налогового права включает три элемента:

1.              гипотезу

2. диспозицию

3. санкцию

Гипотезой именуется часть нормы налогового права, в которой заключены: содержание самого правила поведения, фактические условия реализации нормы, либо обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом.

Диспозиция - это центральная часть налогово-правовой нормы, которая формулирует содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой права правила поведения.

Санкция - это часть нормы налогового права, в которой указывается на правовые последствия - поощрительные или карательные меры, наступающие в случае надлежащего соблюдения, либо нарушения установленного данной нормой правила.

Реализация норм налогового права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований.

В литературе выделяют несколько способов реализации нор налогового права:

1.              исполнение

2.              применение

3.использование 4.соблюдение.

15



Исполнение - представляет собой процесс совершения всеми участниками налоговых правоотношений тех действий, которые предписаны в нормах.

Применение - осуществляется органами государственной власти и
практически выражается в совершении ими тех или иных юридически
значимых    действий,     бездействий,              издании     налоговым     органом

индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных и процессуальных норм, и т.д.

При использовании норм налогового права участник налоговых правоотношений сам решает, воспользоваться ему или нет какими-либо, предусмотренными налогово-правовыми нормами права.

В свою очередь, соблюдение норм налогового права пассивно по своей сути и заключается в воздержании участника налоговых правоотношений от нарушения указанных норм.

Виды норм налогового права.

Основаниями классификации норм налогового права на виды могут выступать:

1.     назначение норм

2.     содержание норм

3.     метод воздействия на поведение субъектов

4.     порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений

5.     юридическая сила

6.     порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц В зависимости от их назначения нормы налогового права делятся на:

 

•         регулятивно-правоустанавливающие

•         охранительные.

Значение норм налогового права первого вида в том, что в них заключаются правовые предписания, представляющие субъектам налоговых правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Охранительные налогово-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования налоговой системы страны, эффективность налогообложения.

В зависимости от их содержания, налогово-правовые нормы группируются в те или иные правовые институты. Как известно, правовой институт представляет собой совокупность определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими правоотношений. Поэтому по своему содержанию налогово-правовые нормы могут подразделяться, *   например, на следующие виды:

1.     нормы, закрепляющие права и обязанности участников налоговых правоотношений.

2.     нормы, определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию налоговых органов и органов налоговой полиции.

16



3.     нормы, определяющие основные положения о правовом статусе налогоплательщиков.

4.     нормы, определяющие формы и методы осуществления налогового контроля.

5.     нормы, устанавливающие ответственность за совершение налоговых правонарушений и т.д.

По методу воздействия на поведение субъектов налогово-правовые нормы делятся на:

А) запрещающие

Б)обязывающие

В)уполномочивающе-дозволительные

Г)стимулирующе-поощерительные

В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников налоговых правоотношений налогово-правовые нормы делятся на две большие группы:

•         материальные нормы (определяют права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов и должностных лиц в сфере налогообложения)

•         процессуальные нормы (закрепляют, например, порядок и процедуры осуществления налоговыми органами своих властных полномочий, а также порядок и процедуры защиты прав налогоплательщиков, т.е. методы, порядок и процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей в сфере налогообложения)

При классификации норм налогового права по их юридической силе следует учитывать, что юридическая сила таких норм зависит от ветви власти, к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий налогово-правовые нормы. Кроме того, различаются нормы законные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (содержащиеся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ).

17



Глава 4. Источники налогового права.

Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

Система источников налогового права выглядит следующим образом: 1 .Конституция РФ

2.Специальное налоговое законодательство, которое включает: а) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: НКРФ Иные федеральные законы о налогах и сборах.

б) региональное законодательство о налогах и сборах: Законы субъектов РФ

Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.

в)   нормативные   правовые   акты   о   налогах   и   сборах,   принятые представительными органами местного самоуправления. 3.Общее налоговое законодательство

4.Подзоконные  нормативные  правовые  акты  по  вопросам,  связанным с налогообложением и сборам: Акты органов общей компетенции Акты органов специальной компетенции

5.Решения Конституционного Суда РФ

6. Нормы международного права и международные договора РФ.

Конституция.

Источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как
непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие
большое значение при установлении общих принципов налогообложения,
установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой
политики              РФ,              определяющие              магистральные              направления

совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

Специальное налоговое законодательство.

1 .Федеральное законодательство о налогах и сборах состоит из:

НКРФ

Принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Наиболее    важные    положения    об    организации    и    осуществлении

налогообложении в России закреплены в Налоговом кодексе РФ. НК РФ

состоит из двух частей - общей и особенной.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31  июля 1998г.

№147-ФЗ   «О   введении  в  действие  части   первой  Налогового  кодекса

18



Российской Федерации» часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г.

Вторая часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ «О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001г. В   первой   части   НК   РФ   устанавливается   система   налогов   и   сборов, взимаемых     в     федеральный     бюджет,     а    также     общие     принципы налогообложения   и   сборов   в   РФ.   Вторая   часть   НК   РФ   посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов. К иным федеральным законам о налогах и сборах относятся: федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, на противоречащей НК. Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ. 2.Региональное законодательство о налогах и сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Информация о работе Место и роль налогового права